ВНД ребенка от рождения до 7 лет

Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития: сосательные и дыхательные движения. Активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце.

К моменту рождения - большинство врожденных рефлексов, обеспечивающих функционирование вегетативной сферы.

Условные рефлексы возникают:

- простые пищевые уже на 1-2-е сутки;

- к концу первого месяцаразвития - условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата;

- со 2-го месяца - слуховые, зрительные и тактильные рефлексы;

- к 5-му месяцу - все основные виды условного торможения.

Значение обучения: чем раньше начинается выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии

К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи,

запахи, форму и цвет предметов, голоса и лица. Совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Произносятся отдельные слова, формируются условные рефлексы на словесные раздражители - развитие второй сигнальной системы и совместная деятельность с первой.

На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, продолжается формирование второй сигнальной системы, увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

2-й и 3-й годы жизни отличаются ориентировочной и исследовательской деятельностью, «предметным» характером мышления (решающим значением мышечных ощущений). Это связано со значительным созреванием моторных корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам. Основный фактор созревания этих корковых зон - мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка.

Период до 3-х лет - легкость образования условных рефлексов на различные раздражители. Особенность 2-3-летнего ребенка - легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др.).

Возраст от 3-х до 5-ти лет - дальнейшее развитие речи и нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

К 5-7 годам еще более повышается роль слов, дети начинают свободно говорить. Только к семи годам функционально созревает материальная основа второй сигнальной системы – кора больших полушариев.

Наши рекомендации