Правила по отношению к демонстрации
По отношению к демонстрации должно выполняться следующеё требование - соблюдение логических правил, характерных для той или иной разновидности аргументации. Так, демонстрация в доказательствах и опровержениях должна соответствовать правилам дедуктивного рассуждения. Приводимые при этом истинные доводы гарантируют истинность тезиса. Нарушения этого требования ведут к появлению паралогизмов и софизмов.
Наиболее распространенная погрешность в паралогизмах и софизмах - уже упоминавшаяся "не следует". Она связана с игнорированием логических законов при выведении тезиса из доводов.
НЕКОРРЕКТНЫЕ АРГУМЕНТЫ (доводы)
С нарушением требования к демонстрации, в частности, при опровержении способом доказательства антитезиса, связан прием (софизм), называющийся «дамской аргументацией» Суть его в следующем. При решении вопроса, как правило, возможно, несколько альтернативных предположений. Некоторые из них могут быть противоположны друг другу. По здравому смыслу и требованиям логики следует принимать во внимание все эти предположения (их дизъюнкцию). Но нередко поступают как раз наоборот. Желая защитить свое мнение, участники спора, например, выбирают самое крайнеё, абсурдное решение вопроса и противопоставляет его своему мнению. Вместе с тем, они предлагают нам сделать выбор: или признать эту нелепость, или принять в качестве истины их мысль. Чем ярче контраст между нелепостью и защищаемым мнением, тем лучше.
При подтверждениях широкое распространение имеет ошибка, которая называется подтасовкой, при индуктивных выводах - поспешное обобщение.
«Довод к личности». Его характерной чертой является то, что выступающий начинает наделять оппонента существующими, а иногда и не существующими, качествами, пытается скомпрометировать его или поставить в смешное положение, чтобы убедить слушающих или даже самого оппонента в неприемлемости его точки зрения.
Не менее распространенным является «довод к аудитории». Используя этот прием, пытаются апеллировать к мыслям, чувствам и настроениям слушателей без обоснования истинности или ложности тезиса по существу, с приведением объективных доводов.
С «доводом к аудитории» тесно связан «довод к массам», или демагогия - излюбленный прием многих политических деятелей. В современной политологии и журналистике «довод к массам» чаще обозначается словом "популизм".
«Довод к авторитету» – прием, когда для признания тезиса приводятся высказывания, принадлежащие авторитетам, с которыми оппонент не посмеёт спорить, даже если они, по его мнению, не правы. Еще хуже, если человек признает только свой собственный авторитет, с нетерпимостью относится к любым замечаниям и возражениям, болезненно реагирует на критику.
«Довод к человеку» - использование для поддержки своей позиции аргументов, выдвинутых противной стороной или вытекающих из принимаемых ею положений.
Широкое применение находит «довод к силе», т. е. угроза неприятными последствиями или прямое применение средств принуждения. О Наполеоне Бонапарте рассказывают, что он во время дипломатических переговоров с австрийским посланником производил впечатление человека, находящегося в состоянии припадка бешенства. Он, например, хватал со стола фарфоровые вазы и бросал их на пол. Не исключено, что такие приемы сделали посланника более податливым и в конце концов вынудили его пойти на уступки французской стороне.
Мы нередко бываем свидетелями «довода к тщеславию», когда в адрес человека расточаются неумеренные похвалы, комплименты. Используемый в споре, этот прием рассчитан иногда на то, что противник, тронутый любезными словами, окажется мягче и покладистей.
«Довод к незнанию (к невежеству)» состоит в упоминании таких фактов или положений, которых никто из слушателей не знает или не в состоянии проверить, либо в том, что спорящий обвиняет противника в неосведомленности, а то и в невежестве в вопросах, относящихся к предмету спора.
При «доводе к жалости» пытаются возбудить в другой стороне жалость и сочувствие.
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ
ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ
1. Установите, какие из следующих предложений являются высказываниями:
1) Всякая общественно-экономическая формация имеет своей основой способ производства материальных благ.
2) Был ли Наполеон французским императором?
3) Наполеон никогда не был французским императором.
4) Водители, не нарушайте правила дорожного движения!
5) X + Y = Z.
6) Цена товара x меньше его стоимости.
7) Этот закон не имеет обратной силы.
8) Зрелое яблоко.
9) Было ли восстание декабристов в 1825 году?
10) Яблоко созрело.
11) Судьи независимы и подчиняются только закону.
12) И какой из него работник?
13) Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.
14) Некоторые предприниматели во главу своих интересов ставят лишь соображения выгоды своего предприятия.
15) Цель управляющего, совпадающая с целью компании.
16) Прощай, свободная стихия! (А.С.Пушкин)
17) Город Гомель стоит на возвышенности и является областным центром
18) Руководитель предприятия, который не справляется со своими прямыми обязанностями и не проявляет заботы о повседневных нуждах подчиненных.
19) Участниками конфликта являются х и у.
2. Выразите в символической форме структуру рассуждения и табличным способом установите его правильность (является ли оно логическим законом).
1. Нет дыма без огня, значит, неверно утверждать, что есть огонь, однако нет дыма.
2. Ни Запад, ни Восток не победили в гражданской войне. Поэтому, либо Запад одержал победу в гражданской войне, либо Восток.
3. Установите виды логических схем, обоснуйте свой ответ, используя таблицу истинности:
1) (Ø(pÚq)) ® (ØpÙØq);
2) (p ÚØq) ® (Øp®q);
3) (Ø(p®Øq)) Ù (Ø(ØpÚq)).
4. Логически отредактируйте дискуссию, установив отношения между высказываниями, выявив единомышленников и оппонентов, устранив высказывания, не несущие новой информации (предполагается, что каждый из участников дискуссии высказывает по одному суждению):
1) Наказание, за преступление должно быть неотвратимым, но не жестоким.
2) Если наказание должно быть неотвратимым, то оно не должно быть жестоким.
3) Неверно, что, если наказание не должно быть жестоким, то оно должно быть неотвратимым.
4) Первый выступающий не прав. (Я не согласен с высказыванием 1).
5) Либо наказание не должно быть жестоким, либо оно не должно быть неотвратимым.
6) Наказание должно быть неотвратимым только в том случае, если оно не должно быть жестоким.
7) Неверно, что наказание должно быть неотвратимым и жестоким.
Рекомендации к выполнению задания: Запишите логические формы всех высказываний и постройте для них общую таблицу истинности. Устраните, если есть, повторы (эквивалентные высказывания). Выявите противоположные (если такие есть) точки зрения — это основные оппоненты, затем выявите сторонников каждой из них (совместимые с ними высказывания). Если эти последние не добавляют никакой информации к высказываниям основных оппонентов (подчинены им), то их можно исключить. Подумайте, какие отношения будут между высказываниями каждой из сторон, если противоположных точек зрения у участников дискуссии нет, а есть только противоречащие.
5. Установите все возможные отношения, которые имеют место между логическими схемами следующих сложных высказываний:
1) Если вкусно, то не дешево.
2) Вкусно и дешево.
3) Если не вкусно, то дешево.
4) Не вкусно и не дешево.
ЛОГИКА ИМЁН
6. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношение между объёмами следующих имен (понятий):
1) А.Эйнштейн, автор общей теории относительности, физик, ученый ХХ века, гениальный человек.
2) Банда, главарь банды, бандит, преступная группа.
3) Безымянный палец, палец левой руки, левая рука, левша.
4) Талантливый человек, бездарный человек, лауреат Нобелевской премии, русский поэт, И.Бунин.
5) Узкая улица, широкая улица, проспект г. Минска, квартал г. Минска.
7. Проверьте правильность обобщения следующих имён, в случае неправильно произведённой операции, приведите свой вариант обобщения:
1) цех ‑ завод ‑ предприятие;
2) учебник логики – учебное пособие – печатная продукция;
3) одиночный выстрел ‑ залп;
4) високосный год ‑ год ‑ век ‑ столетие;
5) газета «Аргументы и факты» ‑ еженедельная газета ‑ газета, выходящая регулярно;
6) юридический колледж БГУ – Белгосуниверситет ‑ учебное заведение;
7) 2-е издание «Истории государства и права‑ учебник – печатная продукция издательства;
8) рассказ ‑ повесть – роман.
8. В каких из следующих случаев имеет место логическое деление, в каких ‑ аналитическое:
1) Среди образных выражений встречаются поговорки, пословицы, крылатые выражения.
2) Система права подразделяется на гражданское право, административное право, уголовное право.
3) Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
4) Нормы подразделяются на предписывающие и запрещающие.
5) Различают такие виды доверенностей: разовые, специальные и общие.
6) Декада составляет десять дней.
7) К основным элементам музыки относятся ритм, лад, тем тембр.
8) По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
9) Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.
10) Изобразительное искусство делится на живопись, скульптуру и графику.
11) Рабовладельческое общество было разделено на рабов и рабовладельцев.
12) Изложение материала в учебниках обычно подразделяете на введение, основные главы и заключение.
9. Охарактеризуйте определения.
1) Сделка – это достигнутое и оформленное в соответствии с нормами соглашение между двумя юридическими лицами.
2) Скульптор – художник, который работает в области скульптуры.
3) Тетрадь – сшитые листы бумаги в обложке, на которых студенты записывают материал лекций.
4) Точка – это знак препинания.
5) Тригонометрическое уравнение – трансцендентное уравнение, в котором не используются иррациональные степени.
6) Устав – свод правил, регулирующих деятельность общественной организации.
7) Феодализм – общественный строй, основанный на эксплуатации.
8) Фотон – частица, не обладающая массой покоя.
9) Человек – это мера всех вещей (Сократ).
10) Школьник – ребёнок, который посещает школу.
11) Якобинство – революционное течение, возглавляемое якобинцами.
СИЛЛОГИСТИКА
10. Сформулируйте атрибутивные высказывания, учитывая предложенные термины и их распределенность.
1) Крестьянское восстание (S +); событие, закончившееся победой (Р +).
2) Русский феодал (S -); сторонник реформ Петра I (Р +).
3) Комета (S - ); тело Солнечной системы (Р -).
4) Звезда (S +); мощный источник радиоизлучений (Р -).
5) Верующий (S - ); буддист (Р +).
6) План (S + ); программа действий (Р -).
7) Моральная норма (S - ); правовая норма (Р +).
8) Прилагательное (S +); существительное (P +).
9) Военнослужащий (S - ); коллекционер (Р+).
11. Сделайте заключение из посылки при помощи превращения, обращения и противопоставления предикату.
1) Некоторые камни являются недрагоценными предметами.
2) Все то, что не запрещено, разрешено.
3) Некоторые компьютерные игры не являются интересными.
4) Всякая привычка является отработанным навыком.
5) Ни один пингвин не умеет летать.
6) Всё хорошее даётся нам недешево.
12. Установите вид и проверьте правильность следующих непосредственных выводов.
1) Все сангвиники обладают сильной нервной системой, значит, любой обладатель сильной нервной системы есть сангвиник.
2) Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах, следовательно, большинство работающих в судебно-следственных органах являются врачами.
3) Некоторые пищевые продукты не являются продукцией минской фабрики, поэтому, среди продукции минской фабрики не встречаются пищевые продукты.
4) Всякое тождество есть равенство, значит, любое равенство есть тождество.
13. Используя логический квадрат, сформулируйте остальные три атрибутивных высказывания. Установите их логическое значение (истинность/ложность), если высказывание, данное в условии, является истинным.
Все станции минского метрополитена построены на государственные средства.
14. Произведите непосредственные выводы (превращение /обверсия/, обращение /конверсия/, противопоставление предикату /частичная контрапозиция/):
Большинство рек являются несудоходными.
Ни один рассказ этого автора не является фантастическим.
15. Проанализируйте ПКС, установите (если есть) наличие формальных/содержательных ошибок. Обоснуйте свой ответ, используя общие правила ПКС и правила фигур.
1) Цыгане ‑ представители индоевропейской семьи народов, «Цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют» (А. С. Пушкин).
2) История ‑ гуманитарная наука, Цезарь сыграл важную роль в истории.
3) Владимир Высоцкий – знаменитый актёр, так как он поет, как и некоторые актеры.
4) Большинство мечтателей являются романтиками. Из этого следует, что некоторые из взрослых – романтики, так как среди взрослых есть мечтатели.
5) Классицизм – это стиль, а стиль постоянно меняется. Значит, классицизм постоянно меняется.
6) Христиане не верят в переселение душ, значит, мусульмане верят в это, так как христиане не мусульмане.
7) Этот дом многоэтажный, а также он еще не заселён, поэтому неудивительно, что среди незаселенных домов встречаются многоэтажные.
16. Восстановите знтимему до полного силлогизма и установите её правильность.
1) Все сангвиники обладают сильной нервной системой. N. обладает сильной нервной системой.
2) Собака не может лазить по портьерам, значит, это не собака.
3) Все хвойные деревья нуждаются во влаге, поэтому и ель нуждается во влаге.
4) Деятельность исполнительной власти ограничена законом, поскольку в правовом государстве деятельность властных структур ограничена законом.
17. Выделите энтимему в следующем тексте, установите, в чем ее несостоятельность:
«Напоил монах стражника до бесчувствия, вывел на большую дорогу, надел на него свою рясу, а себе взял его платье. Потом обрил ему голову и бросил мертвецки пьяного на дороге.
Очнулся стражник под вечер, вспомнил, что было, и обмер от страха.
‑ Вдруг монах убежал, пока я тут спал?
Увидел он на себе рясу, пощупал свою бритую голову и успокоился:
‑ A-а, бонза здесь! Остается только узнать: где же я сам?» (Японские сказки).
[1] На рис. 1 – 6 отношения между объемами имен изображены в виде отношений между соответствующими кругами. За этой иллюстрацией закрепилось название «кругов Эйлера» (по имени известного математика XVIII века).
[2] Р ¢читается как не-Р
[3] В обиходе, да и в научной литературе, вместо слова «правдоподобно» нередко употребляется слово «следовательно». Однако оно при этом имеет иной смысл, чем в дедуктивной логике.