Сложное предложение. Культура речи

Урок 9. Понятие о сложном предложении (§ 7)

Цели урока: 1) познакомить с двумя основными структурными типами предложения (простое и сложное); 2) повторить и углубить сведения о сложном предложении, известные учащимся по курсу 5—7 классов; 3) научить разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений.

I. Учащиеся работают над ошибками, допущенными в диктанте.

Работу над орфографическими ошибками лучше вести по типам орфограмм. Пунктуационные ошибки объясняются с помощью схем, выделения грамматических основ.

II. Наблюдения учащихся (§ 7, с. 23).

Учащиеся рассматривают предложения, записывают в тетрадь, находят грамматические основы, сопоставляют их число в простом и сложном предложениях, отвечают на вопросы:

— Какое предложение содержит больший объём информации — простое или сложное?

— Какой вы знаете способ связи простых предложений в составе сложного?

Вывод: сложное предложение передаёт больший объём информации, чем простое; составляющие его простые предложения образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство, которое на письме оформляется знаками завершения в конце предложения.

Читается вслух теоретический материал на с. 23—24.

III. Закрепление материала и проверка понимания темы.

1. Учащиеся выполняют упр. 41 устно (читают предложение в соответствии с интонационной схемой). Далее указывают предложения, которые читаются с интонацией незаконченности, находят предложение, которое произносится с интонацией завершения. Учащиеся делают вывод: части сложного предложения не имеют смысловой и интонационной законченности. Интонация конца предложения присуща сложному предложению в целом.

2. Упр. 42 выполняют письменно: читают выразительно стихотворные отрывки о Москве, выписывают сложное предложение, подчёркивают грамматическую основу, составляют схему сложного предложения. Устно отвечают на вопросы:

— Какие чувства и мысли вызвали стихотворные отрывки о Москве?

— Как вы будете читать первый и второй отрывки (громко или тихо, быстро или медленно)? Почему?

3. В упр. 44 учащиеся записывают текст, вставляя про пущенные буквы, находят сложное предложение, чертят его схему, объясняют, почему это предложение сложное.

Особое внимание следует обратить на то, что части в сложном предложении не имеют главного свойства предложения как коммуникативной единицы — смысловой и интонационной законченности. Сложное предложение передаёт большой объём информации, разнообразны и смысловые отношения между частями. Благодаря использованию сложных предложений наша речь становится полнее, богаче, разностороннее.

4. Первая группа учащихся пишет диктант с продолжением (упр. 45 на с. 26).

Учащиеся записывают текст под диктовку, подчёркивают грамматические основы в сложных предложениях, да лее самостоятельно продолжают записанный под диктовку текст.

Вторая группа конструирует из простых предложений сложные с союзами и без них, выясняет смысловые отношения между частями сложного предложения, подчёркивает грамматические основы предложений. Простые предложения учитель записывает на доске.

1) Было уже часов десять вечера.

2) Над садом светила полная луна.

З) Последние тени сливались.

4) За курганом тускнело мёртвое зарево.

IV. Обобщение нового материала, подведение итогов урока по вопросам:

— Каковы признаки сложного предложения?

— Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

— Какое предложение содержит больший объём информации — простое или сложное?

— Где преимущественно употребляются сложные предложения?

V. Домашнее задание:

а) выучить теоретический материал на с. 23—24;

б) выполнить упр. 43 на с. 24—25;

в) написать текст на тему «Краски осеннего леса», подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях.

Урок 10. Союзные и бессоюзные сложные предложения (§ 8)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями союзных и бессоюзных сложных предложений, средствами связи частей в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях; 2) научить разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, составлять схемы сложных предложений.

I. 1. Опрос-закрепление.

Первый ученик рассказывает о сложном предложении по § 7. Второй читает сложные предложения из упр. 43, доказывает, что это сложные предложения, чертит их схемы. Третий читает текст на тему «Краски осеннего леса», указывает сложные предложения.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие части в сложном предложении надо читать с интонацией не законченности, с интонацией завершения.

2. Словарная работа.

Задание: вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание, разобрать слово прогрессивный по составу, объяснить значение слов симпозиум, конгресс.

Че..твовать конгре.., мирово..рение, с..мпозиум, чу..твовать, прогре..ивный, пр..в..легированный, бл..стеть.

Симпозиум (лат. symposium < греч. Symposion — пиршество):

1) у древних греков и римлян пирушка, часто сопровождавшаяся музыкой, развлечениями, беседой; 2) совещание, обычно международное, по какому-либо спец. (гл. обр. научному) вопросу.

Конгресс (лат. congressus — встреча, собрание) — съезд, совещание, преимущ. международного характера:

1) законодательный орган (парламент) в США и некоторых других государствах;

2) названия некоторых общественно-политических организаций ряда стран, напр. в Индии партия Индийский национальный к.

II. Изучение нового материала.

Урок целесообразно начать с наблюдения. На доске проецируются союзные и бессоюзные предложения.

1) Я знал: удар судьбы меня не обойдёт. (М. Ю. Лермонтов)

2) Было уже часов десять вечера, и над садом светлела полная луна. (А. П. Чехов)

3) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Т. Константинова)

Учащиеся читают предложения и отвечают на вопросы:

— Какие из сложных предложений союзные, а какие — бессоюзные?

— Как соединяются части бессоюзного и сложного предложения, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений?

— Какое предложение сложносочинённое, какое — сложноподчинённое? В каком предложении смысловые отношения выражены более явно? Благодаря чему?

В результате наблюдений делается вывод, что в зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Части сложно сочинённого предложения соединяются с помощью сочинительного союза и и интонации. Части сложноподчинённого предложения соединяются посредством подчинительного союза чтобы и интонации. Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации. Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями. Смысловые отношения выражены более явно в сложноподчинённом предложении благодаря союзу чтобы. Далее учащиеся читают теоретические сведения о союзных и бессоюзных сложных предложениях на с. 26—27.

Эти сведения систематизируются в виде схемы.

Наши рекомендации