Индекс эффективности гигиены полости рта (РНР) Podshadley, Haley, (1968)

Методические рекомендации

преподавателю по теме практического занятия № 3:

Определение гигиенического состояния полости рта: методики, инструментарий, препараты, интерпретация показателей.

Стоматологический факультет, МИМОС

1 курс, 2 семестр

Автор : к.м.н. Попова Т.А.

Тема: Определение гигиенического состояния полости рта: методики, инструментарий, препараты, интерпретация показателей.

Цель: изучить методики, инструментарий, препараты для определения гигиенического состояния полости рта, интерпретацию показателей.

Мотивация темы занятия: в обязанности врача-стоматолога входит проведение определения гигиенического состояния полости рта и интерпретация показателей.

Знать:

· методики для определения гигиенического состояния полости рта

· инструментарий и препараты для определения гигиенического состояния полости рта

· интерпретацию показателей

Уметь:

· оценить количественные показатели гигиенического состояния полости рта

· оценить качественные показатели гигиенического состояния полости рта

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: способность осуществить определение гигиенического состояния полости рта с интерпретацией показателей.

Компетенции:

Компетенции Краткое содержание и характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенций
ОК-1 Способен и готов научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК-4 Способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта
ОК-10 Способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий
ПК-1 Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медсестрами, населением.
ПК-13 Способностью и готовностью проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за больными.
ПК-23 способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.
ПК-49 Способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта.

Педтехнологии:модульная технология, технология контекстного, проектного обучения, технология сотрудничества. Задачами педагогических технологий являются: отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в практической деятельности студентов. Воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных задач.

Продолжительность занятия - 3 часа.

Место проведения занятия - клинический или фантомный кабинет кафедры.

План занятия.

Этапы занятия Содержание Учебные пособия, средства контроля Время
Вступительное слово. Проверка присутствия и готовности студентов к занятию. Инструктаж по раскрытию темы занятия и плану его проведения. Журнал учета посещения и успеваемости студентов. Семестровый план. 5 мин.
Контроль исходного уровня знаний. Контроль уровня знаний, полученных ранее и необходимых для изучения данной темы. Вопросы, ситуационные задачи, тестовый контроль (10–15 тестовых заданий на один вариант) с эталонами ответов. 15 мин.
Разбор теоретического материала занятия. Выяснение знания теории занятия, в том числе разбор материала, выделенного на самостоятельную работу. Коррекция усвоенного материала. Устный опрос. Мультимедийные презентации, учебные фильмы. Заслушивание рефератов, подготовленных студентами. Групповое обсуждение, дискуссия. 35 мин.
Практическая работа студентов. Отработка мануальных навыков на фантомах. Работа на фантомах с использованием стоматологических материалов и инструментария под контролем ассистента. Дневники практических навыков студентов. мин.
Контроль результатов усвоения. Контроль полученных на занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу. Ситуационные задачи, тестовый контроль (10–15 тестовых заданий на один вариант, количество вариантов 5) с эталонами ответов. Оценка знаний студентов заносится в журнал успеваемости. 15 мин.
Заключение (ответы на вопросы студентов) Студенты обсуждают приобретенные ими теоретические знания и практические навыки, задают уточняющие вопросы. Рефлексия в виде мини дискуссии. 5 мин.
Задание к следующему занятию, литература. Студенты записывают домашнее задание и рекомендуемую литературу. Семестровый план, материал для самостоятельной работы. 5 мин

Теория данного занятия.

Для оценки гигиены полости рта в ходе эпидемиологических обследований, определения эффективности средств гигиены, а также для выявления ее роли в этиологии заболевания зубов и пародонта крайне необходимым представляется наличие индексов, отражающих качество и количество зубных отложений, в частности зубной бляшки и мягкого налета. Методы их обнаружения и количественной оценки основаны на химической реакции или сорбции красителей с внеклеточными полисахаридами отложений.

Красители для оценки гигиены полости рта:

· раствор Шиллера-Писарева

· раствор Люголя

· 2% раствор метиленового синего

· 4-5% спиртовой раствор эритрозина

· эритрозин в таблетках

· 0,75% (для полоскания) и 6% (для аппликаций) раствор основного фуксина

· «бисмарк коричневый»

Йод в растворе иодида калия окрашивает полисахариды налета и бляшки в желтовато-коричневые тона в результате образования комплексных соединений. Применяют раствор Шиллера-Писарева и раствор Люголя в виде зубодесневых аппликаций с помощью небольших ватных тампонов на вестибулярную поверхность зубов.

Раствором основного фуксина зубной налет окрашивается путем энергичного полоскания полости рта в течение 30 секунд, после чего избыток красителя удаляется полосканием обычной водой. Налет при этом окрашивается в грязно-красный цвет.

Эритрозин можно использовать в виде таблетки, которая энергично перемещается во рту 30 секунд, или в виде полоскания полости рта раствором. Налет окрашивается в интенсивно-красный цвет.

Инструментарий для оценки гигиены полости рта:

· острые угловые зонды;

· стоматологические зеркала;

· пинцеты;

· ватные стерильные валики;

· стоматологические лотки

Индексы для оценки гигиены полости рта.

Одним из критериев оценки гигиены полости рта служит показатель, который информирует о величине поверхности коронки зуба, покрытой зубным налетом.

Всемирная Организация здравоохранения рекомендует использовать для оценки гигиены полости рта Упрощенный индекс гигиены полости рта OHI-S.

1) Упрощенный индекс гигиены полости рта OHI-S (в модификации Леуса П.А. - индекс «ИГР-У»). Состоит из двух компонентов: индекса зубного налета и индекса зубного камня. Для их определения исследуют щечную поверхность 16 и 26 зубов; губную поверхность 11 и 31; язычную поверхность 36 и 46.

Используют следующие системы оценок ЗН:

0 – отсутствие зубного налета

1 – зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;

2 – зубной налет покрывает более 1/3, но не более 2/3 поверхности зуба;

3 – зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба

Используют следующие системы оценок ЗК:

0 – отсутствие зубного камня

1 – зубной камень покрывает не более 1/3 поверхности зуба;

2 – зубной камень покрывает более 1/3, но не более 2/3 поверхности зуба и (или) имеется поддесневой зубной камень в виде отдельных конгломератов;

3 – наддесневой зубной камень покрывает более 2/3 поверхности зуба и (или) имеется поддесневой зубной камень, который окружает пришеечную часть зуба.

Индекс зубного налет (ИЗН) определяется по формуле:

ИЗН= Сумма показателей 6-ти зубов / 6

Индекс зубного камня (ИЗК) определяется по формуле:

ИЗК= Сумма показателей 6-ти зубов / 6

ИндексOHI-S (ИГР-У)= ИЗН+ИЗК

Интерпретация:

0 - 0.6 – хорошо;

0.7 – 1.6 – удовлетворительно;

1.7 – 2.5 – не удовлетворительно;

2.6 и более – плохо.

2) Индекс Грин-Вермиллиона (Greene, Vermillion, 1969) - индекс OHI-S является его модификацией. Стандартный индекс гигиены полости рта. Мягкий зубной налет выявляется зондом. Для этого исследуют щечную поверхность 16 и 26 зубов, губную поверхность 11 и 31, язычную поверхность 36 и 46.

Используют следующие системы оценок ЗН:

0 – отсутствие зубного налета

1 – зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;

2 – зубной налет покрывает более 1/3, но не более 2/3 поверхности зуба;

3 – зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба

Индекс зубного налет (ИЗН) определяется по формуле:

ИЗН= Сумма показателей 6-ти зубов / 6

Интерпретация:

0 - 0.6 – хорошо;

0.7 – 1.6 – удовлетворительно;

1.7 – 2.5 – не удовлетворительно;

2.6 и более – плохо.

Индивидуальный индекс определяется до десятых долей, групповой (т. е. по возрасту, полу, фоновой патологии, патологии прикуса и т. д.) — до сотых.

3) Индекс Федорова – Володкиной. Разработан в России, индекс рекомендуется применять для оценки гигиенического состояния полости рта у детей до 5-6 лет. Его определяют по интенсивности окраски вестибулярной поверхности шести нижних фронтальных зубов жидкостью Шиллера – Писарева (определение зубного налета):

Йодистый калий 2,0

Йод кристаллический 1,0

Вода дистиллированная до 40,0

Оценка результатов окрашивания ведется по следующим критериям:

5 – вся поверхность коронки

4 – ¾ поверхности коронки

3 – ½ поверхности коронки

2 – ¼ поверхности коронки

1 – отсутствие окрашивания коронки.

Определение над- и поддесневого зубного камня проводят с помощью стоматологического зонда. Расчет индекса складывается из значений, полученных для каждого компонента индекса с делением на количество обследованных поверхностей, с последующим суммированием обоих значений.

Расчет ведется по формуле: К ср (индекс гигиены)= Сумма показателей 6-ти зубов / 6

Затем оценивают данный показатель следующим образом:

1.1– 1.5 – хороший индекс гигиены;

1.6 – 2 – удовлетворительный индекс гигиены;

2.1 – 2.5 – неудовлетворительный индекс гигиены;

2.6 – 3.4 – плохой индекс гигиены;

3.5 – 5 – очень плохой индекс гигиены.

4) Индекс для оценки зубного налета у детей раннего возраста (Э.М. Кузьмина, 2000г.).Для оценки количества зубного налета у маленького ребенка (от прорезывания временных зубов до 3 лет) осматривают все зубы, имеющиеся в полости рта. Оценку проводят визуально или с помощью стоматологического зонда. Количество налета необходимо определять даже в случае, если в полости рта ребенка присутствуют всего 2-3 зуба.

Коды и критерии оценки: 0 - нет налета, 1 - налет присутствует.

Расчет индивидуального значения индекса осуществляется по формуле:

Зубной налет = количество зубов, имеющих налет / количество зубов в полости рта

Интерпретация индекса: уровень гигиены 0 – хороший

0,1 - 0,4 – удовлетворительный

0,5 - 1,0 - плохой

Индекс эффективности гигиены полости рта (РНР) Podshadley, Haley, (1968)

Для количественной оценки зубного налета окрашивают 6 зубов:

16, 26, 11, 31— вестибулярные поверхности;

36, 46 — язычные поверхности.

Индекс эффективности гигиены полости рта (РНР) Podshadley, Haley, (1968) - student2.ru

1 - медиальный

2 - дистальный

3 - срединно-пришеечный

4 - центральный

5 - срединно-окклюзионный

Коды и критерии оценки зубного налета

О — отсутствие окрашивания 1 — выявлено окрашивание

Расчет индекса проводят, определяя код для каждого зуба путем сложения кодов для каждого участка. Затем суммируют коды для всех обследованных зубов и делят полученную сумму на число зубов:

Индекс рассчитывается по следующей формуле:

сумма кодов всех зубов

РНР = -----------------------------------------------------

количество обследованных зубов

Оценочные критерии

Значение индекса Уровень гигиены

0 отличный

0, 1 - 0, 6 хороший

0, 7- 1, 6 удовлетворительный

1, 7 и более неудовлетворительный

Дополнительные индексы

6) Индекс Силнес-Лоу (Silness, Loe, 1967)учитывает толщину налета в придесневой области на 4-х участках поверхности зуба: вестибулярная, язычная, дистальная и мезиальная.

После высушивания эмали кончиком зонда проводят по ее поверхности у десневой борозды. Если к кончику зонда не прилипает мягкое вещество, индекс налета на участке зуба обозначается как – 0.

Если визуально налет не определяется, но становится видимым после движения зонда – индекс равен 1.

Бляшка толщиной от тонкого слоя до умеренного, видимая невооруженным глазом оценивается показателем 2.

Интенсивное отложение зубного налета в области десневой борозды и межзубного промежутка обозначается как 3.

Для каждого зуба индекс вычисляется делением суммы баллов 4-х поверхностей на 4.

Общий индекс равен сумме показателей всех обследованных зубов, деленной на их количество.

7) Индекс зубного камня (CSI) (ENNEVER и соавт., 1961). Определяется над- и поддесневой зубной камень на резцах и клыках нижней челюсти. Дифференцировано исследуются вестибулярная, дистально-язычная, центрально-язычная и медиально-язычная поверхности.

Для определения интенсивности зубного камня используется шкала от 0 до 3 для каждой исследуемой поверхности: 0 - нет зубного камня; 1 - определяется зубной камень меньше чем 0.5 мм ширины и/или толщины; 2 - ширина и/или толщина зубного камня от 0.5 до 1мм; 3 - ширина и/или толщина зубного камня более 1мм.

Формула для расчета индекса:

Интенсивность ЗК=(∑кодов всех поверхностей)/n зубов, где n – число зубов.

8) Индекс Рамфьерда (S. Ramfjord, 1956) как часть пародонтального индекса предполагает определение зубного налета на вестибулярных, язычных и небных поверхностях, а также апроксимальных поверхностях 11, 14, 26, 31, 34, 46 зубов. Метод требует предварительного окрашивания раствором бисмарка коричневого.

Оценка в баллах производится следующим образом: 0 - отсутствие зубной бляшки; 1 - зубная бляшка присутствует на некоторых поверхностях зуба; 2 - зубная бляшка присутствует на всех поверхностях, но покрывает более половины зуба; 3 - зубная бляшка присутствует на всех поверхностях, но покрывает более половины.

Индекс вычисляют путем деления общей суммы баллов на количество обследованных зубов.

9) Индекс Нави (I.M.Navy, E.Quiglty, I.Hein, 1962). Подсчитывают индексы окраски тканей в ротовой полости, ограниченной губными поверхностями передних зубов. Перед исследованием рот ополаскивают 0.75% раствором основного фуксина.

Подсчет проводят следующим образом: 0 - отсутствие бляшки; 1 - бляшка окрашивалась лишь у десневой границы; 2 - выражена линия бляшки на десневой границе; 3 - десневая треть поверхности покрыта бляшкой; 4 - 2/3 поверхности покрыты бляшкой; 5 - больше чем 2/3 поверхности покрыты бляшкой.

Индекс высчитывали в переводе на среднее число на один зуб одного субъекта.

10) Индекс Турески (S.Turesky, 1970). Авторы использовали систему подсчета Quigley-Hein на губных и язычных поверхностях всего ряда зубов:

0 - отсутствие бляшки; 1 - отдельные пятна бляшки в пришеечном районе зуба; 2 - тонкая непрерывная полоса бляшки (до 1 мм) в пришеечной части зуба; 3 - полоса бляшки шире 1мм, но покрывает менее 1/3 коронки зуба; 4 - бляшка покрывает больше 1/3, но меньше 2/3 коронки зуба; 5 - бляшка покрывает 2/3 коронки зуба или больше.

11) Индекс Арним (S.Arnim, 1963) при оценке эффективности различных процедур гигиены полости рта определял количество бляшки, присутствующей на губных поверхностях четырех верхних и нижних резцов, окрашенных эритрозином.

Этот район фотографируют и проявляют с увеличением в 4 раза. Очертания соответствующих зубов и окрашенных масс переводят на бумагу и эти участки определяют планимером. Затем вычисляют процент поверхности, покрытой бляшкой.

Контрольные вопросы:

1. Инструментарий для оценки гигиены полости рта.

2. Красители для оценки гигиены полости рта.

3. Индекс гигиены полости рта OHI-S.

4. Индекс Грин-Вермиллиона.

5. Индекс Федорова – Володкиной, Кузьминой.

6. Индекс эффективности гигиены полости рта (РНР).

7. Дополнительные индексы гигиены.

Оборудование занятия.

1. Оборудование фантомного класса или клинического кабинета кафедры.

2. Фантомы.

3. Стоматологический инструментарий.

4. Стоматологические материалы.

5. Учебно-методический комплекс к занятию.

6. Мультимедийные презентации.

Задание на следующее занятие:Средства гигиены полости рта. Индивидуальный подбор средств по уходу за полостью рта.

Наши рекомендации