Значение физиологии для стоматолога. Единство функции челюстно-лицевой системы с деятельностью целого организма
Ю.И. Савченков, Ю.С. Пац
Красноярск
ГОУ ВПО «Красноярская государственная
Медицинская академия Федерального агентства по здравоохранения и социальному развитию»
Кафедра нормальной физиологии
Ю.И. Савченков, Ю.С. Пац
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
СТОМАТОЛОГИИ
(Учебное пособие - дополнение к учебнику физиологии -
Для самостоятельной внеаудиторной работы
студентов 2 курса стоматологического факультета)
Красноярск 2007 г.
УДК 612(075.8)
ББК 28.9
Ю. И. Савченков, Ю.С. Пац. Физиология для стоматолога. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 2 курса стоматологического факультета/ Ю.И. Савченков, Ю.С.Пац. - Красноярск: Изд-во « _______», 2006, 110 с.
ISBN 5-225-00279-Х
Дополнение к учебнику нормальной физиологии для стоматологов, которое написано в соответствии с программой по нормальной физиологии для медицинских вузов и дополнениями к ней, утвержденными ГУУЗ МЗ РФ. Пособие снабжено набором тестов для самостоятельной проверки своих знаний. Книга может быть полезным не только студентам, но и молодым врачам-стоматологам.
Рецензенты:
1) Барбараш Н.А., д.м.н.. профессор, заведующий кафедрой физиологии Кемеровской Государственной медицинской академии.
2) Светличная Г.Н. – д.м.н., профессор, зав. кафедрой медико-педагогических основ образования Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования
3) Манашев Г.Г. – д.м.н., зав. кафедрой ортопедической стоматологии КрасГМА
Предисловие
Предлагаемое учебное пособие является попыткой изложить материал, который включен в «Дополнение к программе по нормальной физиологии для студентов стоматологического факультета» (Москва, 1990 г), но отсутствует в классическом учебнике по нормальной физиологии, ориентированном на подготовку врача общего профиля.
Стоматологическая физиология является частным разделом физиологии человека, который рассматривает, прежде всего вопросы участия челюстно-лицевой области в процессах пищеварения, защиты организма от повреждающих факторов внешней среды, формирования речи, а также эстетические проблемы (В.А. Полянцев, 1989).
Для того, чтобы студенты могли ориентироваться с требованиями программы, вопросы из программы предваряют каждый раздел пособия. В конце каждого раздела даны тесты для проверки знаний.
При написании пособия был использован материал, содержащийся как в учебниках по стоматологии (хирургической, терапевтической, ортопедической), так и в существующих уже пособиях и руководствах по физиологии, а также учтены замечания и пожелания, высказанные специалистами-стоматологами Красноярской Государственной медицинской академии.
Ю.И. Савченков, Ю.С. Пац.
ВВЕДЕНИЕ
Значение физиологии для стоматолога. Единство функции челюстно-лицевой системы с деятельностью целого организма.
Физиология – фундамент медицины. Это утверждение справедливо для стоматологической медицины так же, как и для соматической, ибо нельзя адекватно диагностировать и лечить заболевания челюстно-лицевой области, не зная закономерностей ее работы, особенностей функции и характера взаимосвязей ее частей в процессе жизнедеятельности организма в целом.
Прежде всего необходимо остановиться на понятиях «орган, аппарат и система».
Орган – понятие анатомическое. Им называют часть тела, которая в результате филогенеза и индивидуального развития заняла в организме человека определенное положение, имеет определенную форму, строение и свойственную ей функцию. В строении органа представлены все четыре группы тканей (например, язык).
Аппарат в отличие от органа понятие физиологическое. Это совокупность органов, имеющих одно назначение. Например, жевательный аппарат, который включает в себя зубные ряды, жевательные мышцы, височно-нижнечелюстной сустав.
Система – это совокупность органов, связанных общей функцией. Система понятие более интегрированное, она, как правило, включает в себя несколько аппаратов.
Деятельность челюстно-лицевой системы многообразна. Она участвует не только в обеспечение пищеварительной функции, но и в осуществлении речи, в эмоциональных проявлениях, В то же время рефлексы, начинающиеся с рецепторов челюстно-лицевой области, способны изменять функции многих органов и систем, таких, как кровообращение, дыхание выделение, влиять на разнообразные поведенческие реакции человека и его социальную жизнь.
ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ