И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...)

Таким образом, в ячейку D1 должна быть введена формула:

=ECЛИ(И(A1>0;B1>0;C1>0);"плюс";ECЛИ(ИЛИ(A1>0;B1>0;C1>0);"разные";"минус"))

Ниже приведены результаты расчетов по этой формуле для всех вариантов исходных данных (Рис.12).

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

Рис.12Результаты решенияПримера 3. Сложные условия.

Пример4.

Перейдите на Лист 4 рабочей книги.

Переименуйте Лист 4 рабочей книги в Работа бригады.

Создайте на этом рабочем листе следующую таблицу (Рис.13):

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

Рис.13Таблица исходных данных для Примера 4

В ячейку А5 введите текст, указанный на рис.13.

Необходимо провести анализ выполнения плана бригады из 3-х человек и сделать следующие заключения:

a) вся бригада выполнила план;

b) вся бригада не выполнила план;

c) не вся бригада выполнила план.

Заключение о работе бригады записать в ячейку А6.

Столбец D (Факт) заполните самостоятельно для всех случаев, которые необходимо рассмотреть по условию задания.

В ячейку Е2 (% выполнения плана) нужно записать расчетную формулу вида: =D2/C2*100и скопировать ее приёмом автозаполнения в ячейки Е3:Е4.

Затем, используя в Мастере функций функции из категории Логические функции, проанализируйте процент выполнения плана всей бригады, записав в ячейку А6 следующую формулу:

=ECЛИ(И(E2<100;E3<100;E4<100);"все не выполнили";ECЛИ(ИЛИ(E2<100;E3<100;E4<100);"не все не выполнили";"все выполнили "))

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

Рис.14Решение Примера 4. Анализ работы бригады.

Для проверки всех условий, рассмотренных в формуле, измените значения исходных данных в столбце D. Автоматически произойдет расчет процента выполнения плана всей бригады и анализ ее работы.

Пример5.

На рабочем листеРабота бригадыв ячейке А8 запишем следующую формулу:

=А7<0

В результате по этой формуле в ячейке А8 будет записано значение ИСТИНА, если в ячейке А7 отрицательное число, в противном случае в ячейке А7 будет записано значение ЛОЖЬ. Анализируя значение в ячейке А8 можем определить, какое число записано в ячейке А7, отрицательное или нет. Для этого, например, в ячейку А10 запишем формулу с использованием функции ЕСЛИ:

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

Рис.15Окно функции ЕСЛИдля Примера 5

В результате в ячейке А10 будет записана следующая формула:

=ECЛИ(A8;"отрицательное";"больше или равно нулю")

В этой формуле логическим выражением является адрес (А8), который дает значение либо ИСТИНА, либо ЛОЖЬ. Ниже приведены результаты расчетов по этой формуле для всех вариантов исходных данных (Рис.16).

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

Рис.16Результаты решенияПримера 5. Логические функции.

Пример6.

На свободном рабочем листе в ячейку С1 запишем формулу деления двух чисел, записанных в ячейках А1 и В1:

=А1/В1

Сделаем проверку, является ли значение в ячейке С1 (результат деления) ошибкой. Для этого будем использовать функцию ЕОШИБКА из категории Проверка свойстви значений. Эта функция возвращает значение ИСТИНА, если в вычислениях есть ошибка (например, ДЕЛ/0!-деление на ноль и др.) и ЛОЖЬ, если ошибки нет. Используя функцию ЕОШИБКА в качестве логического выражения функции ЕСЛИ, запишем в ячейку А2 формулу:

=ECЛИ(ЕОШИБКА(C1);"ошибка";"нет ошибки")

Таким образом, в зависимости от результата операции деления в ячейке А2 соответственно будут записаны слова “ошибка” или “нет ошибки”.

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

Рис.17Окно функции ЕСЛИдля Примера 6

Ниже приведены результаты расчетов по выше разобранной формуле для некоторых вариантов исходных данных (Рис.18).

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

Рис.18Результаты решенияПримера 6. Логические функции.

Задание для самостоятельной работы 4

Создайте на рабочем листе Примеры Функций ещё одну таблицу (Рис.19) (по-прежнему не заполняя последнюю графу, она будет использоваться для сверки результатов):

И(логическое_значение1; логическое_значение2; ...) - student2.ru

Рис.19Задание для самостоятельной работы 4. Логические функции.

1) В ячейку С13 ввести большее из значений, содержащихся в соседних слева ячейках.

2) В ячейку С14 ввести слово «да», если значение ячейки A14 больше значения ячейки B14. В противном случае ввести слово «нет».

3) Создать формулу, записывающую в ячейку С15 слово «да», если ячейка A15 пуста или содержит текст. В противном случае в ячейку С15 записать слово «нет» (см. нижеПримечание)

4) Создать формулу, определяющую значение ячейки С16 равным:

a) -1, если содержимое ячейки B16 меньше 0;

b) 0, если содержимое ячейки B16 равно 0;

c) формулу A16/B16, если содержимое ячейки B16 больше 0.

Сверьте полученные результаты.

Примечание: Для проверки типа значения или ссылки в пакете Excel имеются функции, объединенные в категориюПроверка свойств и значений. Каждая из этих функций проверяет тип значения и возвращает значение ИСТИНА или ЛОЖЬв зависимости от типа.

Например, функция ЕПУСТО возвращает логическое значение ИСТИНА, если проверяемое значение является ссылкой на пустую ячейку; в противном случае возвращается логическое значение ЛОЖЬ. Функция ЕТЕКСТ возвращает значение ИСТИНА, если проверяемое значение является ссылкой на текст, в противном случае возвращается логическое значение ЛОЖЬ.

Наши рекомендации