Изучение темы о звуках [н] и [н,] и букве Нн.
Аналитический этап начинается с рассмотрения изображения на письме мягкости звуков. Учитель сообщает, что мягкость согласного звука при необходимости записать его обозначается «верхней запятой» (апострофом). Зачем это нужно? Да потому, что в русском языке буквы обозначают не один согласный звук, а два - твердый и мягкий. Буква Н (учитель говорит правильное ее букварное название) также обозначает два звука. Затем задается проблемный вопрос: «Догадайтесь, как же отличить, твердый согласный звук или мягкий обозначает в каждом конкретном случае буква? Посмотрите на столбик слогов с буквой Н и сделайте вывод, что же на это указывает». Хорошо читающие дети легко делают вывод, что последующие за буквой Н буквы обозначают, как читать, твердо или мягко. Повторяется материал о значениях букв А, О, Ы, У, И. Затем 2-3 ученика, не умеющих еще читать, прочитывают столбик слогов-слияний. Анализируются предметные рисунки и соответствующие им слого-звуковые схемы слов барабан, конь и делает вывод: вне слияния буква Н может обозначать твердый или мягкий звук. Заканчивается этот этап урока характеристикой звуков [н], [н,]: согласный, может быть твердым или мягким. В слогах-слияниях на твердость или мягкость звука указывает последующая буква. Если этот звук употребляется вне слияния, то он может быть тоже твердым или мягким.
Учитель обращает внимание детей на схемы слов барабан и конь и говорит, что с этого урока на схемах обозначения согласных звуков: твердые согласные закрашены синим цветом, а мягкие – зеленым.
Письмо: Тренировка в написании строчной буквы н (на с.14) проводится по обычной методике с использованием электронного приложения к «Азбуке». При написании слогов учитель напоминает о верхнем, среднем и нижнем соединении. Со словами и схемами на с.14 пока работать не надо. По окончании данного этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Чтение: Наблюдение над употреблением Н в словах, чтение слов с Н.Вначале проводится на материале с.41 «Азбуки». 2-3 «нечитающих» ученика опять для тренировки прочитывает столбик слогов-слияний. Учитель задает вопрос, какие из этих слогов могут употребляться в качестве самостоятельных слов (на, но, ну, ни). Затем по рисункам на с.41 и 42 (последний из рисунков) дети убеждаются, что слово НА может употребляться в разных значениях (положить НА стол – НА, возьми!). После этого работа ведется дифференцированно: дети, умеющие читать, читают про себя стихотворение Ф.Бобылева, а «нечитающие» - выполняют задание по рисункам на с.42. В результате дети могут сделать вывод, что «добавление» всего одной буквы, обозначающей на письме согласный звук, значительно расширяет возможности для чтения.
Упражнения по верхней серии рисунков направлено на осознание детьми роли местоимений 3 лица (без термина). В то же время, это упражнение знакомит детей с обозначением слогоделения (вертикальная черта) и отделением букв, обозначающих согласные звуки, вне слияния (вертикальная пунктирная черта). Как и многие серии предметных рисунков, эта серия тренирует УУД логического характера.
Упражнение в чтении предложений с фрагментами позволяет детям, которые только учатся читать, глубже понять слоговой принцип русской графики: мягкость – твердость согласного звука передается в слоге-слиянии не соответствующей, а последующей буквой, обозначающей гласный звук. С другой стороны, это упражнение дает учителю возможность показать, как много надо еще изучить букв, чтобы прочитать такие слова, как флажок, лист.
Затем умеющие читать дети зачитывают стихотворение Ф.Бобылева, а не умеющие читать следят пальчиком на находят в стихотворении уже знакомые буквы (можно это задание выполнять в паре, со взаимным контролем).
Письмо: Тренировка в написании заглавной буквы Н проводится по с.15 «Прописей» №2. В связи с тем, что написание этой буквы является одним из самых сложных для первоклассников, нужно тщательное и неоднократное комментирование учителем кинем вначале на элементах этой буквы, а затем и самой буквы. Комментарий кинем: «Немного отступить вниз от верхней дополнительной линии, ведем к ней черточку слева направо, а затем выполняем длинную черточку с петлей до нижней линии рабочей строки, заводим петлю за первую длинную черточку и за вторую косую линию и делаем ещё одну петлю, доводим ее до верхней дополнительной линии и ведем вниз длинную прямую черточку с закруглением вправо». Следует использовать анимированные прописи в электронном приложении к учебнику. Третью строчку и написание слов нужно оставить для специального урока №20 (по русскому языку). При написании слогов на 4-ой строчке нужно следить за средним и верхним соединением.
Чтение: Завершается этот этап урока нахождением места буквы Н на «ленте букв». Учитель обращает внимание детей, что это первая из букв, расположенная на синем поле, предназначенном для размещения букв, обозначающих согласные звуки. Затем дети должны сформулировать вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи урока.
Остаток занятия нужно посвятить развитию речи и тренировке работы в паре по заданиям с.43 «Азбуки»: дети тихо работают в паре, затем выступают 2-3 пары, говорят, какая часть сказки пропущена и задают друг другу вопросы.
Итоги урока.
1. Какие две темы урока мы с вами сегодня обсуждали? Как они взаимосвязаны? Что должен делать настоящий гражданин для блага Родины?
2. Какую тему по русскому языку мы изучили? Чем отличаются звуки [н], [н,] от ранее изученных звуков? Как обозначается твердость или мягкость чтения буквы Н?
Этап рефлексии.
Физкультминутки лучше делать активизирующего типа, так как урок для детей очень сложен.
Рекомендации по работе в семье: побеседовать, всё ли ребенком понято на уроке, поиграть в игру «Я – учитель» с помощью электронного приложения к «Азбуке», потренировать в написании буквы Н на 4 строчке с.15 «Прописей» №2; проверить, уложены ли в ранец комплекты цветных шариковых ручек.
Уроки 16 (чтение) и 19 (письмо)
Темы уроков: Чтение: Старый друг лучше новых двух. Звуки [с], [с,]. Буква Сс (с.44-47).
Письмо: Письмо заглавной и строчной буквы Сс (с.16-17).
Целевые установки уроков.
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:
Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками [с], [с,] и отражением их на письме с помощью буквы С, с местом буквы С на «ленте букв», научится характеризовать звуки [с] и [с,] по предложенной в учебнике схеме; находить эти звуки в слого-звуковых схемах, читать слоги и слова с буквой С, писать строчную с и заглавную С по образцам в прописях; писать слоги, слова и предложения со знакомыми буквами; совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока и подборе примеров слов, в процессе знакомства с уменьшительно-ласкательными суффиксами, при пересказе сказки и составлении рассказа.
Метапредметные результаты:учащийся вместе с учителем и одноклассниками формулирует, принимает, сохраняет и стремится выполнить учебную задачу урока, продолжает освоение базовых предметных понятий (звук [и] и буква Ии, функция буквы И в слоге-слиянии, знакомство с многозначностью), осваивает познавательные логические УУД анализа, аппозиции, синтеза при работе со смыслоразличительной ролью фонем; работает со знаково-символическими средствами представления информации, моделирует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; использует дополнительные средства поиска информации (словари), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Личностные результаты: осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.
Оборудование: аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни «Когда мои друзья со мной» (из к/ф «По секрету всему свету») муз. В.Шаинского, сл. М.Танича, компьютер и мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.
Ход урока
Целеполагание:дети рассматривают вместе с учителем с.44-47 «Азбуки» и с.16-17 «Прописей» №2, читающие дети зачитывают заголовки, и все вместе формулируют учебную задачу: «Обсудить тему «Старый друг лучше новых двух», изучить звуки [с], [с,] и букву Сс (учитель дает алфавитное название буквы – «эс» и в дальнейшем добивается, чтобы дети правильно произносили эту букву); читать тексты с изученными буквами, изучить местоположение буквы Сс на «ленте букв», научиться писать букву Сс, слова и предложения с изученными буквами». При формировании учебной задачи учитель обращает особое внимание на то, что изучено будет всего две буквы для обозначения на письме согласных звуков, а количество слов, которые уже можно прочитать, сильно увеличилось.
Изучение материала урока.
Чтение: Обсуждение темы «Старый друг лучше новых двух» можно начать с актуализации имеющихся знаний: дети вспоминают, какие пословицы о дружбе и взаимопомощи они уже изучили (с.6, 12, 24, 28 «Азбуки»). Учитель выясняет, как дети понимают выражение «старый друг» и просит рассказать о своем друге, с которым подружился в детском саду или во дворе в дошкольном детстве: чем этот друг интересен, почему завязалась дружба, поддерживаются ли отношения в настоящее время, что совместно делается с друзьями. Затем учитель говорит, что в классе формируются новые дружеские отношения, и новых друзей тоже нужно беречь, потому что через много лет эти новые друзья станут старыми друзьями. Можно рассказать о выпускниках Итона, которые поддерживают дружеские отношения, сформировавшиеся в этой школе, всю свою жизнь. Даже если они не были дружны в школе, то опознают друг друга по характерным признакам и помогают друг другу.
Чтение: Изучение звуков [c] и [c,] и буквы Ссначинаем с актуализации имеющихся сведений. Вначале проводится беседа: «Какую букву, обозначающую согласный звук, мы уже изучили? Какие звуки она обозначает? Что является сигналом мягкости согласного звука? Как понять, твердый или мягкий звук обозначает эта буква в слоге-слиянии? Какие буквы, обозначающие гласные, сигнализируют нам, что буква Н читается твердо? А какая буква сигнализирует о мягкости предшествующего согласного?». Затем читается текст на с.44: «нечитающие» дети читают текст о девочках, а умеющие читать рассматривают рисунок, готовятся к рассказу.
Затем общее внимание обращается на наличие тире в тексте. Учитель сообщает, что в начале речи каждого участника разговора (диалога) ставится длинная черточка (тире), чтобы можно было понять, кто и что говорит. Затем дети рассказывают то, что они увидели на рисунках, и совместно называют слова в соответствии с заданием «Азбуки».
Аналитический этап. Изучение звуков [c] и [c,] начинаем с разбора чтения звука и буквы. Сначала дети читают звуки [c] и [с,], а учитель подчеркивает, что буква называется «эс». Затем дети характеризуют звуки [с] и [с,] по схеме под заголовком, «нечитающие» дети разбирают слого-звуковую схему под названием буквы Сс (учитель напоминает о том, что твердые согласные - синий цвет, мягкие – зелёный), и читают (2-3 ребенка) столбик слогов, а «читающие» - пословицы на с.44 (про себя). После этого работа идет совместно: «читающие» зачитывают пословицы, «нечитающие» - следят пальчиком и отмечают наличие буквы С. В заключение работы по с.44 коротко обсуждается значение пословиц, а также то, связаны ли они с основной темой.
По окончании данного этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Тренировка в написании буквы Сс в «Прописях» №2 на с.16 (верхние три строчки) – с использованием анимированных прописей в электронном приложении к «Азбуке». Учитель комментирует кинемы: «В рабочей строке выполняем полуовал, открытый вправо».
Чтение: Чтение слов и текстов с изученными буквами по с.45 также проводится дифференцированно. Дети, умеющие читать про себя или шепотом читают стихотворение И.Бунина, а обучающиеся грамоте – слова и предложения основного текста. Попутно повторяется написание тире в начале реплики. Затем один из читающих детей читает стихотворение, остальные следят пальчиком и находят букву С в этом тексте. В заключение этого этапа проводится сопоставление картины осенней природы у И.Бунина и изображения на сюжетной картинке на с.44 «Азбуки».
Письмо: Продолжение тренировки в написании слов и предложений проводится по с.16 «Прописей» (три нижние строчки). Предложение устно составляется и записывается ниже на свободной строке. Учитель напоминает, что в начале предложения и первая буква имени пишутся с заглавной буквы. Предложение должно соответствовать схеме внизу страницы, хотя возможен и другой вариант, учитель предлагает его составить.
По окончании этапа учащиеся делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Чтение: Продолжение тренировки в чтении вначале проводится в ходе двух игр на с.46 «Азбуки» совместно со всем классом, а затем дифференцированно: умеющие читать дети про себя или шепотом читают текст стихотворения В.Берестова на с.47, не умеющие читать – читают два текста и выполняют два задания на с.46. Затем «читающие» дети отвлекаются от текста, и проводится работа с толковым словарем (значение слова «ось»).
Письмо: Продолжение тренировки в написании буквы Сс, слов и предложений с изученными буквами проводится по с.17 «Прописей» №2: вначале записывается по половине строк с разлиновкой, затем проводится обводка букв на двух предпоследних страницах. Выясняется вопрос, почему в нижней строчке слова пишутся с заглавных букв и предложения записываются.
Чтение: Завершается этот этап занятия анализом местоположения буквы С на «ленте букв». Учитель говорит, что по мере заполнения синей части «ленты букв» станет понятно, почему буква С расположена вдали от буквы Н и на «нижнем этаже». Затем делается вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Остаток времени нужно посвятить развитию речи: пониманию роли уменьшительных суффиксов для образования слов со значением детенышей животных. Сначала умеющие читать дети читают стихотворение и задание под ним, потом коллективно подбираются соответствия не только к слову кот, но и к словам рысь, олень, лось и т.д.
Итоги урока.
1. Какую тему мы сегодня обсуждали? С какими пословицами познакомились? Что нам говорит народная мудрость?
2. Какие звуки мы изучили? Какая буква отражает эти звуки на письме? Что нам помогает понять, какой именно звук, твердый или мягкий, передан буквой С?
Этап рефлексии.
Физкультминутки лучше сделать активизирующими в связи с трудностью урока, проводить их можно под музыку «визитной карточки» темы урока.
Рекомендации по работе в семье: в своем альбоме с детскими фотографиями посмотреть вместе с ребенком фотографии своей детсадовской группы и класса начальной школы, рассказать о судьбе своих друзей (работе, семье, детях); тренировать в дописывании строк в «Прописях» №2 на с.16-17; поработать с электронным приложением к «Азбуке» (игра «Я – учитель»); проверить, уложены ли в ранец комплекты фломастеров.
Урок 20 (письмо)
Тема урока:Повторение изученных букв.
Целевые установки урока.
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:
Предметные результаты:учащийся повторяет и закрепляет изученные буквы, их названия, значения и функции, читает тексты с изученными буквами; тренируется в написании изученных букв, слогов и слов с ними по образцам в «Прописях» №2.
Метапредметные результаты:учащийся совместно с учителем формулирует, принимает, сохраняет и стремится выполнить учебную задачу урока, осваивает умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; продолжает освоение начальных форм познавательной рефлексии.
Личностные результаты:освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения в ходе повторения изученного материала.
Оборудование: аудиоаппаратура и запись песни «Чему учат в школе?», компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке».
Ход урока
Звучит мелодия («…учат в школе, учат в школе, учат в школе)
Целеполагание:учитель в ходе беседы вырабатывает с детьми формулировку учебной задачи урока: «Мы уже не в первый раз проводим отдельный урок письма. Чем мы обычно занимаемся на таких уроках? (Ответы детей). Итак, на сегодняшнем занятии мы будем повторять изученные буквы, их названия, значения и написание».