Порядок разбора синтаксических единиц

Простое предложение:

1. Выполнить разбор по членам предложения: подчеркнуть все члены предложения, определить, чем (словом какой частью речи) они выражены.

2. Дать характеристику по цели высказывания:

повествовательное

вопросительное

побудительное

3. Дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации: невосклицательное

или восклицательное

4. Определить количество грамматических основ и определить тип предложения по их количеству: простое или сложное

5. Дать характеристику по наличию главных членов: двусоставное илиодносоставное

а) односоставное с главным членом подлежащим: назывное

б) односоставное с главным членом сказуемым: определённо-личное, неопределённо- личное, обобщённо-личное, безличное

6. Дать характеристику по наличию второстепенных членов: распространённое или

нераспространённое

7. Определить наличие осложняющих компонентов: неосложнённое илиосложнённое:

а) однородными членами предложения

б) обособленными членами: определением (согласованным – несогласованным), дополнением, обстоятельством

в) вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

г) обращением

д) конструкции с прямой речью или цитированием

Примечание: При выражении обособлений причастными и деепричастными оборотами, а также сравнительными конструкциями, охарактеризовать, чем именно выражено обособление

Пример:Белый цвет на Западе - символ чистоты, а на Востоке – траура.

1) Повествовательное,

2) невосклицательное,

3) простое,

4) двусоставное,

5) распространённое,

6) неполное,

7) осложнено однородными обстоятельствами и однородными дополнениями.


Сложное предложение:

1. Как и в простом предложении, определить члены предложения.

2. Как и в простом предложении, дать характеристику по цели высказывания:

повествовательное, вопросительное, побудительное

3. Как и в простом предложении, дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации: невосклицательное или восклицательное

4. По количеству грамматических основ (более одной), определить, что предложение сложное.

5. Определить тип синтаксической связи между частями сложного предложения:

с союзной связью, с бессоюзной связью, с сочетанием союзной и бессоюзной связи

6. Определить тип сложного предложения и средства связи:

сложносочинённое (с соединительными союзами: соединительными, разделительными, противительными, присоединительными, пояснительными или градационными )

сложноподчинённое (c подчинительными союзами: временными, причинными, условными, целевыми, следствия, уступительными, сравнительными и изъяснительными, а также союзными словами)

бессоюзное (связь по смыслу, выраженная интонационно)

7. Определить вид сложного предложения (например: сложноподчинённое с придаточным изъяснительным).

8. Составить схему сложного предложения, отражающую

количество частей

связи частей

союзные средства связи

Пример 2:

Лениться можешь при условии, если потом ты готов поавралить и наверстать упущенное.

1) повествовательное,

2) невосклицательное,

3) сложное, с подчинительной связью, состоит из 2-х частей (сложноподчинённое с придаточным условия. 1 часть: главное, односоставное (определённо-личное), распространённое, полное, неосложнённое. 2 часть: придаточное условия, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Схема: […], (если…).

Практическое задание. Спишите текст, выполните синтаксический разбор всех предложений:

Открыв глаза, я увидал легкий сумрак, наполненный голубоватым светом, пол, покрытый попонами, и белую лежанку. Над квадратным окном, в которое виднелся светлый снежный двор, торчала щетина соломенной крыши, серебрившаяся инеем. Было так тихо, как может быть только в поле в зимние ночи. Лунный свет воздушно-серебристой полосою падал на лежанку и озарял ее странною, яркою бледностью. И от попон на полу, от теплой, озаренной лежанки – ото всего веяло глухой деревенской жизнью, уютностью родного дома…

(По И. А. Бунину)

Наши рекомендации