Класс. обучение грамоте. (199 часов) 4 страница

Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Работа с толковым словарём.

Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов.

Омонимы. Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов.

Слово и словосочетание.

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, истории возникновения фразеологизмов.

Части речи. Обобщение и углубление представлений об имени существительном.

Части речи. Обобщение и углубление представлений об имени прилагательном.

Части речи. Обобщение и углубление представлений о глаголе и местоимении.

Имя числительное (Общее представление).

Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Развитие речи:

Подробное изложение с языковым анализом текста.

Подробное изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Контрольные работы:

Контрольное списывание №1 по теме: «Слово в языке и речи».

Самостоятельная работа: (1)

Словарный диктант (1)

Проекты:

«Рассказ о слове».

СОСТАВ СЛОВА ( 16 ч.)

Корень слова. Однокоренные слова. Работа со словарём однокоренных слов. Выделение в словах с од­нозначно выделяемыми морфемами корня.

Чередование согласных в корне.

Сложные слова. Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход). Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

Формы слова. Окончание. Выделение в словах с од­нозначно выделяемыми морфемами окончания,

Приставка. Значения приставок в слове. Выделение в словах с од­нозначно выделяемыми морфемами при­ставки. Образование однокоренных слов с помощью приставок. Отличие предлогов от приставок.

Суффикс. Значение суффиксов в слове. Выделение в словах с од­нозначно выделяемыми морфемами суффикса. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

Изменяемые и неизменяемые слова. Их употребление в речи. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Разбор слова по составу. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.

Развитие речи:

Сочинение-описание по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом

Контрольные работы:

Контрольный диктант №2 по теме: «Состав слова».

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (1)

Проекты:

«Семья слов».

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (29 ч.)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их "следы" в русском языке. Уважительное отношение к истории языка.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости на конце слов и перед согласным в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Установление соотношения звукового и буквенного соста­ва слова в словах с непроизносимыми со­гласными.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание приставок и суффиксов, гласные и согласные в неизменяемых на письме при­ставках.

Отличие предлогов от приставок. Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Развитие речи:

Подробное изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Сочинение-описание по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Подробное изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Контрольные работы:

Контрольный диктант №3 по теме: "Правописание частей слова".

Контрольный диктант №4 по тексту администрации.

Самостоятельная работа: (1)

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (2)

ЧАСТИ РЕЧИ ( 76 ч.)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Части речи; деление частей речи на са­мостоятельные и служебные.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( 30 ч.)

Имя существительное. Значение и употребление в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Различение имён су­ществительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные. Умение опознавать имена собственные.

Правописание имён собственных.

Изменение существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Работа с текстом. Письмо по памяти.

Род имён существительных. Раз­личение имён существительных мужского, женского и средне­го рода.

Имена существительные общего рода (первое представление).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

Изменение имён существительных по падежам. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Неизменяемые имена существительные.

Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи.

Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имён существительных.

Развитие речи:

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Сочинение-описание по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Подробное изложение повествовательного текста.

Контрольные работы:

Контрольное списывание №2 по теме "Части речи".

Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное».

Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное».

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (1)

Проекты:

«Тайна имени».

"Зимняя страничка".

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19 ч.)

Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Текст-описание. Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Составление текста-описания растения в научном стиле.

Род имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имён прилагательных.

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Падеж имён прилагательных (общее представление). Изменение имён прилагательных по падежам. Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.

Изменение имён прилагательных по падежам. Морфологический разбор имён прилагательных.

Развитие речи:

Сочинение-отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова "Девочка с персиками" и опорным словам.

Контрольные работы:

Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное».

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (2)

Проекты:

«Имена прилагательные в загадках».

МЕСТОИМЕНИЕ (5 ч.)

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множествен­ного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Составление письма.

Контрольные работы:

Контрольное списывание №3 по теме "Местоимение".

Самостоятельная работа: (1)

ГЛАГОЛ (21 ч.)

Глагол. Значение и употребление в речи. Составление текста по сюжетным рисункам. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? И что сделать? Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Времена глагола.

Изменение глаголов по временам.

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Правописание частицы НЕ с глаголами. Морфоло­гический разбор глаголов.

Урок-конференция на тему "Части речи в русском языке".

Развитие речи:

Подробное изложение "Кошкин выкормыш" по коллективно составленному плану.

Выборочное подробное изложение по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

Контрольные работы:

Контрольный диктант №8 "Весеннее утро"по теме «Глагол».

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (1)

ПОВТОРЕНИЕ (14 ч.)

Обобщение и систематизация изученного о частях речи.

Обобщение изученного о слове, предложении.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание безударных гласных.

Правописание значимых частей слов.

Однокоренные слова.

Текст.

КВН «Знатоки русского языка».

Развитие речи:

Сочинение-рассуждение на тему «Почему я жду летних каникул».

Подробное изложение повествовательного текста.

Контрольные работы:

Итоговый контрольный диктант №9 по тексту администрации.

Словарный диктант (1)

КЛАСС (170 ч.)

ПОВТОРЕНИЕ (11 ч.)

Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Вы­ражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

"Волшебные слова" русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. нормы речевого этикета. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях об­щения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль , план текста. Составление планов к данным текстам. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Создание собственных текстов и корректирование задан­ных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи. Практическое овладение устными монологическими вы­сказываниями на определённую тему с использованием раз­ных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Предложение. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.

Обращение. Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, в середине, в конце. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Связь слов в предложении.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.

Предложения распространённые и нераспространённые.

Моделирование предложений.

Разбор предложения по членам предложения.

Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста.

Развитие речи:

Подробное изложение повествовательного текста.

Контрольные работы:

Контрольный диктант №1 по теме "Повторение".

Проверочная работа: (1)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 ч.)

Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но).

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания (запятая) в предложениях с однород­ными членами, соединёнными союзами. Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской местности. Формирование уважительного отношения к труду, к людям труда.

Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений.

Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях.

Развитие речи:

Подробное изложение текста-описания по самостоятельно составленному плану.

Проверочная работа: (1)

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (21 ч.)

Понимание слова, как единства звучания и значения.Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах. Наблюдение над использованием слов в тексте.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов). Высказывания о русском языке русских писателей; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Сведения об источниках пополнения русского языка словами. Значение изобразительно-выразительных средств языка.

Состав слова. Значимы части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок.

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимическими корнями.Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Моделирование слова с определённым составом.

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным. Правописание двойных согласных в словах.

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ик и -ек. Правописание ъ и ь разделительных знаков. Работа с орфографическим словарём.

Повторение и углубление представлений о частях речи. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. Формирование представлений о национальных ценностях России и бережном к ним отношении.

Наречие (общее представление). Значение и употребление в речи.

Развитие речи:

Сочинение-описание по репродукции картины И. И. Левитана "Золотая осень".

Подробное изложение повествовательного деформированного текста.

Контрольные работы:

Контрольное списывание №1 по теме "Слово в языке и речи".

Самостоятельная работа: (1)

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (1)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (43 ч.)

Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе).

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Определение принад­лежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ни) в единственном числе. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Именительный и винительный падежи.

Родительный падеж.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Дательный падеж.

Творительный падеж. Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

Предложный падеж.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Винительный падеж одушевлённых имён существительных. Дательный, творительный, предложный падежи.

Лексические и грамматические нормы употребления имён существительных.

Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника.

Обобщение знаний об имени существительном.

Морфологический разбор имени существительного.

Развитие речи:

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Сочинение-описание по репродукции картины А. А. Пластова "Первый снег".

Выборочное изложение повествовательного текста.

Подробное изложение повествовательного текста с элементами сочинения.

Контрольные работы:

Контрольный диктант №2 по теме "Имя существительное".

Контрольный диктант №3 по теме "Имя существительное".

Контрольный диктант №4 по теме "Имя существительное".

Самостоятельная работа: (2)

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (3)

Проекты:

"Говорите правильно".

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (30 ч.)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Имя прилагательное, значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных.

Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам и родам (в единственном числе).

Начальная форма имён прилагательных.

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Безударные окончания имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Именительный, винительный, родительный падежи.

Творительный и предложный падежи.

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. Развитие чувства любви к родному краю - частичке своей большой родины на основе содержания текстов.

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.

Родительный, дательный, творительный падежи.

Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, древним архитектурным памятникам, созданным руками русского народа, а также к национальному достоянию других стран и народов.

Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка).

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Представление об окончаниях имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Именительный и винительный падежи.

Родительный и предложный падежи.

Дательный и творительный падежи.

Нормы правильного согласования имён прилагательных и мён существительных в речи. Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Морфологический разбор имени прилагательного. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".

Развитие речи:

Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему "Моя любимая игрушка".

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

Подробное изложение повествовательного текста.

Контрольные работы:

Контрольное списывание №2 по теме "Имя прилагательное".

Контрольный диктант №5 по теме "Имя прилагательное".

Контрольный диктант №6 по теме "Имя прилагательное".

Самостоятельная работа: (2)

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (2)

Проекты:

"Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина".

МЕСТОИМЕНИЕ (7 ч.)

Повторение и углубление представлений о личных местоимениях. Роль личных местоимений в речи.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 1-го, 2-го лица единственного и множественного числа. Функция предлогов: образование падежных форм местоимений.

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Окончания личных местоимений в косвенных формах. Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.

Морфологический разбор личных местоимений.

Формирование почтительного отношения к родным, окружающим, уважительного отношения мальчиков к девочкам.

Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога; составление текста поздравительной открытки.

Развитие речи:

Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. Серова "Мика Морозов".

Проверочная работа: (1)

ГЛАГОЛ (34 ч.)

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Значение и употребление глаголов в речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по вре­менам.

Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе.

Спряжение глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.).

2-е лицо глаголов. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в фор­ме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь.

I и II спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными с безударными личными окончаниями.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Мягкий знак в глаголах в сочетании -ться.

Правописание -тся, -ться в возвратных глаголах.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других странах. Формирование представлений о значении спорта в жизни людей и страны. Обобщение по теме "Глагол". Морфологический разбор глагола.

Развитие речи:

Выборочное изложение повествовательного текста.

Подробное изложение повествовательного текста.

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана "Весна. Большая вода".

Контрольные работы:

Контрольный диктант№7 по теме "Глагол".

Контрольный диктант №8 по теме "Глагол".

Контрольное подробное изложение.

Самостоятельная работа: (2)

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (2)

ПОВТОРЕНИЕ (15 ч.)

Предложение.

Состав слова.

Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

Склонение имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе.

Наши рекомендации