Методические рекомендации для практических занятий под руководством преподавателя (срсп)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ № 3

6.1.1.Тема:«ПАТОФИЗИОЛОГИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫХ РОДОВ»

6.1.2.Цели занятия:

• формирование у студентов знания по основным вопросам темы

• обучение умению проводить патофизиологический анализ профессиональных задач врача, а также модельных ситуаций

• формирование методологической и методической основы клинического мышления и рационального действия врача

6.1.3.Задачи обучения:

• сформировать у студентов знания этиологии и патогенеза преждевременных родов

• сформировать навыки использования глоссария по вопросам темы на 3-х языках

• закрепить навыки работы в команде при составлении схем патогенеза и заполнении таблиц

6.1.4. Основные вопросы темы:

1. Преждевременные роды, определение понятия, эпидемиология, классификация

2. Этиология преждевременных родов (социально-экономические, социально-биологические, клинические, факторы риска со стороны матери и плода)

3. Патогенез преждевременных родов

4. Влияние преждевременных родов на плод. Повышение жизнеспособности плода в тактике ведения преждевременных родов

5. Характеристика недоношенных детей по степени зрелости, понятие о постконцептуальном возрасте, соответствие физического развития ребенка его гестационному возрасту. Категории детей по результатам первого взвешивания

6.1.5. Методы обучения и преподавания:дискуссия по основным вопросам занятия между учащимися с участием и под контролем преподавателя, просмотр видеороликов, работа с презентацией, работа в малых группах – составление таблиц, составление схем патогенеза, патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1 (работа в команде) Заполнить таблицу «Факторы риска преждевременных родов»

  Факторы риска Механизм преждевременных родов
Со стороны матери      
Со стороны плода      

Задание № 2. Изучить схему патогенеза преждевременных родов при воспалении

методические рекомендации для практических занятий под руководством преподавателя (срсп) - student2.ru

Задание № 3.Составить схему патогенеза преждевременных родов согласно теории падения уровня прогестерона-окситоциновой стимуляции

Задание № 4. Изучить таблицу

методические рекомендации для практических занятий под руководством преподавателя (срсп) - student2.ru

Глоссарий

Казахский язык Русский язык Английский язык
Мезгілінен бұрын босану -22 аптадан 37 аптаның соңына дейін мерзімде босану Преждевременные роды —роды наступившие при сроке от 22 до окончания 37 недели Preterm birth occurs during the period from 22 to the end of 37 weeks
жетілген бала – жүктіліктің 38-42 аптасында туылған бала Доношенный ребенок – родившийся при сроке беременности 38-42 недели A full-term baby is born with gestational age 38-42 weeks
Перинаталды кезең – жүктіліктің 22 аптасынан туылғаннан кейінгі 7 –күннің соңына дейін Перинатальный период – с 22 недели беременности до завершения 7 дня после родов Perinatal period is from 22 weeks of pregnancy until the end of 7 days after birth
Антенаталды кезең – зигота түзілгеннен басталып босану басталғанға дейін Антенатальный период –начинается с момента образования зиготы и заканчивается началом родов Antenatal - starts with the formation of the zygote, and ends with the onset of labor
Интранаталды кезең – босану әрекеті басталғаннан бала туылғанға дейін Интранатальный период – от начала родовой деятельности до рождения ребенка Intrapartum period –is from onset of labor to birth
Неонаталды кезең – туылғаннан бастап туғаннан кейінгі 28 күннен кейін аяқталады Неонатальный период –начинается с момента рождения, заканчивается через 28 полных дней после рождения The neonatal period begins with birth and ends 28 complete days after birth
Лануго – иығы мен арқасын, аз мөлшерде бетін жауып тұратын мамық шаштар. Гестацияның 28 және 30 аптасында жоғары шегіне жетеді. Лануго – нежные пушковые волосы, покрывающие плечи и спину, в меньшей степени – лицо. Своего пика достигают между 28 и 30 неделями гестации. Lanugo –is soft vellus hair that covers the shoulders and back, to a lesser extent the face, reaches its peak between 28 and 30 weeks of gestation.
Мембранопатиялар- тұқымқуалайтын гемолиздік анемиялар, олардың негізінде эритроциттердің мембранасында ақаулар болуы жатыр (микросфероцитоз, овалоцитоз, стоматоцитоз) Мембранопатии- наследственные гемолитические анемии, в основе которых лежат дефекты мембраны эритроцитов (микросфероцитоз, овалоцитоз, стоматоцитоз) Membranopathy hereditary hemolytic anemia caused by membrane disorders (microspherocytosis, ovalocytosis, stomatocytosis)
Энзимопатиялар - тұқымқуалайтын гемолиздік анемиялар, олардың негізінде гликолиз, глюкозаның пентозды-фосфаттық тотығу жолының, глютатион жүйесінің ферменттерінің жеткіліксіздігі жатыр. Энзимопатии – наследственные гемолитические анемии, в основе которых лежит дефицит ферментов гликолиза, пентозо-фосфатного пути окисления глюкозы,системы глютатиона Enzymopathy hereditary hemolytic anemia caused by enzyme deficiencies
Гемоглобинопатиялар - тұқымқуалайтын гемолиздік анемиялар, олардың негізінде глобин тізбегіндегі аминқышқылдарының бірізділігінің бұзылуы немесе глобин тізбегінің синтезі бұзылуы жатыр.   Гемоглобинопатии - наследственные гемолитические анемии, в основе которых лежит нарушение структуры гемоглобина, обусловленное нарушением последовательности аминокислот в глобине, либо нарушением синтеза цепей глобина Hemoglobinopathy hereditary hemolytic anemia caused by abnormal Hb structure due to altered amino acid sequence in globin molecule, or altered synthesis of globin chains.
MCV - зритроциттердің орташа көлемі =77-93fl. Есептеу формуласы: Гематокрит л/л / 1л-дегі эритроциттер саны Nano(n) = 10-9, pico (p)= 10-12, femto (f)= 10-15 MCV - средний объем эритроцита =77-93fl Формула подсчета Гематокрит л/л /содержание эритроцитов в 1л Nano(n) = 10-9, pico (p)= 10-12, femto (f)= 10-15   Mean corpuscular volume (MCV) =77-93fl = PCV in L/L / RBC count/L  
MCH – эритроциттегі гемоглобиннің орташа саны е =27-32pg = Hb / л / 1л-дегі эритроциттер саны. Бұл көрсеткіш эритроциттегі гемоглобиннің орташа санын көрсетеді. Ол түстік көрсеткішке сәйкес келеді. ТК = Hb x3 / эритроцит санының алғашқы 3 саны.   MCH - среднее содержание гемоглобина в эритроците =27-32pg = Hb / л / содержание эритроцитов в 1л Этот показатель определяет среднее содержание гемоглобина в отдельном эритроците. Он аналогичен цветовому показателю. ЦП = Hb x3 / первые три цифры содержания эритроцитов MCH - Mean corpuscular hemoglobin =27-32pg = Hb / L / RBC count/L CI – color idex = Hb x 3/ first 3 letters of RBC content  
MCHC –эритроциттегі гемоглобиннің орташа деңгейі - эритроциттің гемоглобинге қаныққандығын көрсетеді және гемоглобин санының жасуша көлеміне қатынасын сипаттайды = Hb / л / гематокрит л/л MCHC -cредняя концентрация гемоглобина в эритроците - отражает насыщение эритроцита гемоглобином и характеризует отношение количества гемоглобина к объему клетки. = Hb / л / гематокрит л/л MCHC - Mean corpuscular hemoglobin concentration = 30-35g/dl = Hb / L / PCV in L/L

6.1.6. ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Неонатология. Шабалов Н.П.,М.,2009

2. Хабижанов Б.Х.-Педиатрия, Алматы: Қазыгурт, 2005.

3. Nelson pediatrics textbook 17 International edition, 2005

Дополнительная:

4. Стандарты ВОЗ веса и роста детей. Женева, 2008 г.

5. Балалар ауруларын емдеу және рецептер жинағы: оқуқұралы/Б.Т.Тусупкалиев, Б.Жылқыбаева, Ақтөбе, 2004

7. Chaurasia D.D.-Pediatrics for students. Practitioners, 2000

8. Chai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised and Enlarged, 2000г

6.1.7. КОНТРОЛЬ

Методы контроля: устный опрос, контроль заполнения таблиц и схем патогенеза, тестирование

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (СРСП)

7.1.1.: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ВЫХАЖИВАНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Цели занятия

1. формирование навыков патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных

2. формирование навыков работы в команде

7.1.3.Задачи обучения:

· закрепить навыки работы в команде: отстаивать свою точку зрения, проявлять качества лидера

· научиться проводить патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных по теме занятия

Форма проведения

Работа в команде: кейс-стади

Задания.

Задание 1. Заполнить таблицу «Характеристика недоношенных детей»

Внешний признак Характеристика
Рост, масса  
Телосложение  
Лицевой и мозговой череп  
Пушковые волосы  
Половые органы  
Ушные раковины  
Ногти  

Задание № 2Кейс-стади

Задача 1.

Живорожденный с массой 730 г, длиной 33 см, оценка по шкале Апгар 3-4 балла (прожил 16 час 30 мин). У матери хронический пиелонефрит. Беременность осложнилась поздним гестозом тяжёлой степени по поводу чего произведено малое кесарево сечение при сроке беременности 25-26 нед. Анализ данных истории развития новорожденного, секции и гистологического исследования показал, что у ребенка развился РДС синдром, имела место морфофункциональная незрелость ткани внутренних органов и головного мозга. Диагностирована хроническая плацентарная недостаточность.
Вопросы:

1. Что явилось показанием для кесарева сечения?

2. Объясните патогенез нарушений, развившихся у новорожденного

Задача 2

Путём кесарева сечения извлечён живой мальчик массой 1600 г. Плацента весила 300 г и была охарактеризована как инфарктная. У ребёнка развился геморрагический синдром, который поддавался лечению. Ребенок умер на третий день внезапно. У матери в анамнезе хронический гепатит. При вскрытии обнаружены массивные внутрижелудочковые кровоизлияния.
Вопросы

Что явилось причиной смерти новорожденного? Объясните патогенез внутрижелудочковых кровоизлияний.

Какое заболевание матери, оказало наиболее выраженное неблагоприятное воздействие на развитие ребенка?
Какую роль в развитии плода сыграла недостаточность плаценты?

Задача 3

Какие вероятные последствия можно ожидать, если во время беременности мать плохо питается и занята тяжелым физическим трудом?

Задача 4

Мальчик родился без каких-либо проблем после 36 недель беременности с массой 2000 г. Дыхание нормальное, частота сердечных сокращений более 120 в минуту, цвет кожных покровов - розовый, реакции - хорошие, но проблема с сосанием.
Как вы оцените состояние этого ребенка?

7.1.6. Раздаточный материал:

Презентация темы, блок информации, учебники на электронных носителях, ситуационные задачи

7.1.7. ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Неонатология. Шабалов Н.П.,М.,2009

2. Хабижанов Б.Х.-Педиатрия, Алматы: Қазыгурт, 2005.

3. Nelson pediatrics textbook 17 International edition, 2005

4. Дополнительная:

5. Стандарты ВОЗ веса и роста детей. Женева, 2008 г.

6. Балалар ауруларын емдеу және рецептер жинағы: оқуқұралы/Б.Т.Тусупкалиев, Б.Жылқыбаева, Ақтөбе, 2004

7. Chaurasia D.D.-Pediatrics for students. Practitioners, 2000

8. Chai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised and Enlarged, 2000г

КОНТРОЛЬ

ü Качество заполнения таблицы

ü Патофизиологический анализ ситуационных задач

Наши рекомендации