Реализация КС в базисе Жегалкина

Как было рассмотрено ранее, базис Жегалкина соответствует сигнатуре Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru .

Если булева функция задана в СДНФ, переход к базису Жегалкина достаточно прост. В выражении СДНФ знак «Ú» (или) можно заменить на « Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru » (исключающее или). Данная замена вполне правомочна, поскольку в СДНФ при определенном наборе аргументов только один терм может давать истинное выражение.

Пример 5.32. Представить в базисе Жегалкина и построить КС для булевой функции, заданный СДНФ:

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru , отсюда

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru .

Используя, что Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru , выполним замены:

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Учитывая, что Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru , получим

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru .

Выражение упрощается посредством вычеркивания одинаковых термов, если они повторяются в выражении четное число раз. Реализация КС показана на рис 5.27.

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Рис. 5.27. Схема в базисе Жегалкина

Имея выражения для булевой функции в произвольной ДНФ (конечно лучше иметь минимальную форму), для перехода к базису Жегалкина можно использовать соотношение

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru . (5.29)

Пример 5.33. Для предыдущего примера Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ,

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru .

Реализация в виде КС приведена на рис. 5.27.

Синтез составных КС

В общем случае для минимизации систем ПФ может быть использован модифицированный алгоритм Квайна-Мак-Класки, рассмотренный в п. 5.2.7. Реализация КС для примера 5.27. приведена на рис. 5.28.

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ;

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ;

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Рис. 5.28. Комбинационная схема для системы ПФ

В ряде специальных случаев при реализации систем ПФ можно ограничиться более простыми методами. Для системы из двух булевых функций рассмотрим следующие частные случаи:

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru остальные,

где Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru - множество 0-кубов функции f, т.е. наборов, соответствующих истинным значениям; Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru - множество наборов, соответствующих ложным значениям функции f.

Рассмотрим приемы синтеза КС на примерах.

Пример 5.34. Две ПФ заданы на картах Карно (рис. 5.29).

х2
f2
х2
f1

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

х1
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

х1
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

       
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1 Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

х3
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

     

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

х3
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1       Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1
1

x4

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1

x4

       
  Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru
 
    Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Рис. 5.29. Представление на картах Карно системы

из двух ПФ при Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Найдем минимальные ДНФ для Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru и Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru :

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ,

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ,

отсюда очевидно, что здесь Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru .

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru .

Здесь терм Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru поглощает Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru , однако последний необходимо оставить, чтобы обеспечить реализацию функции Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru . На рис. 5.30 приводится реализация КС, реализация первого уровня, обеспечивающего инверсии входных переменных, не показана.

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

f1
f2
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Рис. 5.30. Пример КС системы для случая Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

В случае Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru можно провести минимизацию по нулям и поступить аналогично.

Пример 5.35. ПФ заданы на картах Карно рис. 5.31. Реализовать комбинационную схему.

       
  Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru
    Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru


х1
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1

х1
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 0 Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1
  Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

х3
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

х3
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1   Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 0 Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1
х4

х4
1

       
  Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru
 
    Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Рис. 5.31. Карты Карно для случая Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

В данном случае Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru . По картам Карно получим

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ,

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru .

Минимизируя Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru по нулям, получим

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ,

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru .

При минимизации Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru по единицам оценим сложность КС по критерию Квайна Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru , при минимизации по нулям получим Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru (показатели сложности получены без учета инверсий для входных аргументов, поскольку таковые уже используются для реализации Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ). Таким образом, для реализации Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru используем минимальную форму, полученную по единицам. Схема приводится на рис 5.32.

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Рис. 5.32. Пример КС системы для случая Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

В самом общем случае мы имеем частичное перекрытие комплекса Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru или Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru одной функции с комплексом ( Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru или Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ) другой функции. В данной ситуации необходимо рассмотреть несколько вариантов реализации и выбрать наиболее эффективный, например, в смысле критерия Квайна. Здесь часто оказывается важным выделить максимально большую общую часть.

Пример. 5.36.Пусть две ПФ заданы на картах Карно рис. 5.33.

               
    Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru
    Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru
      Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru
 
х1
 
 
 


Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1 Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 0   Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru 1  

х3
х3
Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

Рис. 5.33. Пример частичного перекрытия комплексов функций

Запишем выражения для минимальных форм, используя минимизацию по единицам и по нулям:

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ,

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ,

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ,

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru .

Используя выражения для Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru и Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru , реализуя общую часть выражения (взятую в скобки) отдельной схемой, построим КС (рис. 5.34а).

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru

а) б)

Рис. 5.34. Примеры составных КС

Данная схема имеет сложность Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru .

По карте Карно для Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru и Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru можно выделить общую часть (на рис. 5.33 отмечена пунктиром).

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru , отсюда

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru ,

Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru .

КС, реализующий данный способ, приводится на рис. 5.34б, сложность данной схемы составляет Реализация КС в базисе Жегалкина - student2.ru . Очевидно, что первый способ реализации более эффективный.

В данном учебном пособии мы рассмотрели некоторые методы и практические рекомендации к реализации комбинационных схем на ЛЭ. Более подробно с данным вопросом можно ознакомиться, например, в [9].

Вопросы для самоконтроля

1. Постройте комбинационные схемы в различных базисах для заданий к п. 5.2.

Заключение

Рассмотренные в настоящем учебном пособии фундаментальные вопросы компьютерной арифметики и логики при глубоком их изучении студентами на первом и втором курсах составляют фундамент их общепрофессиональной подготовки и в значительной степени влияют на качество подготовки специалистов.

Учебное пособие построено так, что каждый теоретический материал, читаемый на лекциях, подкреплен многочисленными примерами, используемыми при проведении практических занятий, лабораторных работ и выполнении курсового проектирования. При этом лабораторная база для закрепления на практике теоретических знаний включает более пятидесяти персональных ЭВМ на платформе Pentium 4 и выше.

Учебное пособие составлено так, что позволяет проводить аттестацию студентов по отдельным разделам дисциплин по мере их изучения и тем самым повысить качество аттестации студентов.

Изучаемые первоначально фундаментальные понятия информатики, системы счисления, алгоритмы перевода чисел из любой системы счисления в любую другую, рассматриваемые алгоритмы выполнения основных арифметических операций над числами в двоичной и десятичной системе с фиксированной и плавающей запятой, а также многочисленные алгоритмы ускоренного выполнения операций компьютерной арифметики используются далее в курсе «Алгоритмические языки и программирование» алгоритмов и программ. В этом курсе на практических занятиях студентам предлагается путем восходящего проектирования разработать универсальный алгоритм перевода чисел из любой позиционной системы счисления в любую другую, проанализировать применение в ЭВМ систем счисления с основаниями 2, 8, 10, 16 и исследовать соответствующие компьютерные арифметические операции. Методом нисходящего проектирования студенты разрабатывают универсальный алгоритм-модель функционирования операционного устройства под числами с плавающей запятой. При этом проектируется первоначально общая модель, а затем выполняется ряд этапов детализации с учетом изученных алгоритмов. На таких занятиях развивается у студентов опыт программирования относительно сложных задач в профессионально ориентированной предметной области. Проверкой качественного усвоения полученных знаний и умения применять их на практике являются выполнение студентами курсовой работы, включающей самостоятельную разработку алгоритмов и программ их реализации на языке высокого уровня.

Следующей ступенью изучения материала учебного пособия являются проработка более сложных алгоритмов двоично-десятичной арифметики, основных понятий математической логики и переключательных (булевых) функций, вопросы их минимизации, а также изучение начальных стадий логического проектирования комбинационных схем и простейших операционных устройств. Закрепление у студентов полученных на данном этапе теоретических знаний осуществляется на практических и лабораторных занятиях с использованием моделирующих программ и персональных ЭВМ.

Наши рекомендации