Общая характеристика понятия. Свойства и признаки.

ЛЕКЦИЯ 2. ПОНЯТИЕ

Понятие как форма мышления

Общая характеристика понятия. Свойства и признаки.

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга от­личаются

Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помога­ют распознать среди других предметов, составляют его приз­наки. Признаками могут быть не только свойства, принадле­жащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак, например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет соб­ственника или его собственник не известен.

Любой предмет имеет множество разнообразных приз­наков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являютсяединичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являютсяобщими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, те­лосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только дан­ному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д.) являются общими для определенной группы людей; на­конец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других жи­вых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораз­дельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, вы­ражающие его сущность, называютсущественными. Приз­наки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными. Сущность как совокупность всех внутренних, необходимых свойств и связей предмета, взятых в их естественной взаимозависимости, отражается в научных понятиях, которые формируются на основе всестороннего исследования предмета и проникновения в его внутреннюю природу с помощью научных методов познания. Термин «существенный признак» нередко употребляется для обозначения признаков предмета, которые хотя и не раскрывают его действи­тельной сущности, но являются важными для его характеристики.

Существенные признаки могут быть общими и единич­ными. В понятия, отражающие множество предметов, входят общие существенные признаки. Например, общие призна­ки человека (способность создавать орудия труда и др.) являют­ся существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и филосо­фов Древней Греции невозможно.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий и представлений, су­ществующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а тем более воспринять здание вообще. Восприя­тие или представление — это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, например главного корпуса Московского университета на Воробьевых горах. Понятие ли­шено наглядности. Понятие «здание» характеризуется отсут­ствием единичных признаков отдельных зданий, в нем отра­жаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для учебы, работы или жилья.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предме­ты, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки — понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат всего бо­гатства индивидуальных признаков предметов и в этом смыс­ле они беднее форм чувственного познания — восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действитель­ность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

Наши рекомендации