Биологические ритмы. В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. €

406 Глава 16________________________

мы от выяснения их связи с каким-либо конкретным циклом физиологических состояний.

Одно обстоятельство, позволяющее отчасти понять такое отсутствие прогресса, состоит в том, что в экспериментах попрежнему используются те же тесты и задания, что и в самых ранних исследованиях, и, по существу, до сих пор не ясно, что именно измеряют эти тесты. Поэтому вряд ли можно ожидать, существенных успехов до тех пор, пока не будут разработаны новые, более адекватные методы оценки функционирования головного мозга. В настоящее время основная надежда на прогресс связана, видимо, с усовершенствованием существующей измерительной аппаратуры. Один из путей такого усовершенствования может быть связан с выяснением того, каким образом определенные воздействия влияют на показатели стандартных тестов в разное время дня. Так, например, в отношении кратковременной памяти недавние исследования Фолкарда и Монка [25] в лаборатории автора показали, что обычный утренний взлет показателей этой способности в одном из тестов исчезает, если помешать испытуемым проговаривать про себя материал; это позволяет предположить, что суточные вариации по тестам, включающим кодирование и хранение информации, могут быть обусловлены изменениями в стратегии использования вербального кода. Именно такого рода эксперименты, видимо, могут приблизить нас к пониманию действительных механизмов, лежащих в основе ритмических вариации, работоспособности: они позволят нам изобрести новые, прямые тесты для оценки работы самих этих механизмов.

Литература

1. Adam J., Brown T., Colquhoun P., Hamilton P., Orsborn J., Thomas I., Worsley D. Nycthemeral rhythms and air trooping: Some preliminary results from «Exercise Medex». In: W. P. Colquhoum (ed.), Aspects of Human Efficiency: Diurnal Rhythm and Loss of Sleep, English Universities Press, 1972.

2. Aschoff J., Giedke H., Poppel E., Wever R. The influence of sleep-interruption and of sleep deprivation on circadian rhythms in human "performance; In: W. P. Colquhoun (éd.), Aspects of Human Efficiency: Diurnal Rhythm, and Loss of Sleep, London, English Universities Press, 1972.

3. Baade W. Experimented und kritische Beitrâge zur Frage nach den sekundâren Wirkungen des Unterrichts, insbesondere auf die Empfânglichkeit des Schulers, Pâdagogische Monographien, Band III, Leipzig, 1907.

4. Baddeley A. D., Hatter J. E., Scott D., Snashall A. Memory and time of day, Quarterly J. of Experimental Psychology, 22, 605—609 (1970).

5. Bechterew W. von. Uber die Geschwindigkeitsveranderungen der psychischen· Prozesse zu verschiedenen Tageszeiten, Neurologisches Zentralblatt, 12, 290—292 (1893).

6. Bjerner В., Holm A., Swensson A. Diurnal variation in mental performance: A study of three-shift workers, British J. of Industrial Medicine, 12, 103^ 110 (1955).


Наши рекомендации