При невыполнении любого из этих условий арматура считается неработоспособной и выводится из эксплуатации.

Меры безопасности при работе с линейными

Задвижками и откачке нефти

Меры безопасности при выполнении работ при обслуживании

и эксплуатации задвижек

Линейные задвижки должны иметь паспорта, формуляры, инструкции по эксплуатации, разрешение Ростехнадзора на применение на опасных производственных объектах.

ТО задвижек должно проводиться с установленной заводом-изготовителем периодичностью, согласно графику обслуживания и ремонта, в соответствии с инструкцией по эксплуатации, утверждённой ГИ ОАО МН.

Контроль работоспособности и технического состояния запорной арматуры осуществляется внешним осмотром, диагностированием и испытаниями.

При внешнем осмотре проверяются:

- состояние и плотность материалов и сварных швов арматуры;

- плавность перемещения всех подвижных частей арматуры и электропривода;

- исправность электропривода;

- герметичность арматуры по отношению к внешней среде, в том числе:

o герметичность прокладочных уплотнений;

o герметичность сальникового уплотнения.

В работоспособном состоянии запорной арматуры пропуск среды через сальниковое и прокладочное уплотнения не допускается.

Техническое состояние задвижки в процессе эксплуатации должен определяться диагностическим контролем. Для определения технического состояния корпуса и сварных швов задвижки применяются акустико-эмиссионный (АЭ), ультразвуковой (УЗК) и другие методы неразрушающего контроля.

Проведение диагностического контроля задвижки совмещают по срокам с капитальным ремонтом, а также осуществляют при выявлении чрезмерных напряжений на патрубках или при возникновении отказов в работе задвижки по критериям предельных состояний.

Диагностический контроль и заключение по его результатам осуществляют специализированные организации, имеющие разрешение Ростехнадзора, или специалисты РНУ, ЦБПО при наличии разработанной и утвержденной методики диагностического контроля.

Результаты диагностического контроля (заключение) заносятся в формуляр арматуры или прикладывается к ее паспорту.

Контроль герметичности затвора арматуры в процессе эксплуатации может осуществляться акустико-эмиссионными течеискателями.

Запорная арматура считается работоспособной, если:

- обеспечивается прочность материалов деталей и сварных швов, работающих под давлением;

- не наблюдается пропуск среды и потение сквозь металл и сварные швы;

- обеспечивается герметичность сальниковых уплотнений и фланцевых соединений;

- обеспечивается герметичность затвора арматуры в соответствии с паспортом на запорную арматуру;

- обеспечивается плавное перемещение всех подвижных частей арматуры без рывков и заеданий;

- электропривод обеспечивает плавное перемещение затвора, открытие и закрытие в течение времени, указанного в паспорте;

- обеспечивается отключение электропривода при достижении затвором крайних положений и при превышении допустимого значения крутящего момента на бугельном узле.

При невыполнении любого из этих условий арматура считается неработоспособной и выводится из эксплуатации.

Критериями отказа запорной арматуры, определяющими её неработоспособность являются:

- неустранимая дополнительной подтяжкой потеря герметичности по отношению к внешней среде;

- пропуск среды в затворе сверх установленного паспортом;

- невозможность рабочих перемещений запорного органа (заклинивание подвижных частей) при открытии и закрытии арматуры;

- увеличение (уменьшение) времени срабатывания;

- выход из строя электропривода

Критериями предельных состояний арматуры являются:

- достижение назначенного срока службы;

- разрушение или потеря плотности основного материала и сварных швов;

- нарушение геометрических размеров сопряжённых деталей вследствие износа или коррозионного разрушения.

При достижении назначенного срока службы запорная арматура подвергается переосвидетельствованию с целью определения её технического состояния и возможности продления сроков эксплуатации.

Показатели надёжности, критерии отказов и предельных состояний указываются в паспортах на арматуру.

Детали запорной арматуры считаются пригодными при условии, что:

- они соответствуют требованиям ТУ и стандартов, имеют заводскую маркировку, сертификаты и паспорта;

- отклонения толщины стенки по торцам не превышают предельных значений, регламентируемых соответствующими ГОСТами и ТУ;

- глубина царапин, рисок и задиров на поверхности детали не превышает 0,2 мм, на теле и на торцах детали отсутствуют вмятины;

- глубина забоин и задиров фасок не более 5 мм;

- на концевых участках детали отсутствуют расслоения металла.

Опасности, которые могут возникнуть при работе с запорной арматурой:

- нарушение формы и целостности деталей и узлов;

- выход нефти через подвижные и неподвижные уплотнения;

- взрывоопасность и пожарная опасность;

- высокое давление;

- токсичность паров нефти;

- приток нефти в опорожненный участок нефтепровода и потеря герметичности глиняного тампона или герметизатора;

- наличие подвижных частей;

- электрический ток и шаговое напряжение;

- возможность срабатывания в автоматическом режиме;

- изменение времени срабатывания на «открытие» или «закрытие»;

- образование искр от инструмента и такелажной оснастки при ударе;

- возможность разряда статического электричества;

- гидравлический удар при высокой скорости закрытия затвора.

Последствия нарушения мер безопасностипри обслуживании и эксплуатации задвижек:

· потеря управляемости;

· отравление обслуживающего персонала парами нефти;

· взрыв и загорание;

· поражение обслуживающего персонала струёй жидкости высокого давления;

· поражение персонала электрическим током;

· аварии, связанные с пропуском внутритрубных устройств;

· необоснованное увеличение сроков ликвидации аварий и выполнения ремонтов;

· несчастные случаи.

Мероприятия обеспечения безопасности:

· обучение безопасным приёмам работ;

· поддержание территории и подъездных путей в чистоте и исправном состоянии;

· использование предусмотренных нормами спецодежды, спецобуви, индивидуальных средств защиты органов дыхания, глаз, кожи лица и рук, спасательных поясов и страховочных веревок;

· соблюдение режима труда и отдыха;

· точность, полнота и исключение обезлички при выполнении организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности производства работ, в т.ч.: - инструктаж по особым опасностям которые могут возникнуть при выполнении конкретного вида работ;

· промывка внутренних полостей задвижек;

· замена сальниковой набивки уплотнений штоков

· сезонное обслуживание арматуры (протяжка фланцевых соединений).

Промывкаклиновых задвижек

До проведения основных работ по врезке «катушки» должны быть проведены работы по подготовке к промывке, внутренней полости клиновых задвижек и проверке герметичности их затворов.

Эти работы выполняются по заранее разработанному Плану мероприятий, являющемуся частью ППР по врезке, и оформлением нарядов-допусков на газоопасные, огневые и работы повышенной опасности.

Промывка внутренней полости клиновых задвижек производится за счет увеличения скорости потока перекачиваемой нефти при уменьшении площади проходного сечения и создании перепада давления до и после затвора задвижки путем ее прикрытия. В результате происходит освобождение посадочного паза для клина в корпусе задвижки от возможного скопления посторонних предметов и грязи. Это позволяет устранить или снизить величину протечки нефти при закрытии задвижки.

Промывка полости задвижки осуществляется до достижения перепада до и после клина ΔР = 0,2 МПа в течении не менее 30 мин и скорости потока нефти не менее 1,5 м/с, при постоянном контроле показаний манометров.

Проверка герметичности задвижек осуществляется путем контроля изменения давления в отключенной части нефтепровода после его остановки и снижения давления до статического на отсеченном участке.

Снижение давления осуществляется сбросом нефти в подготовленные емкости, откачкой в параллельный нефтепровод или за задвижку, при этом на момент начала контроля в контролируемой точке нефтепровода должно быть избыточное давление не менее 0,2 МПа.

Изменение давления на отсеченном участке контролируется по манометрам не менее 30 мин. При контроле герметичности задвижек могут использоваться акустические приборы для прослушивания возможных протечек.

Изменение давления в течение 30 мин на 0,2 МПа иболее, фиксирование шума протечек нефти через затвор, а также продолжающееся поступление нефти через вантуз, при снижении давления на отсеченном участке, свидетельствуют о негерметичности затвора проверяемой задвижки.

При протечке величиной 6 м³/ч необходимо произвести замену негерметичной задвижки или работы по врезке совместить с заменой задвижки.

Наши рекомендации