Деятельность человека. закон аткинсона
Деятельность — специфическая форма активного отношения человека к окружающему его миру. Побудителем деятельности служит потребность в чем-то необходимом для функционирования организма.
Цель деятельности — удовлетворение потребностей человека.
Мотив (с фр. — побуждение) деятельности — это фактор, определяющий выбор цели при данных потребностях. Мотивы направляют и контролируют деятельность. Внешние факторы, усиливающие стремление к цели, называют стимулами. По утверждению психологов, от мотивов зависит 70...80 % достигаемых результатов и только 20...30 % — от интеллекта личности.
В труде проявляются следующие мотивы: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность и т. д. Под выгодой подразумевают заработную плату, режим труда и отдыха, место расположения предприятия и престиж профессии. Мотивом безопасности служит стремление уберечь себя от травм. Мотив удобства выражается в стремлении выбрать наиболее простой и легко осуществимый способ выполнения задания. Удовлетворенность результатами своей деятельности — источник положительных эмоций, способствующих поддержанию высокого морально-психологического настроя.
Между мотивами возможны конфликты. Например, некоторые средства индивидуальной защиты (СИЗ) не всегда удобны в эксплуатации. В связи с этим снижаются производительность труда, а следовательно, и заработная плата. Вот почему в практической деятельности особенно важно достичь слияния мотивов безопасности и выгоды. Характерный пример противоречия этих мотивов — работа шахтера: он должен как можно больше добыть угля для увеличения своей заработной платы и при этом надежно установить крепления для предотвращения обвала породы. Рабочие чаще всего игнорируют менее вероятные отрицательные события для достижения более привлекательных целей, так как выгода очевидна в данный момент, а опасность и ее вероятность возможны в будущем. Таким образом, из двух конкурирующих мотивов побеждает тот, который раньше реализуется. Следовательно, градиент выгоды оказывается выше градиента опасности, что подтверждается приведенными на рисунке 2.3 линиями изменения силы мотивов.
В иерархии мотивов трудовой деятельности мотив физической безопасности занимает ведущее место только в группе "соблюдающих" рабочих, а в группе нарушителей он находится лишь на третьем месте, следуя после мотивов выгоды и одобрения товарищей. Мотив выгоды предпочтительнее из-за отсутствия поощрения безопасной работы. Поэтому у людей с течением времени вырабатывается навык действий с нарушением правил безопасности даже в случае неизбежности социального наказания. Изменить сложившееся положение можно двумя способами: поощрением мотива безопасности; организацией процесса труда таким образом, чтобы исключить выгоду при нарушении правил безопасности.
В случае, когда за безопасное поведение человека поощряют, он стремится вести себя таким образом наиболее часто. При наказаниях за допущенные нарушения для изменения поведения в лучшую сторону требуется меньше времени. Поэтому одобрение в большинстве случаев оказывается более эффективным, чем порицание.
Рис. 2.3. Графическая иллюстрация изменения силы мотивов
Установлено, что отрицательная стимуляция (лишение премии, наложение штрафов и т. п.) эффективна только на стадии обучения. При совмещении в психике человека негативных факторов опасных ситуаций и последующего неприятного воздействия со стороны администрации предприятия у человека закрепляются неудачные способы действий. И наоборот, при положительной стимуляции безошибочных и безопасных действий они закрепляются в психике работающих.
Так как среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда, мотивационный фактор считают главным, то важно не оставлять без внимания случаи нарушения работающими правил безопасности. Это связано с тем, что при выполнении операций трудового процесса с нарушениями в случае отсутствия травм усиливается собственная мотивация работающего к таким неправильным действиям.
Наиболее типичный вид деятельности — труд, в процессе которого человек использует имеющиеся орудия при определенных условиях, учитывает прошлый опыт и вытекающие из процесса опасности.
На основе трудовой деятельности возникли и другие виды предметной деятельности: учебная, игровая, творческая, военная и др. Все они имеют общие особенности или показатели: процесс и результат деятельности. Для трудовой, учебной и военной деятельности наиболее важен результат, причем лучше, если он будет достигнут при минимальных затратах сил и средств. В игре и творчестве первое место занимает сам процесс. Для любой
Рис. 2.4. Схема, иллюстрирующая закон Аткинсона:
М — мотивация к деятельности; Ds — доминирование диспозиции достижения успеха; Df — преобладание диспозиции на избежание неудачи; P —вероятность неудачи (недостижения цели) изменяется от 0 до 1
деятельности требуются большая сила воли и напряжение. Поэтому наиболее привлекательна деятельность с элементами игры и творчества.
Предметная деятельность состоит из операций — конкретных способов, которые человек избирает для выполнения того или иного действия. Выбор операций зависит от решаемой задачи. Если субъект может усмотреть опасность в предметном действии (наличие явной опасности), то фактор безопасности превращается в самостоятельное условие, влияющее на выбор варианта деятельности. Наличие скрытых опасностей, как правило, при выборе вариантов никакой роли не играет. Если действие изначально представляется человеку сложным и опасным, то оно вызывает избыточную энергетическую мобилизацию организма, способствуя успеху выполнения такого действия. Задачи большей опасности порождают ярко выраженные эмоции и энергетическую мотивацию. Так, на опасных работах число несчастных случаев меньше (= 40 %), чем на неопасных (= 60 %).
Американскому психологу Аткинсону удалось сформулировать закон, связывающий цели и мотивы деятельности: "Люди выбирают задание той или иной степени сложности, исходя из мотивационной диспозиции: устремленности к успеху или избежания неудачи". Обнаруженную закономерность называют теорией мотивации достижения. Ее иллюстрируют кривыми, изображенными на рисунке 2.4.
Люди с преобладающей диспозицией к достижению успеха (Ds > DJ) наиболее мотивированы к решению задач средней степени сложности (Р~ 0,5). Однако следует помнить, что чем сильнее диспозиция на достижение цели, тем сильнее переживают угрозу ее недостижения.
Люди с доминирующей диспозицией на избежание неудачи (Df> Ds) предпочитают решать задачи малой степени сложности (Р близка к нулю) или чрезмерно трудные (Р близка к единице). Наибольшая же отрицательная мотивация возникает в задачах средней сложности. Диспозиция к избежанию неудачи не является негативной: люди могут достичь высоких результатов, когда такая диспозиция достаточно велика.