Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис

Исходной для исследований является схема, изображенная на рис. 3.6.

1. Собрать схему транзисторного усилителя в соответствии с рис. 3.7.

Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru

Рис. 3.7. Схема транзисторного усилителя

Параметры элементов схемы:

С1= 220 мкФ С2=С3= 20 мкФ С4= 20 мкФ R1 =100 Ком R2 =51 Ком R3 = 2 Ком R4 = 360 Ом R5 = 1 КОм

Измерения входных и выходных сигналов U1 и U2 производятся мультиметрами AC(U1 и U2). Амплитуда и частота входного сигнала задается с помощью низкочастотного генератора сигналов XFG1.

2. Снять амплитудную характеристику усилителя. Для этого подать на вход усилителя от генератора синусоидальный сигнал частотой Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru и, меняя амплитуду входного сигнала в пределах Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru =0,001…0,03В, замерить с помощью мультиметра U2 амплитуду выходного сигнала Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru . Результаты записать в таблицу 3.2.

Таблица 3.2.

Uвхm, мВ                
Uвых.m,мВ                

3. Построить амплитудную характеристику усилителя Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru .

4. Рассчитать коэффициент усиления каскада по напряжению Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru .

5. Снять амплитудно-частотную характеристику усилителя. Для этого подать на вход усилителя сигнал Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru и измерять выходной сигнал Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru при различных частотах входного сигнала, при этом уровень входного напряжения поддерживать постоянным ( Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru ). Значение частоты входного сигнала изменять в пределах от 20Гц до 30000 Гц. Результаты измерений занести в таблицу 3.3.

Таблица 3.3.

Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru              
Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru                  
Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru                  
Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru                  

6. Для каждого значения частоты определить значение коэффициента усиления по напряжению Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru .

3.5. Построить график зависимости изменения коэффициента усиления от частоты в логарифмическом масштабе. Из графика определить нижнюю Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru и верхнюю Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru частоты.

Контрольные вопросы

1. Определить по принципиальной схеме усилительного каскада способ включения транзистора.

2. В каком усилителе осуществляется усиление по напряжению и по мощности?

3. В каком усилителе осуществляется усиление по току и по мощности?

4. Как построить нагрузочную линию транзистора по постоянному току?

5. Объясните влияние температуры на работу усилителя.

6. Роль и назначение элементов исследуемой схемы усилителя.

7. Дать определение верхней и нижней граничной частот.

8. Приведите график частотной характеристики идеального усилителя.

9. Назначение обратной связи в усилителях.

10. Перечислить виды обратных связей.

11. Как влияет обратная связь в усилителе на коэффициент его усиления.

12. Пояснить физическую сущность стабилизации коэффициента усиления усилителя, охваченного отрицательной обратной связью.

Лабораторная работа № 4

Исследование логических элементов

Цель работы

Изучить и исследовать основные логические элементы, используемые в микропроцессорных средствах вычислительной техники.

Основные положения

Логические элементы предназначены для выполнения различных логических операций под дискретными сигналами при двоичном способе их представления.

Преимущественное распространение получили логические элементы потенциального типа. В них используется дискретные сигналы, нулевому значению которых соответствует уровень низкого потенциала, а единичному значению - уровень высокого потенциала. Связь потенциального логического элемента с предыдущим и последующим узлами в системе осуществляется непосредственно, без применения реактивных компонентов. Благодаря этому преимуществу именно потенциальные логические элементы нашли исключительное применение в интегральном исполнении в виде микросхем. С позиций использования логических микросхем потенциального типа и проводится далее рассмотрение логических элементов.

Алгоритм любой арифметической операции, выполняемой вычислительной техникой в двоичной системе счисления, может быть сведен к последовательности выполнения некоторых логических операций. Схемно логические операции реализуются на элементах, которые называются логическими.

Логика в общем смысле – это наука о наиболее общих законах и формах мышления, а математическая логика – это наука о применении математических методов для решения различных логических задач.

В вычислительной технике используется главным образом начальный раздел математической логики, называемый исчислением высказываний или алгеброй логики.

Под высказыванием понимают любое предложение, в отношении которого имеет смысл утверждение об его истинности или его ложности. Высказывание может быть либо истинным, либо ложным, но не может быть одновременно и тем, и другим.

В алгебре логики принято рассматривать не конкретное содержание высказывания, а лишь значение его истинности. Принято обозначение истинности высказываний: «1» – высказывание истинно, «0» – высказывание ложно. Такие высказывания чаще называют двоичными переменными.

Высказывания бывают простые и сложные. Функциональную зависимость сложного высказывания выражают через простые, т.е. Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru (x1,x2., …. xn),где xi – исходные простые высказывания. Объединения простых высказываний в сложные производится с помощью логических связей.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся логические связи и соответствующие им сложные высказывания.

а) Логическая связь НЕ Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru

Отрицание высказывания «x» называется такое сложное высказывание, которое истинно, когда x ложно, и ложно, когда x истинно.

Запись высказывания имеет вид: ƒ(x) = Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru

Условное обозначение схемы и таблица истинности имеют вид:

Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru х Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru

б) Логическая связь ИЛИ (дизъюнкция)

Дизъюнкцией нескольких простых высказываний называют такое сложное высказывание, которое ложно тогда, когда ложны все простые высказывания.

Запись высказывания имеет вид: ƒ(x1, x2) = x1 + x2 = x1 Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru x2

Условное обозначение схемы и таблица истинности имеют вид:

Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru x1 x2 ƒ(x1, x2)

в) Логическая связь И (конъюнкция)

Конъюнкцией нескольких простых высказываний называют такое сложное высказывание, которое истинно только тогда, когда истинны все простые высказывания.

Математическая запись на примере двух простых высказываний имеет вид: ƒ(x1, x2) = x1 · x2= x1 Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru x2 = x1 & x2

Условное обозначение схемы и таблица истинности имеют вид:

Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru x1 x2 ƒ(x1, x2)

г) Логическая связь ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ (сумматор по модулю 2)

Суммированием по модулю 2 нескольких простых высказываний называют такое сложное высказывание, которое истинно только тогда, когда истинно нечетное число высказываний.

Математическая запись на примере двух простых высказываний имеет вид: ƒ(x1, x2) = x1 Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru x2

Условное обозначение схемы и таблица истинности имеют вид:

Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru

x1 x2 ƒ(x1, x2)

На основе приведенных типовых логических связей (элементов) в цифровых ЭВМ широко применяются серийно выпускаемые промышленностью элементы, обладающие функциональной полнотой на основе интегральных микросхем различных серий.

Используя свойство функциональной полноты, комбинированные логические элементы Пирса и Шеффера позволяют реализовать различные сложные высказывания (функции), как-то И, ИЛИ, НЕ.

д) Элемент Пирса – двоичный логический элемент, реализующий операцию (сложное высказывание) логического сложения с отрицанием (дизъюнкцию с отрицанием).

Математическая запись функции, реализуемой элементом Пирса, имеет вид: Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru ƒ Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru

Условное обозначение элемента и таблица истинности, на примере двух простых высказываний, имеет вид:

Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru x1 x2 ƒ(x1, x2)

На основе элементов Пирса можно реализовать:

а) логическую связь И; б) логическую связь НЕ; в) логическую связь ИЛИ.

Схемы реализации перечисленных логических связей, содержащих по два простых высказывания, имеют вид:

Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru

Рис. 4.1. Схемы реализации логических связей на основе элемента Пирса

е) Элемент Шеффера – двоичный логический элемент, реализующий операцию логического умножения с отрицанием.

Сложное высказывание представляет собой «1» (истинно) на выходе элемента, которая имеет место всегда, кроме случая, когда простые высказывания имеют «1» на всех входах элемента.

Математическая запись функции, реализуемой элементом Шеффера, имеет вид: ƒ Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru

Условное обозначение элемента и таблица истинности на примере двух простых высказываний имеет вид:

Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru x1 x2 ƒ(x1, x2)

На основе элементов Шеффера можно реализовать логические связи НЕ,

ИЛИ, И по аналогии реализации логических связей на элементах Пирса. По таблицам истинности сложных высказываний с помощью аппарата алгебры логики, можно составить совершенные нормальные логические функции.

Пусть ƒ(x1, x2 …xn) – произвольная логическая функция n аргументов. Промоделируем все возможные наборы значений аргументов x. Таких наборов будет 2n. Обозначим их через A0, A1 … Ai, тогда ƒ(x1, x2 …xn) = ƒ(Ai).

Функцию θ(x1, x2 …xn) = θi(Ai), такую, что она равна единице для набора Ai и нулю для всех остальных наборов, называют конституэнтой единицы.

В алгебре логики доказывается, что любая функция ƒ(Ai) может быть представлена логической суммой конституэнт единицы, составленных для тех наборов Ai, для которых ƒ(Ai) = 1. Логическую сумму конституэнт единицы, полученную по указанному правилу, называют совершенной дизъюнктивной нормальной формой функции (СДНФ).

Для получения конституэнт единицы некоторого набора необходимо логически перемножить все переменные данного набора, причем переменные, соответствующие нулям в наборе, в выражении конституэнт единицы входят с отрицанием.

Рассмотрим пример составления СДНФ:

Пусть функция ƒ(x1, x2) задана таблицей истинности

№ набора x1 x2 ƒ(x1, x2)     Случай сумматора по модулю два ƒ(x1, x2) = x1 Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru x2  

Функция ƒ(x1, x2) = 1 для наборов 2 и 3. Конституэнты единицы для наборов Q2 = x1 Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru , Q3 = Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru x2, тогда СДНФ будет: ƒ(x1, x2) = x1 Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru + Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru x2.

В алгебре логики доказывается также, что любая логическая функция может быть представлена совершенной конъюнктивной нормальной формой (СКНФ), которая получается логическим умножением конституэнт нуля для тех наборов Ai, для которых ƒ(x1, x2 …xn) = 0.

Для получения конституэнт нуля некоторого набора необходимо сложить все переменные набора, причем переменные, соответствующие единицам в наборе, в выражение конституэнт нуля входят с отрицанием.

По данным таблицы истинности предыдущего примера составим СКНФ.

Из таблицы видно, что ƒ(x1, x2) = 0 для наборов 1 и 4. Конституенты нуля для этих наборов Q1 = x1 + x2 , Q4 = Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru , тогда СКНФ функции:

ƒ(x1, x2) = (x1 + x2)( Выполнение лабораторной работы на персональном компьютере. Исходной для исследований является схема, изображенная на рис - student2.ru ).

Таким образом, любая логическая функция может быть представлена либо функцией СДНФ, либо функцией СКНФ. Для их получения требуется использование логических связей трех типов: НЕ, И, ИЛИ. Эти связи образуют функционально полную систему логических связей.

Количество конституэнт, образующих совершенную нормальную функцию, определяет форму функциональной зависимости.

Наши рекомендации