Методические указания для студентов по изучению дисциплины
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава РФ
Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии по специальности «_______Педиатрия___________________» | ||
Протокол №_____ от «___»____________20__г. | ||
Председатель д.м.н., профессор Скачкова М.А. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ»
Методическое обеспечение утверждено на заседании кафедры факультетской педиатрии _______________________________________________ | ||
Протокол №_____ от «___»___________20__ г. | ||
Зав. кафедрой д.м.н., профессор А.А. Вялкова |
Методические указания для студентов 3 курса педиатрического факультета по изучению дисциплины «Пропедевтика детских болезней» составлены сотрудниками кафедры факультетской педиатрии:
к.м.н., доцентом О.В.Мотыженковой
д.м.н., профессором А.А.Вялковой
д.м.н., профессором Л.С. Зыковой
к.м.н., доцентом А.И.Мещеряковой
к.м.н., ассистентом О.К. Любимовой
Под общей редакцией д.м.н., профессора А.А.Вялковой
Оглавление
Пояснительная записка. 3
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов в рамках лекционного курса 3
Методические указания по подготовке к практическим занятиям.. 3
Модуль 1. Методика исследования и семиотика поражений органов и систем детей с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей. 3
Практическое занятие №1.Анамнез жизни и анамнез заболевания ребенка. История развития ребенка и медицинская карта стационарного больного. 4
Практическое занятие № 2. Физическое развитие детей. Отклонения в физическом развитии. 8
Практическое занятие № 3. Оценка нервно-психического развития детей разного возраста. Синдромы поражения и методы исследования нервной системы у детей и подростков. 16
Практическое занятие № 4. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и семиотика поражений кожи, подкожной клетчатки, костно-мышечной системы.. 22
Практическое занятие № 5. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста. Особенности методики исследования органов дыхания у детей первого года жизни. 33
Практическое занятие № 6.Семиотика поражений и методы исследования органов дыхания у детей разного возраста. 37
Практическое занятие № 7.Анатомо-физиологические особенности, методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей старшего возраста. Особенности методики исследования у детей первого года жизни. 45
Практическое занятие № 8.Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы.. 49
Практическое занятие № 9.Методы исследования сердечно-сосудистой системы.. 55
Практическое занятие № 10.Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов пищеварения у детей. 62
Практическое занятие № 11.Семиотика поражения и методы исследования органов пищеварения у детей. 65
Практическое занятие № 12. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов кроветворения у детей. 73
Практическое занятие № 13.Методы исследования и семиотика поражений органов кроветворения у детей. 76
Практическое занятие № 14. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов мочевой системы у детей. Критерии тяжести состояния больного. 82
Практическое занятие № 15.Методы исследования и семиотика поражения органов мочевой системы у детей. 86
Практическое занятие № 16. Защита учебной истории болезни. 95
Практическое занятие № 17. Комплексная оценка состояния здоровья детей. 96
Практическое занятие № 18.Итоговое занятие по лабораторным и инструментальным методам исследования органов и систем ребенка. 98
Практическое занятие № 19.Итоговое занятие по методике исследования и семиотике поражений органов и систем детей разного возраста. 100
Модуль 2. Питание детей. 101
Практическое занятие № 1. Естественное вскармливание детей первого года жизни. 101
Практическое занятие № 2. Искусственное и смешанное вскармливание. Молочная кухня. Принципы и методы организации питания детей дошкольного возраста. 111
Практическое занятие №3.Итоговое занятие по вскармливанию здоровых детей первого года жизни. 121
Практическое занятие № 4.Заключительное компьютерное тестирование. 127
Положение кафедры факультетской педиатрии по организации и проведению промежуточной аттестации студентов (экзамен) по дисциплине «Пропедевтика детских болезней». 128
1.Пояснительная записка
Дисциплина «Пропедевтика детских болезней»относится к базовой части профессионального цикла(С3)дисциплин ФГОСпо специальности 060103. 65 "Педиатрия" высшего профессионального медицинского образования, изучается в пятом, шестом семестрах. Данная дисциплина тесно связана с естественно-математическими (биология, анатомия, гистология, эмбриология, цитология, химия, физика), гуманитарными (психология и педагогика, биоэтика) и профессиональными дисциплинами (учебная практика, медицинская информатика, основы формирования здоровья детей).
Общий объем дисциплины в часах и виды учебной работы следующие:
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия ( всего) | |
В том числе: | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Вид промежуточной аттестации. Экзамен | |
Самостоятельная работа (всего), в том числе: работа с учебной литературой и тестами для самоподготовки составление конспектов по заданным темам выполнение письменных домашних заданий в рабочих тетрадях написание рефератов, подготовка реферативных сообщений | |
Общая трудоемкость часов |
Основные учебники по дисциплине «Пропедевтика детских болезней»:
1. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.