С1К1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Выступление

Прежде чем приступить к написанию сочинения, надо внимательно прочитать формулировку задания и понять, что требуется сделать для его качественного выполнения.

Особенность части 3 – это возможность выбора! Согласно заданию, следует, использовав прочитанный текст, написать ответ к одному из двух предлагаемых заданий – С2.1 или С2.2. Чем же они различаются?

Задание С2.1 – это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Тому, кто предпочтёт этот вариант задания, придётся рассуждать о языке, его единицах: словах, словосочетаниях, типах грамматических конструкций,– о том, что изучалось на уроках русского языка в течение девяти лет.

Такое задание может быть сформулировано следующим образом.

С2.1  

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите

аккуратно, разборчивым почерком.

Внимательное чтение формулировки задания С2.1 подсказывает, что для выполнения задания необходимо произвести следующие действия:

1) внимательно прочитать слова Г. Степанова;

2) понять суть позиции автора, которая заключается в утверждении определённого лингвистического положения («Словарный состав языка отражает реалии жизни и предметы размышления людей, а грамматика – структуру их мыслей»);

3) подобрать аргументы, доказывающие справедливость позиции автора высказывания, причём аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний (например, для доказательства идеи Г. Степанова можно рассказать, что со временем, когда наступают перемены в жизни людей, появляются новые слова и исчезают некоторые старые);

4) перечитать текст, предложенный в части 2;

5) найти в исходном тексте примеры, которые могут подкрепить аргументацию (к примеру, в тексте можно найти предложения с устаревшими или новыми словами);

6) приводя примеры из текста, следует цитировать (а значит, надо уметь вводить цитаты в текст!) или указывать в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации;

7) надо оформить текст композиционно: сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод, а также вступление и заключение;

8) следует развить мысль так, чтобы объём сочинения был не менее 70 слов;

9) писать надо так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) Баллы
С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос  
  Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса, или экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, но рассуждение построил на анализе или только лексических, или только грамматических явлений. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса (его части), нет
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне
С1К2 Наличие примеров-аргументов  
  Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое явление
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текст
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или - в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
С1К4 Композиционная стройность работы  
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущено 2 ошибки в построении текста
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К 1 – С1К4

Проанализируем все критерии.

С1К1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

По этому критерию максимальное количество баллов – 2. Чтобы получить 2 балла, экзаменуемый, выбравший вариант С2.1, должен, внимательно прочитав задание и правильно поняв предложенное высказывание, написать сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса мысль, выраженную в этом высказывании. Максимальное количество баллов будет поставлено тогда, когда экзаменуемый даст обоснованный ответ на теоретическом уровне и приведет по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему 2 разных явления русского языка (всего 2 примера). В демонстрационной версии ГИА-2012 в задании С2.1 требуется иллюстрировать роль лексических и грамматических явлений. Если ученик приводит только одну иллюстрацию, например показывает роль лексических средств, но не пишет о грамматических, то его оценка составит 1 балл. Чтобы написать сочинение, соответствующее критерию С1К1,надо найти ответы на ряд вопросов.

1. Что такое «сочинение-рассуждение»? Это связное письменное высказывание,представляющеесобой логически последовательный ряд умозаключений на какую-либо тему, в нашем случае на тему лексики и грамматики языка. При этом в структуру рассуждения входят тезис, доводы, примеры-иллюстрации и вывод.

2. Что значит «обосновать своё мнение»? Это значит не просто сформулировать собственную позицию, не просто изложить собственные лингвистические знания, но и сделать это развёрнуто, полно, разъяснив все приводимые положения.

3. Что значит «рассуждение на теоретическом уровне» и чем от него отличается «доказательство на бытовом уровне»? Для рассуждения на теоретическом уровне свойственны 1) четкость, стройность, строгая логичность доказательства; 2) опора на законы существования и развития языка; 3) использование терминов. Рассуждению на бытовом уровне свойственны 1) опора только на практический опыт; 2) изложение разговорным стилем, без использования слов-терминов; 3) относительная нечеткость доказательства, использование слов в переносном значении, метафор, намеков, иносказаний, недостаточная полнота изложения материала.

Анализ формулировки задания, высказывания, предложенного в качестве тезиса, образцов сочинений и поставленных по критерию С1К1баллов позволяет сделать вывод: чтобы хорошо написать сочинение С2.1, надо иметь знания о том, что такое лексика (словарь) и грамматика и каковы их функции.

Лексика (от греч. lexikós – относящийся к слову), совокупность слов, словарный состав языка. По-другому лексику можно назвать «словарь языка». Важнейшим понятием лексики является «слово».

Словарный состав языка отражает жизнь: те слова, которые называют предметы и явления настоящего, более активно используются людьми сегодня. В другую же эпоху использовались слова, которые называли предметы и явления того времени. Например, два-три века назад можно было встретить слова боярин, окольничий, дукат, дровни. Сейчас эти предметы, явления, должности ушли в прошлое, поэтому и слова эти можно встретить лишь в исторических книгах. Зато сегодня никого не удивишь процессором, нанотехнологиями и айфоном! Вот поэтому-то Г. Степанов и сказал, что словарь показывает, о чем думают люди: все, что нас беспокоит, привлекает наше внимание, что нужно нам в жизни, названо словом – предметы и абстрактные понятия, признаки и действия, состояния и количества.

В каждом тексте есть такие слова, которые называют ключевыми. К ним относится набор слов, представляющих содержание текста. Как правило, они позволяют понять тему, в приближенном виде содержание и подвести к пониманию основной мысли текста. Если эти слова вынуть из текста и познакомиться с их списком, то можно представить, о чем текст. Например: ключевые слова – война, раненый, конь, упал, кровь, слезы, мучения, пристрелить. Попытайтесь предположить, о чем будет текст, каково его содержание? А теперь познакомьтесь с текстом:

Видели вы на войне раненого коня? Я видел. Это был конь, на котором я проскакал несколько километров и с которым вместе упал, перевернувшись раза три через голову. И вот он сидит, упираясь в землю передними ногами. Перебирает ими, как пританцовывает. Весь мокрый. Мускулы трясутся от напрасного усилия — еще не понимает, что уже не встать ему. Ноздри раздуты воронками и розовы от крови. Стонет как человек и смотрит на меня широко открытыми глазами, из которых катятся слезы. А я стою и не нахожу сил его пристрелить... Остановился кто-то из пожилых солдат и прекратил мучения раненого коня: вложил ему в ухо карабин и выстрелил... Вот пишу эти строки и плачу. От чувства нашей вины перед всем живым и таким гармоничным в природе. Что думал раненый, тяжело умирающий конь, глядя в мои глаза широко открытыми глазами? Что люди — противоестественная, уродующая природу сила? Да нет, понимать дано лишь самой этой силе. В ту предсмертную минуту от меня же, от человека, конь ждал спасения и помощи...(М.Г. Абдулин)

Определите, насколько точно вы ответили на вопросы: определили ли вы тему текста, насколько верно прогнозировали его содержание.

Таким образом, становится понятно, что именно ключевые слова текста позволяют нам понять, о чем думает автор, какая тема его беспокоит.

Грамматика (от греч. grammatike, от grâmma – «запись»), грамматический строй (грамматическая система) – совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения слов, высказываний, текстов. Без грамматики не могут быть созданы ни слова со всеми их формами, ни словосочетания, ни предложения, ни высказывания и тексты. Грамматику принято разделять на два раздела: морфологию (наука о словах как частях речи, правилах их изменения, формах слова) и синтаксис (наука о строении словосочетаний и предложений, о правилах сочетания слов в предложении). Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Например, в словаре нашего языка есть глагол «войти». Как мы поймем, что говорящий хочет побудить кого-то к действию с помощью этого глагола? Просто: говорящий будет использовать форму повелительного наклонения – «войди», «войдите» или «пусть войдет». В первом случае для выражения повелительного наклонения использовано такое средство, как формообразующий суффикс –и-, во втором для выражения множественного числа – окончание –те, а в третьем грамматическим средством является частица «пусть»: именно она «создает» форму повелительного наклонения.

Грамматика изучает строй предложения. В зависимости от использованной модели предложения, в нем можно увидеть разные оттенки мысли. Сравним два предложения: 1) Я вижу решение; 2) Мне видится решение. Смыслы, выраженные в этих предложениях, близки. Но с точки зрения грамматики это совсем разные предложения. Первое – двусоставное, в нем есть активный деятель – я. Второе – односоставное безличное, в котором нет и не может быть активного деятеля. Получается, что человек, произносящий первое предложение, мыслит себя активным и ответственным за это решение, а во втором это решение будто бы не принято сознательно, а родилось подспудно, навеяно извне, помимо воли самого говорящего. Еще пример. Сравним два предложения: 1) Он музыкант; 2) Он, кажется, музыкант. Второе предложение осложнено вводным словом, и в этой конструкции выражена мысль вероятная, тогда как в первой – нейтральная констатация факта.

Что же помогает нам понять, какие именно смыслы, отношения между словами стремится выразить автор в этих фразах? Именно структура предложений, их грамматический строй!

Если взять набор слов, то мы поймем значение каждого, но не поймем мысль, потому что эти слова не организованы с помощью грамматических средств в предложение. Мысль будет ясной, только если выстроить эти слова в предложение. Сделать мысль ясной и точной, а речь связной – вот задача грамматики!

Прав был Г. Степанов, когда утверждал, что грамматика показывает, КАК люди думают!

Наши рекомендации