Критерии оценки сочинения
Оценка «5» (пять) ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающим и уместным. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается наличие 1 – 2 речевых недочётов.
Оценка «4» (четыре) ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочетов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок.
Оценка «3» (три) ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала, Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты.
Оценка 2 (два) ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей. Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощенного синтаксиса. Сочинение, в котором имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2» (два).
Если на письменном экзамене обнаруживаются две и более идентичных работ, все они оцениваются на «2» (два).
Типичные ошибки при написании сочинений
- Неполное или неправильное раскрытие темы (поверхностное раскрытие темы, её неоправданное расширение, сужение, одностороннее раскрытие, непонимание темы, обращение к фактам, не имеющим отношения к теме).
- Ложная идея сочинения; неверная оценка авторской позиции, идеи (смысла) художественного произведения; отсутствие сформулированной идеи.
- Нарушение логики и последовательности в изложении материала.
- Слабая аргументация своих рассуждений.
- Подмена анализа пересказом художественного или критического текста.
- Несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения.
- Фактические ошибки, искажение цитатного материала; слабое владение фактическим материалом.
- Недостаточное и неуместное цитирование.
- Отсутствие выводов и обобщений. Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса.
- Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса.
Речевые ошибки и недочеты
Типы речевых ошибок и недочетов | Примеры |
Недопонимание значения слова, употребление слова в несвойственном ему значении. | И обратно он начал командовать! (В значении «опять, снова») |
Нарушение лексической сочетаемости слов. | Закоренелые патриоты |
Употребление лишнего слова (плеоназм). | Пожилые ветераны |
Употребление рядом или близко однокоренных слов. | В рассказе рассказываетсяЙ Я хочу предложить предложениеЙ |
Неуместное, неоправданное повторение одного и того же слова. | |
Неправильное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность в предложении. | |
Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций. | |
Стилистическая невыразительность. | |
Смешение лексики разных эпох. | |
Нарушение порядка слов. | Тут я увидела в новых джинсах Наташку. |
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. | Когда наступил декабрь, погода резко изменяется. |