Как Том и Джерри победили Кощея Бессмертного
На одном сказочном материке находились два государства. Одно кошачье, в другом жили мыши. Двумя государствами правил Кощей Бессмертный. Кощей разжигал войну между кошками и мышками. Страдали от войны все. В каждой кошачьей семье плакали котята, и в семьях мышей было горе.
Однажды котёнок Том решил узнать, с кем воюют его отец и старший брат. Он тайком перешёл границу и попал в мышиное государство.
Первым, кого он увидел, был мышонок по имени Джерри. Они сразу понравились друг другу и стали думать, как спасти их страны от войны.
Джерри предложил пойти в страшный дремучий лес к его бабушке Крысе и спросить совета о том, как избавиться от Кощея. Шли они два дня и две ночи и, наконец, пришли. Бабушка Крыса сказала, что больше всего на свете Кощей боится запаха роз. Она дала Тому и Джерри мешочек с семенами, чтобы те засеяли ими поле.
Том и Джерри так и сделали. Когда аромат цветущих роз стал кружить над обеими странами, Кощей в страхе покинул трон и исчез навеки.
— Вам понравилась сказка? Можно ли назвать её доброй? Почему?
— Найдите в тексте однокоренные слова. Назовите корень.
— Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое корень слова?
Домашнее задание
Повторить изученные правила.
Урок 3 8. Сложные слова
Цели: познакомить со сложными словами; формировать умение находить корень в сложных словах.
Ход урока I. Организационный момент
И. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Напишите однокоренные слова с корнем -цвет-.
— Что такое корень слова?
— Как пишется корень в однокоренных словах?
III. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Найдите корни в словах вездеход, водопад.
— Что вы заметили? Объясните лексическое значение этих слов.
— Правильно, эти слова образованы из двух слов. А сколько корней в каждом слове? (Два.)
— Такие слова называются сложными. Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 138 (с. 77).
— Прочитайте слова.
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Сколько корней в этих словах? Почему?
— Какие гласные соединяют корни в сложных словах?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 139 (с. 78).
— Прочитайте текст.
— Найдите в тексте сложное слово. Почему автор употребил его?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся объясняют написание слов с орфограммами.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебникуУпр. 140 (с. 78).
(Работа в парах. Проверка.)
—Назовите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор. (/. Водитель. 2. Лесовод. 3. Вихрь — в остальных словах есть корень ветер-; ветромер — это сложное слово.)
VII. Рефлексия
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите корни слов.
Закричу, заурчу,
Под небеса улечу. (Вертолёт.)
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (Водопад.)
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится —
Пригласит чайку напиться. (Самовар.)
Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошёл — там пыли нет,
Пыль и сор - его обед. (Пылесос.)
— Как называются слова, которые имеют два корня?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 141 (с. 78).
Урок 3 9. Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Цели: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить окончания в словах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова ъ порядке указанных значений.
— Прочитайте предложение, которое вы составили.
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа
— Найдите лишнее слово в каждой строке и запишите остальные слова. Выделите в словах корень.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Гористый, гора, горчица, горная.
— Спишите. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Увидели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят.
А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась надыбы.
По Н. Сладкову
Фронтальная работа
— Запишите, как называют детёнышей зверей и птиц. Выделите в словах корень.
Образец: заяц — зайчата.
Ворона, лошадь, лиса, волк, медведь, кукушка, овца, кот, слон, утка, гусь, галка.
— Все ли пары — однокоренные слова?
— Как написан корень в однокоренных словах?
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Улица, на улице, улицей, улицу.
— Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Одинаковое.)
— Это однокоренные слова? {Нет.)
— Почему? (Имеют одно лексическое значение.)
— Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется?
— Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Понятие об окончании
— Прочитайте предложения.
Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).
— Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить форму слова дача.)
(Учитель стирает скобки, записывает и вводит термин окончание.)
— Что мы изменили у слов в скобках? (Окончание.)
— А смысл слов от этого изменился? (Нет.)
— А почему нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы предложение имело смысл и слова в предложении были связаны между собой по смыслу.)
— Для чего же служит окончание? (Для связи слов в предложении.)
— Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания.