Постройте условно-категорические умозаключения на основе
следующих пословиц:
а) Кто ест скоро, тот и работает споро.
б) Кто другому яму роет, тот сам в нее попадет.
в) Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
г) Ласковый теленок двух маток сосет.
д) Лбом стены не прошибешь.
4. Постройте условно-категорическое умозаключение, первой посылкой которого является следующее высказывание И. Гете: «Если хочешь, чтобы твои наставления влияли действительно благотворно на твоих учеников, предостерегай их от бесполезных знаний и ложных правил».
5. В «Словаре античности» в статье «Шерсть» написано: «Шерсть. Служила в античности основным текстильным сырьем. Большую часть шерсти давали овцы, хотя использовалась также козья и верблюжья шерсть… Шерсть получали путем стрижки пинцетными ножницами, реже – выщипыванием».
Постройте два разделительно-категорических умозаключения, используя этот материал: а) на основании видов шерсти; б) на основании способов получения шерсти.
6. Сделайте вывод, определите вид и модус умозаключения, постройте его формулу:
а) Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задержали.
б) Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер. Данный обмен носит фиктивный характер.
в) Если я задержусь у друзей на даче, то опоздаю на последнюю электричку и она уйдет без меня. Но я не опоздал на последнюю электричку, и она без меня не ушла.
7. Придумайте умозаключения, построенные по формулам:
((a→b) Λ b) → a
((a V b) Λ a) → b
((a→b) Λ (b→c) Λ (c→d)) → (a → d)
((a→b) Λ (c→b) Λ (a V c)) → b
((a→b) Λ (c→d) Λ (b V d)) → (a V c)
8. Определите вид дилеммы или трилеммы, напишите формулу:
А) Если я пойду лесом, то могу попасть в плен, а если я пойду полем,
то могу подорваться на мине.
Но я могу идти или лесом, или полем.
_ _________________
Я могу попасть в плен или подорваться на мине.
Б) Если количество холестерина в плазме крови превышает норму, то он
откладывается на стенках сосудов, сосуды теряют эластичность,
повышается давление.
В данном случае или холестерин не откладывается на стенках сосудов,
или сосуды не теряют эластичность, или давление нормально.
____________________
Количество холестерина в плазме крови не превышает нормы.
В) Размышление человека, потерпевшего во время шторма
кораблекрушение вблизи скалистых берегов:
Если я поплыву к берегу, то я утону; если я поплыву к берегу, то меня
разобьет о скалы; если я поплыву к берегу, то меня съедят акулы.
Я не утону, или меня не разобьет о скалы, или меня не съедят акулы.
________________________________
Я не поплыву к берегу.
Занимательная задача:
В финале турнира шахматистов Вооруженных Сил встретились представители 8 воинских званий: полковник, майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант, ефрейтор и рядовой. Все из разных родов войск: один пехотинец, другой летчик, затем танкист, артиллерист, десантник, минометчик, сапер и связист.
Рассуждая правильно, вы сможете определить воинскую специальность каждого из 8 шахматистов по следующим данным:
— в 1 туре полковник играл с десантником. Летчик приехал только ко вто-
рому туру;
— во 2 туре пехотинец играл с ефрейтором и майор со старшиной. После 2 тура капитан выбыл из турнира по болезни. Из-за этого выходными оказались: в 3 туре — сержант, в четвертом туре — танкист, в 5 туре — майор;
—в 3 туре лейтенант выиграл у пехотинца, а партия полковника с артилле-ристом окончилась вничью;
— в 4 туре сапер выиграл у лейтенанта, а старшина у полковника. Перед последним туром доигрывалась оставшаяся неоконченной в 6 туре партия десантника с минометчиком.
Примечание: в турнире один и тот же шахматист два раза выходным не бывает и с каждым партнером играет по одной партии.
Литература:
Гетманова А. Д. Логика для юристов. Со сборником задач. – М.: КНОРУС, 2012.
Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М.: Владос, 1995. С. 124-149.
Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. С. 126-139.
Кузина И. Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснениями способов решения. - М., 1996. С. 114-123.
Никифоров А. Л. Логика. – М.: Издательство «Весь мир», 2001. С. 105-113.
План семинара № 10 (9)[16]
по теме: Индуктивные умозаключения (2 часа)
1. Понятие и виды индуктивных умозаключений.
2. Умозаключения по аналогии.
Контрольные вопросы:
1. Какое умозаключение называют индуктивным?
2. Перечислите основные виды индуктивных умозаключений.
3. Что такое неполная индукция? В чем достоинства и недостатки умозаключений по неполной индукции?
4. Что отличает полную и математическую индукцию?
5. Что имеют в виду, когда говорят о научной индукции?
6. Каковы основные методы установления причинных связей?
7. Что такое аналогия?
8. В чем состоит своеобразие умозаключений по аналогии?
9. Какие есть виды аналогий?
10. Каковы типичные ошибки, возникающие в ходе рассуждений по аналогии?
Практические задания: