Квантитатив:Ему за тридцать лет, До тысячи экскурсантовпосе­щает музей каждый месяц, Мороз — под тридцать градусов,Живи просто — проживешь лет со сто. 1 страница

Упражнение 29

Найдите омонимичные предложно-падежные синтаксемы. Укажите:

а) их значения;

б) от имен какой категориальной семантики они образованы;

в) функцию в предложении;

г) функциональный тип.

Где возможно, подберите синонимичные синтаксемы.

\. У + Род. пад. 1. Он, как я, писатель старый, издал он роман недавно, где сюжет и план рассказа у меня украл бесславно. У меня герой в чахотке. У него все лица так же, как в моем романе, ходят, пьют, болтают, спят и любят (Мин.). 2. У бабушки козел, У Варварушки седой; Он под печкой живал, Все сухарики едал. Отпросился козел У бабушки на часок — Погулять во лесок (Фольклор). 3. У княжны еще горел огонь (Л.). 4. — У меня на­сморк, — отвечал я, — боюсь простудиться (Л.). 5. Грушницкий стоял у самого колодца (Л.). 6. Коля теперь жадно, много читал, брал книги в библиотеке и у Перуцкого (Кае). 7. У подножия ис­полинских колонн, покрытых странными лепными украшениями, стояли казавшиеся очень маленькими люди. У многих в руках были факелы (Кае). 8. Что мне до матери? Ты у меня и мать и отец и все, что ни есть дорогого на свете (Гог.).

II. С + Те. пад. 1. Они берут моих лошадей с удовольствием и
никогда со мной не ездят вместе (Л.). 2. Поезд со скрежетом тор­
мозит ("Кук."). 3. Самолеты без помех с корабля взлетают вверх
("Кук."). 4. Служащие вызвали полицию, и оба джентльмена
были арестованы с полным набором инструментов для вскрыва-
ния складских помещений и с пистолетами в карманах ("Изв.").
5. Гляжу с участьем умиленным, Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным, С их ветхим листьем изнурен­
ным, Молниевидный брызнет луч (Тютч.). 6. У Тургенева также
Базаров стрелялся с кем-то там (Ч.). 7. С голоду человек шалеет,
дуреет, становится дикий (Ч.). 8. Мужики сдирают с изб крыши,
и уже, говорят, где-то тиф (Ч.). 9. Ее комнаты со старинною ме­
белью, со спящими птицами в клетках и с запахом герани, невы­
сокие, полутемные, очень теплые, напоминали мне покои игу­
меньи или какой-нибудь богомольной старухи-генеральши (Ч.).
10. — Как с налогами? — задаю дежурно-привычный вопрос
("Изв."). 11. Он увидел удивленные взгляды <...> и понял, что с
ним истерика (Ч.). 12. С ним в продолжение того времени прои­
зошли большие перемены (Гог.). 13. По всему заметно было, что
он ехал куда-нибудь с визитом (Гог.). 14. Наша истерика с выиг­
рышем автомобиля привлекла внимание ("Ст.").

III. В + Предл. пад., На + Предл. пад., По + Дат. пад. 1. За­
пад, Норд и Юг в крушенье, Троны, царства в разрушенье
(Тютч.). 2. В груди тоска, в уме сомненья (Тютч.). 3. Сияет солн­
це, воды блещут, На всем улыбка, Жизнь во всем (Тютч.). 4. В
нем не было ни лжи, ни раздвоенья — Он все в себе мирил и со­
вмещал (Тютч.). 5. Чуть-чуть белеет темя гор, Еще в тумане лес и
долы... (Тютч.) 6. Один из Сашиных клиентов на второй день по­
сле покупки спортбайка на скорости 240 километров в час на

Рублевке зацепился за грузовик и улетел ("Ст."). 7. Мой орган тренья о вещи в комнате, по кличке зренье, сосредоточивается на обоях (Бр.).

8. Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, —

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд

Все безответен и поныне

Глас вопиющего в пустыне

Души отчаянной протест? (Тютч.)

9. Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывет.

На солнце ль радужно блистая,

Иль ночью в поздней темноте,

Но все, неизбежимо тая,

Они плывут к одной мете (Тютч.).

10. Песок сыпучий по колени...

Мы едем — поздно — меркнет день,

И сосен, по дороге, тени

Уже в одну слилися тень (Тютч.).

Упражнение 30

Выпишите:

а) глагольно-именные словосочетания (в которых глагол управляет падежом
зависимого существительного);

б) сочетания глагола со свободной (неуправляемой) (предложно-)падежной
синтаксемой имени.

Приехать к матери, приехать на коне, доверять другу, доверять по глупости, достигнуть гор, достигнуть на третьи сутки, тоско­вать по родине, тосковать в разлуке, приложить к заявлению, дать в награду, дать медаль, дать солдату, войти в сад, войти в пальто, мстить врагам, мстить за обиды, собираться по пятницам, собираться с друзьями, собираться на работу, путешествовать по пустыне, путешествовать всю жизнь, путешествовать с друзьями,

путешествовать без воды, пасти коров, пасти кнутом, пасти по утрам, пасти с усердием, присутствовать при встрече, говорить об отпуске, говорить по телефону, говорить другу, говорить с на­чальником, говорить насчет поездки, говорить без бумажки, при­ехать к обеду, доверять вещи, достигнуть без усилий, спросить из любопытства, командовать армией.

Упражнение 31

1. Охарактеризуйте форму и значение приведенных ниже свободных и конст­
руктивно обусловленных синтаксем — заголовков газетных / журнальных ста­
тей и рубрик и названий телепередач. Используйте эти синтаксемы в составе
предложения, в функции главного или второстепенного компонента. Всегда
ли это возможно?

2. Найдите примеры синтаксем разной семантики в роли заголовков стихо­
творений русских поэтов. Синтаксемы каких значений встречаются в этой
роли особенно часто?

1. Из редакционной почты. 2. Про нашего мальчика. 3. Мемо­риал. Из тюрьмы на сцену. 4. На пути к Вавилонской башне. 5. Без рецепта. 6. Памяти товарища. 7. На этой неделе. 8. В ожи­дании бакшиша. 9. Барселона: в сторону Гауди. 10. О радости со­льного пения. 11. Именем власти. 12. В погоне за тенью. 13. От наших корреспондентов и информационных агентств. 14. В мире животных. 15. Как в кино.

Упражнение 32

1. Охарактеризуйте подчеркнутые синтаксемы.

2. Приведите примеры:

а) той же синтаксемы в другом лексическом наполнении;

б) той же лексемы в виде другой синтаксемы;

в) той же формы в другом значении (омонимичные синтаксемы);

г) того же значения, выражаемого другой формой (синонимичные синтаксе­
мы).

Lt;Э> Образец

Мы познакомились осенью в Ницце.

1. осенью: форма — Те. пад.,значение — время (темпоратив), функция —
обстоятельственный распространитель модели, тип синтаксемы — сво­
бодная

в Ницце, форма — В + Предл. пад., значение — место (локатив), функция — обстоятельственный распространитель модели, тип синтаксемы — сво­бодная

2. Примеры к осенью:

а) Зимой. Ранним утром.

б) Любовался золотой осенью (Те. пад.,объект эмоционального отно­
шения, присловная позиция, связанная синтаксема), говорили о прошлой
осени (О + Предл. пад., делибератив, присловная позиция, свободная син-

таксема); к осени их отношения изменились (К + Дат. пад.,темпоратив, распространитель модели, свободная синтаксема).

в) Любовался золотой осенью, шел полем, работа! учителе.».

г) Мы познакомились в январе, под Рождество.
Примеры к в Ницце:

а) В нашем городе. В большом и чуждом мире.

б) Любовался Ниццей (Те. пад.,объект эмоционального отношения,
присловная позиция, связанная синтаксема), говорили о Ницце (О+
Предл. пад., делибератив, присловная позиция, свободная синтаксема);
Из Ниццы она написала ему письмо (ИЗ + Род. пад.,директив, распростра­
нитель модели, свободная синтаксема).

в) Пришла в шубе, была в расстройстве, снег выпал только в январе.

г) Мы познакомились в Ницце, на севере, под Ростовом.

1. С дружиной своей, в цареградской броне Князь по полю едет на верном коне (П.). 2. Алексей был в батюшку (П.). 3. У Натальи душа замерла от страха. (Т.). 4. Именно в такой день случилось мне быть на охоте (Т.). 5. До захода солнца он несколько раз прошелся по бульвару и по улице в надежде встре­титься с Лаевским (Ч.). 6. Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой (Гог.). 7. С тайным трепетом спешил он за своим предметом, так сильно его поразившим (Гог.). 8. Иван Яковлевич для приличия надел сверх рубашки фрак (Гог.). 9. От­чаяние овладело им (Гог.). 10. Вдруг, смотрю, бежит она через калитку ко мне во двор, босая, в одной юбке, и прямо ко мне; ухватилась руками за уздечку, вся опачкалась в смоле, трясется, плачет (Ч.).

Глава III. Модели предложений в системно-коммуникативном аспекте

Упражнение 1

Найдите субъект и предикат модели. Охарактеризуйте их форму и значение. Определите типовое значение (ТЗ) модели. Приведите примеры:

а) той же модели с другим лексическим наполнением;

б) других моделей, выражающих то же или близкое значение;

в) формально похожих моделей других типовых значений.

Образец

Наташа была в восторге — ТЗ эмоционального состояния лица создается сопряжением Им. пад. имени лица и признаковой предложно-падежной формы В + Предл. пад.от имени эмоционального состояния. Примеры:

а) Он был в ужасе, Все были в трансе,

б) Наташа восторгалась, была радостна;

в) Наташа была в кино, Наташа была в шубе.

Там чудеса — ТЗ качественной характеристики локуса через происходя­щие в нем события создается сопряжением локативного наречия — субъ­екта и признакового существительного в предикате. Примеры:

а) Там дожди, засуха, погромы, беспорядки;

б) Там происходят чудеса, В центре города случаются беспорядки, Центр
города охвачен беспорядками, Там стоит засуха;

в) На небе звезды, Там наши друзья.

1. Была у Насти кукла (Л. Т.). 2. В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто (Л. Т.). 3. Твоя мать всегда была независима (Арб.). 4. В передней толкотня, тревога (П.). 5. Он чертами лица очень походил на сестру (Т.). 6. Старушка цап за узелок, но сразу отдернула руку (Шар.). 7. Вот уже полтора месяца, как я в крепо­сти N (Л.).

Упражнение 2

Разделите предложения на три группы по типу субъекта: а) личный;

б) предметный;

в) локативный.

Охарактеризуйте состав модели и типовое значение. Если под одним номе­ром несколько предложений, не забывайте характеризовать каждое!

1. Улицы и переулки были пустынны (Л. Т.). 2. Мне двадцать один год. Я студент-социолог и одинокая девушка (Арб.). 3. Ты улыбаешься, а мне страшно (Арб.). 4. Ты была жестока сейчас (Арб.). 5. Настоящей героиней романа, конечно, является Вера (Кони). 6. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь (Л.). 7. Потрескивал камин, в окно луна све­тила (Ст.). 8. На перекрестках шум и гул (Фет). 9. Горячо, дол­жно быть, было и в Аравии (Бун.). 10. В снежных айсбергах Мар-сово поле и Лебяжья лежит в хрусталях (Ахм.). 11. Контрактов два, а я всего один ("Кук."). 12. Рукописи моих романсов лежали передо мной на столе (Верт.).

Упражнение 3

Сгруппируйте предложения по типовым значениям (принадлежности, состо­яния, действия, качества). Охарактеризуйте компонентный состав моделей. Найдите предложения, похожие по форме, но выражающие разные типовые значения.

1. У одного знаменитого режиссера был инфаркт (Довл.). 2. У меня был издатель, очень ловкий и предприимчивый (Верт.). 3. Такой фонарь имеет четыре горелки перед металлическими щетка­ми (Кони). 4. Намедни у меня были кое-какие неприятности в министерстве (Т.). ~§^У школьников собрание, Потом у них кино (Барто). 6. У него был злой язык (Л.). 7. У него георгиевский сол­датский крестик (Л.). $> [А вы были в Москве, доктор?] — Да, я имел там некоторую практику (Л.).^ У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса (Чук.). Ю. У них, у бегемотиков, животики бо­лят (Чук.). 11. Эта девочка, наверное, беззащитна (Арб.). 12. На Докучаеве мягкая соболья шапка (Map.). 13. У нее идиотская наив­ность (Эф.). *Т4> Теперь он больной и хромой, маленький заинька мой! (Чук.) *г^ Братья-близнецы Митя и Витя имели одинаковый рост (Ос). HL На краю крыши на одной и той же высоте стоят одинаковые братья-близнецы Митя и Витя. На обоих одинаковые костюмчики и тапочки, в карманах одинаковые проездные биле­ты на трамвай. Но у Мити ничего нет в руках, а Витя прижимает к груди крупную ржавую железку. Кто из близнецов обладает бо­льшей потенциальной энергией? (Ос.) 17. Тогда он носил фрак и золотые часы (Ч.). 18. Святой Орден владеет городом и страной, етныне Арканарской областью Ордена (Стр.). 19. Считается, что около 0,5—1% беременных имеют заболевание щитовидной желе­зы ("Н."). 20. У нее был хороший, сочный, сильный голос (Ч.).

Упражнение 4

1. Разделите предложения, называющие внутреннее состояние лица: jmouho-
нальное и физическое, на две группы:

а) предложения, сообщающие о наличии состояния, представляющее состо­
яние в процессе его переживания;

б) предложения, сообщающие о возникновении или исчезновении состоя­
ния, т. е. фазисные.

2. Укажите изосемические и неизоссмические предложения. Охарактеризуйте
глаголы и признаковые имена, использованные в неизосемических предло­
жениях. Определите, в форме какого падежа выступает субъектный компо­
нент. Отметьте случаи комплексного представления субъекта. Для группы
а найдите фазисные соответствия, для группы б — исходные модели.

Образец

а) Лаевский чувствовал утомление и неловкость (Ч.) — неизосемическая
модель, состояние выражено признаковыми существительными утомление
и неловкость в составе предиката с глаголом-компенсатором чувствовал,
субъект состояния в Им. пад. (Лаевский); возникновение состояния мож­
но представить с помощью предложения Он почувствовал (начал чувство­
вать) утомление, конец состояния — Он перестал чувствовать утомление,
неловкость прошла.

б) Им овладело беспокойство, [охота к перемене мест] (П.) — неизосеми­
ческая модель, состояние выражено признаковым существительным бес­
покойство в составе предиката с фазисным глаголом овладело; субъект со­
стояния в Тв. пад. {Им); исходная модель Он испытывал, чувствовал бес­
покойство.

1.Отчего вы так печальны, доктор? (Л.) 2. У меня на сердце был камень (Л.). 3. Когда он ушел, ужасная грусть стеснила мне сердце (Л.). 4. Узнав об этом совершенно невинном намерении Юрия Михайловича, украинское ведомство "закордонних справ," пришло в ужас ("МК"). 5. Госпожа Смирнова последние дни была очень больна (Тютч.). 6. Сейчас мне весело. <...> Я испыты­ваю необыкновенный душевный подъем (Арб.). 7. Барышню била лихорадка. <...> С ног до головы была охвачена жутью и Ната­лья, стоявшая возле нее (Бун.). 8. У веселой Солошки, дежурив­шей в коридоре, — на случай зова, приказаний Клима, — мути­лось в глазах и колотилось в горле сердце (Бун.). 9. И княгиня внутренне радовалась, глядя на свою дочку; а у дочки просто нервический припадок (Л.). 10. Его охватило непривычное тупое и беспечное веселье (Кае). 11. У Быкова инфаркт, с Добрыни­ным удар (Ст.). 12. На душе у хоббита было смутно и тягостно (Ник. П.). 13. Володя, ты просто устал и в дурном расположении духа (Булг.). 14. Как бы ты не простудилась тут! (Ч.) 15. Узнав же, что его привлекают к суду, он вдруг утомился и пал духом (Ч.). 16. Я долго стоял около картины Нестерова "Видение отроку Варфоломею". <...> Щемило сердце от этой трогательной и ниче­го не требующей красоты (Пауст.). 17. Она начала по временам

впадать в меланхолию (Мор.). 18. Похоже было на то, как будто он заболел внезапно (Ч.). 19. Когда кончилась истерика, Лаев­ский сидел на чужой постели и думал: "Срам, разревелся, как девчонка!.." (Ч.) 20. Надежда Федоровна была в веселом, шалов­ливом настроении (Ч.).

Упражнение 5

1. Разделите предложения, обозначающие эмоциональное или эмоциональ­
но-оценочное отношение лица к другому лицу, предмету или событию, на
две группы:

а) предложения, сообщающие о наличии отношения;

б) предложения, сообщающие о возникновении или исчезновении отноше­
ния, т. е. фазисные.

2. Укажите изосемические и неизосемические предложения. Охарактеризуйте
глаголы и признаковые имена, использованные в неизосемических предло­
жениях. Определите, в форме какого падежа выступают субъектный и объект­
ный компоненты. Для группы а найдите фазисные соответствия, для группы
б — исходные модели.

Образец

а) Но ответило корыто: "На Федору я сердито!" (Чук.) — изосемическа>[
модель с прилагательным сердито в предикате и Им. пад. субъекта Я,
объект отношения выражен формой НА + Вин. пад.(на Федору); возник­
новение отношения Я рассердилось на Федору; исчезновение отношения —
Я перестало сердиться, больше не сержусь на Федору.

б) Ольга Михайловна почувствовала досаду на мужа (Ч.) — неизосемиче­
ская модель, предикат эмоционального отношения включает признаковое
имя досада с глаголом-компенсатором почувствовала; субъект отношения
в Им. лад. (Ольга Михайповна), объект в форме НА + Вин. пад. (на мужа);
предложение сообщает о возникновении отношения, ср. Ольга Михайлов­
на чувствовала досаду на мужа, досадовала на мужа.

1. Я влюблен в Лидочку Орнацкую (Map.). 2. К средней школе у меня была лютая ненависть (Map.). 3. Довольно долго мне нра­вились исключительно "очень тоненькие" (Map.). 4. У отца тоже была страсть к хорошим переплетам... для хороших книг (Map.). 5. Зачем он шапкой дорожит? (П.) 6. В детстве я любил отца. Я восхищался им (Арб.). 7. И когда он горделиво вспоминает о своей честно прожитой жизни, он становится ненавистен мне (Арб.). 8. Нет, не восторгают меня нынче донкихоты. На людях, правда, мы все их превозносим, но втайне, оставшись одни, пре­зираем (Арб.). 9. Прекрасной дочерью своей гордится старый Ко­чубей (П.). 10. Меня не удовлетворяет работа нашего правитель­ства во время отсутствия президента ("Изв."). 11. В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку (Ч.). 12. Обезьян совсем, совсем не жалко! (С. Ч.) 13. Капризная она чрезвычайно: обожаю, говорит, финики. А принесешь ей — фыркает: я, говорит, терпеть не могу финики, а только винные ягоды (М. Г.).

14, Брать тайно или просить она не могла, она боялась мужа, трепетала его. Ей казалось, что страх к этому человеку она носит в своей душе уже давно (Ч.)- 15. Он горд и самолюбии. Пожалуй, возненавидит меня за то, что многим обязан мне (Ч.). 16. И уж не ревность, не досада, а настоящая ненависть к его шагам, не­искреннему смеху и голосу овладела Ольгой Михайловной (Ч.). 17. На самом же деле предстоящий суд сильно беспокоил его (Ч.). 18. Она уже сильно ревновала мужа (Ч.). 19. Мне было боль­но за людей, мучившихся в чеховской пьесе (Пауст.). 20. Он по­терял вдруг всякий интерес к картам и людям, засуетился и стал просить, чтобы его отпустили домой (Ч.). 21. Ольге Михайловне стало жаль его (Ч.).

Упражнение 6

Проанализируйте предложения и сделайте список моделей, которыми рас­полагает русский язык для выражения ТЗ "лицо + его качество". Отметьте, какие модели являются изосемическими, центральными для выражения это­го значения.

1. Это была девка здоровая, смешливая, вертлявая, непоседа (Ч.). 2. Характерной для Коли является его высокая сензитив-ность, проявляющаяся в болезненной чувствительности мальчи­ка, в его обидчивости ("Па"). 3. У сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное отношение к делу, разбросанность ("Пс"). 4. У тебя воображение пылкое, романтическое. Ты на­клонна к мечтательности (В. Бел.). 5. Адам — воплощенная утон­ченность, Вилли — сплошная вульгарность; Адам — потомствен­ный аристократ, Вилли — выскочка (Ан.). 6. Однако непоседа твой Митя! (Стан.) 7. Замечательнейшим свойством Балетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете (Т.). 8. От­личительной чертой этого монарха была трусость ("Пр."). 9. Они очень милые и вполне интеллигентные люди (Пауст.). 10. Дьякон был очень смешлив и смеялся от каждого пустяка до колотья в боку, до упада (Ч.). 11. Был он, казалось, наделен врожденным изяществом, какой-то особой свободой и в то же время скромной простотой движений (Кае). 12. Было в этом высоком, крупном человеке что-то располагающее к доверию (Кае). 13. В душе рус­ского человека есть черта особого скрытого героизма (Реп.). 14. Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело вы­ражение невинности и юности; голос у него был приятный и пе­вучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредст­венности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность (Л. Т.).

Упражнение 7

Подчеркните составные предикаты предложений и определите их семантику. Укажите глаголы-компенсаторы. Там, где это возможно, найдите синоними­ческий способ выражения (простое глагольное сказуемое).

1. Грушницкий бросил на меня недовольный взгляд (Л.). 2. Начало октября. Генералу Краснову сотник Карташов делает доклад (Map.). 3. Я не большой специалист по этой части, но кое-что разумею. С большими художниками дружбу водил (Кае). 4. В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутином совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности) (Л. Т.). 5. С точки зрения беспристрастной науки Толя проводил наблюдения, а Коля ставил опыты (Ос). 6. Саша задумчиво раскачивался на стуле и строил жизненные планы (Ос). 7. Будешь вносить по­правки — перестану оказывать поддержку ("Кук."). 8. Интерпол не проводит собственных расследований, а оказывает прежде все­го информационное содействие другим службам ("Изв."). 9. Ра­нее эмбарго на ввоз швейцарской говядины ввели соседние Гер­мания, Франция и Италия, а затем и Нидерланды ("Изв."). 10. Сельскохозяйственная палата Женевского кантона обратилась с требованием к правительству незамедлительно принять ответ­ные меры ("Изв."). 11. Пассажирский самолет Боинг-757 китай­ской авиакомпании, совершавший рейс из Пекина в Ухань, со­вершил вынужденную посадку в столичном аэропорту ("Изв."). 12. Последняя операция, где принимали участие сотрудники АТЦ, — Первомайск ("Изв."). 13. Пройдет миллион лет, ин­стинкт сформируется, и мы перестанем совершать ошибки, кото­рые, вероятно, являются результатом деятельности разума (Стр.). 14. С глубокой древности вплоть до прошлого века помощью но­ворожденным, их выхаживанием занимались повив&тьные бабки, акушерки ("Н.")- 15. Недоношенный новорожденный со сроком 28 недель и меньше постоянно пребывает в состоянии сна ("Н."). 16. Румата и в этом отличался непозволительной для разведчика разборчивостью (Стр.). 17. Французский адмирал обладал незау­рядной личной храбростью ("Пр.").

Упражнение 8

Найдите соотносительные глагольные и безглагольные предложения одина­кового ТЗ. Подчеркните одной чертой акциональные глаголы и двумя черта­ми — неакциональные.

1. Твой щит на вратах Цареграда (П.). 2. Ворона сидит на вет­ке (Ос). 3. Самое крупное животное в зоопарке -- слониха Алек­сандра. Ее масса достигает 5 тонн, особенно после завтрака (Ос). 4. Тело всадника без головы имеет массу 70 кг. Масса его лошади

200 кг (Ос.)- 5. Задник сцены представляет собой во всю свою длину и высоту стену трехэтажного кирпичного дома ночлежки со множеством окон (Эф.). 6. Средний объем мозга человека со­ставляет около 1500 см куб. ("И. э. ж."). 7. Второй по величине хищной птицей Европы является гриф белоголовый сип ("И. э. ж."). 8. Мы с тобой как будто из разных стран. <...> Ты из правильной страны, Я из неправильной (Арб.). 9. Дикий кролик происходит из Испании ("И. э. ж."). 10. В шатре царствовало еще более тор­жественное безмолвие (Мер.). 11. Тишина бесконечная (Мер.). 12. Учебник "Неонатология" — составная часть нашего учебника "Детские болезни", выпущенного в 1993 году ("Н."). 13. Семей­ство фламинго, или краснокрылых, относится к уже известному нам отряду голенастых. Оно включает в себя в общей сложности 3 рода с 6 видами ("И. э. ж."). 14. Вокруг стояла тишина, и осо­бенно тихо было там — на дороге (Стр.). 15. Назад тому лет пять я проезжал чрез город Миргород. Я ехал в дурное время (Гог.). 16. Я сегодня из Полтавы (Гог.).

Упражнение 9

Подчеркните локативные компоненты и определите их функцию в предложе­нии: субъект или предикат. Отметьте, в каких предложениях локативный компонент метонимически обозначает людей, находящихся в локуме, как субъектов действия или состояния.

1. В доме холодно, пусто и сыро (Гор.). 2. На самом взморье — ветряные мельницы, точно в Голландии (Мер.). 3. Говорят, что тут в марте всегда такая погода (Ч.). 4. И сразу в Балаклаве ста­новится просторно, свежо, уютно и по-домашнему деловито (Куп.). 5. В ограде был пролом (Стр.). 6. Оказалось, что за окном — гроза (Стр.). 7. Город был поражен невыносимым ужасом (Стр.).

8. Дача находилась недалеко от станции, в большом парке (Ч.).

9. В этот утренний час Невский проспект был погружен в без­
молвие (Каг.). 10. Обычно в гнезде бывает два яйца ("И. э. ж.").
11. Шипун встречается крайне редко от Балтийского побережья
до Дальнего Востока ("И. э. ж."). 12. В Литве отказались от бес­
платных служебных телефонов на дому ("Изв."). 13 На другой
день он не пришел. И на следующий день его не было на бульва­
ре (Кае). 14. Над городом поднималась не то комическая завод­
ская труба, не то телебашня (Пел.).

Упражнение 10

Определите предикативные характеристики предложения, охарактеризуйте его место в грамматической парадигме модели и саму эту парадигму (с точки зрения полноты/неполноты).

Образец

Был сильный мороз — предложение со значением атмосферного состояния локуса (локативный субъект не назван), в реальной модальности, про­шедшем времени, личная парадигма отсутствует. Отсутствуют также во-люнтивные формы.

Мысль изреченная есть ложь — предложение в реальной модальности, гномическом настоящем времени выражает обобщенное оценочное суж­дение и не обладает грамматической парадигмой.

Наша Таня громко плачет — предложение со значением действия лица в реальной модальности, настоящем времени, 3-м лице, обладает полной грамматической парадигмой.

1. Над Москвой весенняя ночь (Бун.). 2, 3, 4. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что творилось с Гришею (Н.). 5. Героем Саламина был афинский вождь Фемистокл (Гас). 6. Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! (П.) 7. С трех сторон чернели гребни утесов (Л.). 8. Зачем надо было эту дрянь есть? (Пел.) 9. На другой день у него болела голова (Кае). 10. Одной волною накатило, другой волною унесло (Цв.).

Упражнение 11

В обозначенных римскими цифрами группах предложений найдите, если они есть, предложения, представляющие одно типовое значение.

I. 1. Около стен стояли шкафы с книгами (П.). 2. — Анка сто­
ит слишком близко, — подумал он (Стр.). 3. Посредине, за высо­
кой конторкой стоял, согнувшись над бумагами, сморщенный
пожилой человек в плоской черной шапочке (Стр.). 4. Некоторое
время он стоял под деревом, жадно глотая холодный воздух
(Стр.). 5. В дверном проеме стоял, упершись ногой в косяк,
огромный штурмовик в серой рубахе (Стр.). 6. На массивной та­
буретке лежала палитра (Кае). 7. В тот год осенняя погода стояла
долго на дворе (П.).

II. 1. Румата стянул перчатку и с размаху треснул ей жеребца
между ушами (Стр.). 2. На высоте, над самой головой полковни­
ка, трещала, как беспокойная птица, пишущая машинка (Булг.).
3. В двух шагах от него в маленькой черной печечке трещал
огонь (Булг.). 4. Я дал пощечину Максимову, когда он назвал
отца зверем и подлецом (М. Г.). 5. Я ударил плетью по лошади и
выехал из-за куста (Л.).

III. 1. В избе был яркий свет (Стр.). 2. Это был любопытней­
ший экспонат в его коллекции средневековых монстров (Стр.).
3. В избе горел свет (Стр.). 4. Улицы были погружены в гробовую
тишину (Стр.). 5. Здесь было непроглядно темно (Стр.). 6. Кру-

гом все глушь (П.) 7. И в церковном приделе Свет, и служба идет (Паст.).

IV. 1. Сморщенный старичок прилежно скрипел пером (Стр.).
2. Братья заскрипели по снегу (Булг.). 3. Пол паркетный в покоях
не скрипнет (Гор.). 4. В райке нетерпеливо плещут, И, взвив­
шись, занавес шумит (П). 5. Едва струей гремучею сверкает жар­
кий ключ (Л.). 6. Лишь Терек в теснине Дарьяла. Гремя, нарушал
тишину (Л.).

Наши рекомендации