Выполните практические задания

Практическое занятие 1.

Тема 1. Логика, ее предмет и значение. Основные логические законы (принципы) (4 ч)

План

1. Мышление и его роль в познании.

2. Понятие о законах и формах мышления. Формы и законы

мышления как предмет логики.

3. История логики, этапы ее развития. Значение логики как науки.

4.Характеристика основных логических законов (принципов)

Литература (ко всем темам курса)

Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 2001.

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г.Логика: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Гетманова А.Д. Логика. Словарь и задачник: уч пособ для студ вузов. М., 1998

Гетманова, А.Д. Учебник логики. Со сборником задач / А.Д. Гетманова. М., 2006..

Грядовой, Д.И. Логика. Практический курс основ формальной логики:

Гусев, Д.А. Логика: учебное пособие. М., 2005.

Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007.

Ивлев Ю.В.Логика. Сборник упражнений. – М., 1998.

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И.Упражнения по логике: Уч. пособ. Изд. 6-е. М., 2011

Кузина Е.Б. Лекции по теории аргументации. М.: Изд-во МГУ, 2007.

Курбатов В.И. Логика. Для ССУЗ. Изд 2-е. Ростов-на-Дону, 2007.

Логика: учебное пособие в кратком изложении и упражнениях / Д.И. Грядовой. М., 2004. .

Попов Ю.П.Логика: уч. пособ. Изд. 3-е. М., 2011

Рузавин, Г.И. Логика: Практический курс: учебник для вузов. М. 2002.

Светлов Ю.П.Логика: уч. пособ. СПб., 2011

Скрипай В.А., Каверин Б.И., Демидов И.В.Логика и теория аргументации.- М., 2006.

Шадрин Д.А. Логика: конспект лекций. М., 2006.

Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2005. .

Методические рекомендации

При изучении первой темы, прежде всего, необходимо понять, в чем суть мышления как особого вида деятельности человека. Познание человека – сложный процесс, в нем очень важная роль принадлежит мышлению, посредством которого создаются обобщенные образы интересующей человека реальности.

Мышление является объектом изучения разных наук, оно изучается философией, физиологией высшей нервной деятельности, лингвистикой и логикой. У каждой науки есть свой аспект изучения мышления, точнее свой предмет. Логика рассматривает мышление как деятельность, которая осуществляется в определенных формах, по четким правилам и законам.

Переходя к рассмотрению форм и законов мышления, надо усвоить их главную особенность: формы и законы мышления универсальны и едины для всего человечества. Все люди во все времена, независимо от времени, конфессиональной, этнической и расовой принадлежности мыслили в единых формах и по одним и тем же законам.

При характеристике законов мышления, выявленных логикой, следует иметь в виду то, что они по своей сути равнозначны законам природы, т. е. объективны, общезначимы и имеют необходимый, устойчивый, повторяющийся характер. Законов логики много, но среди них особое место принадлежит базовым, основным законам (или принципам), которые были в основном выявлены и описаны еще Аристотелем в IV в. до н. э.

Первым из них традиционно считается закон тождества или, иными словами, закон определенности мышления. В ходе любого обсуждения той или иной проблемы, будь это судебное заседание или научная дискуссия, объект мысли, рассматриваемый в данном конкретном случае должен оставаться самим собой. За этим законом объективно стоит определенность или тождественность объектов бытия самим себе. При всей изменчивости существующей реальности любой объект мысли на данный момент его рассмотрения остается равным самому себе, так как в противном случае невозможно определить, что же является предметом рассмотрения. Своеобразным отражением закона постоянства и является логический закон тождества, требующий не подменять рассматриваемый или исследуемый объект мысли чем-то иным.

Второй базовый закон – закон логического непротиворечия, согласно которому необходимым требованием нормального мышления является принцип: два противоположных высказывания об одном и том же объекте мысли в одном и том же отношении одновременно истинными быть не могут. Сознательное использование этого закона в практике мышления позволяет избегать противоречивых высказываний и обеспечивает логическую убедительность и обоснованность

приводимых аргументов в доказательстве.

Третий закон – закон исключенного третьего − является дополнением к закону логического непротиворечия и утверждает, что из двух противоречащих друг другу высказываний одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. При знании истинности одного из противоречащих суждений можно отбрасывать другое как несомненно не истинное, не прибегая к доказыванию этой неистинности.

Четвертый закон – закон достаточного основания − был сформулирован уже в Новое время в ХVII в. немецким философом Лейбницем.

Этот закон требует, чтобы выдвигаемое утверждение, если оно не самоочевидно, было достаточно обосновано. По поводу этого закона в современной логике нет однозначного мнения. Что касается обоснованности теоретических утверждений, то вряд ли здесь можно обойтись данным законом. В юридической деятельности этот закон сохраняет свое значение в полном объеме. Любое юридическое решение не может не быть достаточно обоснованным.

В заключение к теме «Предмет логики» надо обратиться к истории этой науки и рассмотреть ее возникновение и развитие на основе развития культуры общества и возникновения первых элементов научного знания. Логика возникает как составляющая философии и до сих пор остается философской наукой, несмотря на высокий уровень ее формализации.

Важным стимулирующим фактором становления логики послужило начало судопроизводства и связанная с этим потребность в умении доказать истинность или по крайней мере обоснованность позиций, занимаемых истцом и ответчиком. Другим источником становления логического знания было развитие античной математики. Возникнув еще в античности, логика развивалась в последующие эпохи, и до сих пор развивается, обогащаясь новыми разделами и новыми решениями традиционных проблем.

Основы логики как теоретического знания сформулировал древнегреческий мыслитель Аристотель в IV в. до н. э., хотя отдельные логические идеи присутствуют в учениях Древнего Китая и Древней Индии. Аристотель описал формы мышления, выявил три базовых закона мышления и заложил основы силлогистики. Лишь в ХVII в. на основе нового этапа развития естествознания начинается новый этап развития логики, возникает индуктивная логика, разрабатываются методы научной индукции. В этот же период закладываются основы математической логики. Наука логика − не завершенное знание, она все время обогащается, оставаясь открытой для новых решений.

Контрольные вопросы

1. Что изучает наука «логика»?

2. Когда сформировалась наука логика?

3. Что такое формы мышления?

4. Что такое законы логики?

5. Чем законы логики отличаются от законов права? Общества? Природы?

6. В чем значение науки логики для политолога, специалиста-гуманитария?

Практическая часть

Выполните практические задания

Закон тождества

1.Нарушен ли закон тождества в следующих парах суждений:

а) Водитель автомобиля совершил аварию. – Причина аварии заключается в действиях водителя автомобиля.

б) Завтра будет дождь и холод. – Завтра будет холодно и дождливо.

в) Неверно, что этот треугольник равнобедренный и прямоугольный. – Этот треугольник не равнобедренный и он не прямоугольный.

2.Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скобках:

а) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в БЕЗЛЮДНЫЙ переулок (пустынный, глухой).

б) За время работы сотрудник Петров проявил себя ИНИЦИАТИВНЫМ работников (энергичным, активным, деятельным).

3.Соболюдается ли закон тождества при ответах на следующие вопросы:

а) Какова Ваша специальность? – Я аспирант.

б) Каково практическое значение логики? – Знание логики помогает избежать ошибок в рассуждениях.

4.Определите, в чем сущность нарушения требований закона тождества, которые имеются в следующих суждениях:

а)- Почему Вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины.

-Да. Но одни умеют петь, а другие нет.

б) Спорят два товарища:

- Купи сто апельсинов. Я один съем.

- Не съешь.

Они поспорили. Товарищ купил сто апельсинов. Другой взял одни и съел.

Закон непротиворечия

1.Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения:

а) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. - Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.

б)Некоторые офицеры являются генералами. – Некоторые офицеры не являются генералами.

в) Сахар бел. – Сахар сладок.

г) Эта музыка плохая. – Эта музыка написана выдающимся композитором.

2.Выполняются ли требования закона непротиворечия в приведенных ниже понятиях:

Солнечная ночь, холодный огонь, горячий снег, неправильное правило, ослепительная темнота, сказочная деятельность.

3.Находятся ли в противоречии следующие суждения:

Не всякие данные могут быть судебными доказательствами. – Некоторые данные могут быть судебными доказательствами?

Наши рекомендации