Уловки логического характера (софизмы) как сознательное нарушение тех или иных правил логики, применение заведомо неправильных форм рассуждений, маскируемых под правильные

Уловки социально-психологического характера: «приманка», «принижение», «самовосхваление», «проницательность (или «чтение в сердцах»)», «к здравому смыслу», «к выгоде», «к верности», «досказывание», «ярлык», «выбор терминологии», «демагогия», «философия», «трескотня», вдалбливание», «многозначительная недосказанность», «слабое звено», «мнимая невнимательность», «бремя доказательства», «симуляция непонимания», «механические уловки».

Уловки организационно-процедурного характера: «брать горлом»; материалы, нужные для обсуждения, не раздаются вовремя или раздаются выборочно; порядок предоставления слова для выступления; манипулирование регламентом; порядок рассмотрения вопросов; произвол в фиксации принятых решений.

ЛЕКЦИЯ 9. Особенности юридических споров

1.Формы юридического диалога (спора).

Бесконфликтный диалог, спор в режиме слабого конфликта, диалог в режиме острого конфликта.

2. Поля аргументации в юридическом споре.

Состав полей аргументации: терминологические и концептуальные соглашения; логические соглашения; соглашения относительно регламента ведения диалога; исходные, дополнительные и основные тезисы доказательства позиции, точки зрения, гипотезы, версии, которые предлагаются для обоснования в процессе обсуждения спорной проблемы; исходные, дополнительные и основные аргументы доказательства, подтверждающие защищаемый тезис в процессе спора, диалога; контраргументы, возражения, направленные на критику, разрушение тезиса, аргументов или форм демонстрации оппонентов.

3.Тактика юридического спора.

Логические принципы расширения поля аргументации: метод прямого логического убеждения; метод конкретизирующей дедукции; метод обобщающей индукции; метод энумеративной индукции; метод логической демонстративности. Концентрация независимых аргументов. Альтернативное доказательство. Порядок изложения позиции. Порядок введения аргументов. Принцип компромиса. Принцип минимакса. Принцип кунктации.

ПЛАНЫ семинарскиХ занятиЙ

Семинар 1. Логика как наука

1. Роль мышления в познании.

2. Понятие о законе и форме мышления.

3. Основные логические законы.

4. Язык логики.

5. Значение логики в деятельности юриста.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.5-23, 27-29.

Семинар 2. ИСТОРИЯ ЛОГИКИ

1. Логика Древнего Китая.

2. Логические учения в Индии.

3. Античная логика.

4. Развитие логики в эпоху Средних веков и Новое время.

5. Современные тенденции в развитии логики.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.23-27.

Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие / А.Д. Гетманова. – 2-е изд. - М.: Омега-Л; 2005. – С.371-404.

Семинар 3. Виды понятий. Отношения между понятиями

1. Понятие как форма мышления.

2. Содержание и объем понятия.

3. Виды понятий.

4. Отношения между понятиями.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.30-44.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.4-13.

Семинар 4. Обобщение и ограничение понятий.

Определение понятий

1. Обобщение понятий.

2. Ограничение понятий.

3. Определение понятий.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.45-54.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина.. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.13-19.

Семинар 5. Деление понятий. Операции с классами

1. Деление понятий.

2. Операции с классами.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.54-62.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.19-27.

Семинар 6. Суждение и предложение. Простые суждения

1. Суждение как форма мышления.

2. Простые суждения.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.63-78.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.27-36.

Семинар 7. Сложные суждения. Модальность суждений

1. Сложные суждения.

2. Логические отношения между суждениями.

3. Модальность суждений.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.78-105.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.36-48.

Семинар 8. Непосредственные умозаключения

1. Умозаключение как форма мышления.

2. Виды умозаключений.

3. Непосредственные умозаключения.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.119-128.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.48-58.

Семинар 9. силлогизм

1. Простой категорический силлогизм.

2. Сокращенный силлогизм.

3. Сложные и сложносокращенные силлогизмы.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.128-141, С.153-157.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.58-64, С.92-94.

Семинар 10. Умозаключения из суждений с отношениями

1. Умозаключения из суждений с отношениями.

2. Использование умозаключений с отношениями в юридическом споре.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.141-143.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.64-68.

Семинар 11. Чисто условное И Условно-категорическое умозаключение

1. Чисто условное умозаключение.

2. Условно-категорическое умозаключение.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.144-149.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.68-77.

Семинар 12. Разделительно-категорическое

и Условно-разделительное умозаключение

1. Разделительно-категорическое умозаключение.

2. Условно-разделительное умозаключение.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.149-153.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.77-92.

Семинар 13. ПОНЯТИЕ ИНДУКЦИИ И Виды индуктивных умозаключений

1. Полная индукция.

2. Неполная индукция.

3. Популярная индукция.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.162-168.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.94-103.

Семинар 14. Методы научной индукции

1. Научная индукция.

2. Статистические обобщения.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.168-183.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.103-108.

Семинар 15. умозаключения по аналогии

1. Понятие аналогии.

2. Виды аналогии.

3. Условия состоятельности выводов по аналогии.

4. Роль аналогии в науке и правовом процессе.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.184-195.

Семинар 16. ПОНЯТИЕ И Структура аргументации

1. Аргументация и доказательство.

2. Состав аргументации: субъекты, структура.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.195-231.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.108-136.

Семинар 17. Виды критики. Правила и ошибки в аргументации

1. Способы аргументации: обоснование и критика.

2. Правила и ошибки в аргументации.

3. Поля аргументации.

Обязательная литература

Кириллов В.В., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов/ В.В. Кириллов, А.А. Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – С.195-231.

Кириллов В.В., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред. В.И. Кириллова/ В.В. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.136-162.

Семинар 18. особенности юридических споров

1. Формы юридического диалога.

2.Поля аргументации в юридическом споре.

3.Тактика юридического спора.

Обязательная литература

Солодухин О.А. Логика для юристов. Учебник/ О.А. Солодухин. – Ростов: «Феникс», 2003. – С.234-256.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Роль мышления в познании.

2. Понятие о форме и законе мышления.

3. Основные логические законы.

4. Язык логики.

5. История логики (краткий очерк).

6. Значение логики.

7. Понятие как форма мышления.

8. Содержание и объем понятия.

9. Виды понятий.

10. Отношения между понятиями.

11. Обобщение и ограничение понятий.

12. Определение понятий.

13. Деление понятий.

14. Операции с классами.

15. Суждение как форма мышления.

16. Простые суждения.

17. Сложные суждения.

18. Логические отношения между суждениями.

19. Модальность суждений.

20. Виды вопросов.

21. Виды ответов.

22. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

23. Непосредственные умозаключения.

24. Простой категорический силлогизм.

25. Умозаключения из суждений с отношениями.

26. Чисто условное и условно – категорическое умозаключения.

27. Разделительно – категорическое умозаключение.

28. Условно – разделительное умозаключение.

29. Сокращенный силлогизм (энтимема).

30. Сложные и сложносокращенные силлогизмы.

31. Понятие о логике высказываний.

32. Полная индукция.

33. Неполная индукция. Популярная индукция.

34. Научная индукция.

35. Статистические обобщения.

36. Понятие аналогии.

37. Виды аналогии.

38. Условия состоятельности выводов по аналогии.

39. Роль аналогии в науке и правовом процессе.

40. Аргументация и доказательство.

41. Состав аргументации: субъекты, структура.

42. Способы аргументации: обоснование и критика.

43. Правила и ошибки в аргументации.

44. Поля аргументации.

45. Понятие и виды гипотез. Версия.

46. Построение гипотезы (версии).

47. Проверка гипотезы.

48. Способы доказательства гипотез.

Тесты

1. Задание {{ 1 }} 1

Установите соответствие между названием логической операции и выражающим ее словом или словосочетанием естественного языка

импликация 1. "и"
конъюнкция 2. "если…то…"
эквиваленция 3. "или"
дизъюнкция 4. "если и только если"
  5. "как бы"

2. Задание {{ 2 }} 2

Установите соответствие между типом умозаключения и его определением

дедукция 1. Форма мыслительной деятельности, цель которой состоит в обосновании утверждения об истинности или ложности некоторого высказывания или теории (или о принципиальной невозможности оценки высказывания как истинного или ложного, то есть его бессмысленности)
аналогия 2. Умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом
индукция 3. Вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом
  4. Рассуждение от общего к частному  

3. Задание {{ 3 }} 3

Выберите верное определение логики.

1. Наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания.

2. Философское учение о наиболее общих основаниях бытия, в том числе о существовании человека, выраженное в отвлеченных, непосредственно не выводимых из опыта понятиях.

3. Сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

4. Теория познания, раздел философии, изучающий возможности познания, исследующий источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности.

4. Задание {{ 4 }} 4

Укажите имя создателя логики

Пифагор.

Платон.

Аристотель.

Лейбниц.

5. Задание {{ 5 }} 5

Укажите нелогическую языковую структуру

1. Понятие.

2. Знак.

3. Метафора.

4. Предложение.

6. Задание {{ 6 }} 6

Укажите признак, не отражающий особенностей формального языка логики высказываний

1. Экстенсиональный характер, который состоит в том, что смыслы репрезентируемых предметов в процессе формализации утрачиваются.

2. Неопределенность.

3. Наличие точных правил образования выражений и приписывания им значений и особенно то, что каждая знаковая форма приобретает при этом определенный смысл.

4. Имеется прямое соответствие между структурами знаковых форм (формул) и структурами выражаемых ими смыслов. Соответствие состоит в том, что каждой существенной части структуры смысла соответствует определенная часть знаковой формы.

7. Задание {{ 7 }} 7

Укажите правильное определение логического закона

1. Умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака, делают вывод о его принадлежности классу в целом.

2. Такая логическая форма высказывания, которая принимает значение "истина" при любой интерпретации параметров, входящих в ее состав.

3. Знаковая система, предназначенная для фиксации, хранения, переработки и передачи информации.

4. Умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, получается третье суждение, называемое выводом; при этом средний термин в заключение не входит.

8. Задание {{ 8 }} 8

Установите соответствие между названием логической формы языка и ее определением

Понятие 1. Повествовательное предложение, рассматриваемое вместе с его содержанием (смыслом) как истинное или ложное.  
Суждение 2. Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связь между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.
Умозаключение 3. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением. 4. Форма мышления или логическое действие, в результате которого из одного или нескольких известных нам и определенным образом связанных суждений получается новое суждение, в котором содержится новое знание.
   

9. Задание {{ 9 }} 9

Аргументация это...

1. Умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного и сопряженный обычно с психологическим состоянием сомнения, убежденности, веры.

2. Форма мыслительной деятельности, цель которой состоит в обосновании утверждения об истинности или ложности некоторого высказывания или теории (или о принципиальной невозможности оценки высказывания как истинного или ложного, то есть его бессмысленности).

3. Отвлеченное понятие, образуемое в результате отвлечения в процессе познания от несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения свойств, раскрывающих его сущность.

4. Соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

10. Задание {{ 10 }} 10

Укажите, что не является аргументом

1. Высказывания, истинность которых установлена на основе чувственного опыта, данные которого проверены.

2. Утверждения, истинные по определению и аксиомы.

3. Ранее доказанные утверждения.

4. Мнение авторитета.

11. Задание {{ 11 }} 11

Укажите, что входит в состав доказательства

1. Высказывание, истинность или ложность которого доказывается.

2. Высказывания, посредством которых осуществляется доказательство тезиса.

3. Процессуальные нормы и соглашения.

4. Логический способ обоснования тезиса при помощи аргументов.

12. Задание {{ 12 }} 12

Укажите верные методы доказательства

1. "От противного".

2. "Сведение к абсурду".

3. Софизм.

4. Обоснование высказывания путем непосредственного обращения к фактам.

13. Задание {{ 13 }} 13

Наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания это - ?

14. Задание {{ 14 }} 14

Впервые законы логики сформулировал - ?

15. Задание {{ 15 }} 15

Расположите в правильном порядке

Аристотель

Рассел

Декарт

Гегель

16. Задание {{ 16 }} 16

Расположите в правильном порядке

Суждение

Понятие

Умозаключение

17. Задание {{ 17 }} 17

Установите соответствие между названием логического приема образования понятий и его определением

Сравнение 1. Мысленное соединение частей предмета
Анализ 2. Мысленное расчленение предмета на части
Абстрагирование 3. Распространение признаков изучаемых предметов на все сходные предметы
Синтез 4. Установление сходства или различия предметов
Обобщение 5. Мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других признаков

18. Задание {{ 18 }} 18

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются... - ?

19. Задание {{ 19 }} 19

"Каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание" - это закон... - ?

20. Задание {{ 20 }} 20

"Не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении" - это закон... - ?

21. Задание {{ 21 }} 21

: "Если мы имеем два противоречащих высказывания, то есть таких, в одном из которых (А) что-либо утверждается, а в другом то же самое отрицается (не-А), то по крайней мере одно из них истинно" - это закон... - ?

22. Задание {{ 22 }} 22

"Достаточным основанием истинности высказывания является наличие в действительности той ситуации, которую оно описывает и наличие которой утверждает" - это закон... - ?

23. Задание {{ 23 }} 23

Умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, получается третье суждение, называемое выводом; при этом средний термин в заключение не входит называется... - ?

24. Задание {{ 24 }} 24

Высказывание, истинность или ложность которого доказывается, называется... - ?

25. Задание {{ 25 }} 25

Высказывания, посредством которых осуществляется доказательство тезиса, называются... - ?

26. Задание {{ 26 }} 26

Установите соответствие между характеристикой понятия и ее определением

Содержание понятия 1. Совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии
Объем понятия 2. Совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки
  3. Множество предметов, которые мыслятся в понятии

27. Задание {{ 27 }} 27

Установите соответствие между названием вида понятий и его определением

Единичное 1. Понятие, в котором мыслятся признаки некоторой совокупности элементов
Собирательное 2. Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам
Конкретное 3. Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее
Положительное 4. Понятия, содержание которых составляют признаки, присущие предмету
Безотносительные 5. Понятие, в котором мыслится один элемент
  6. Понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом

28. Задание {{ 28 }} 28

Установите соответствие между названием вида понятий и его определением

Общее 1. Понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами
Несобирательное 2. Понятие, в котором мыслится множество элементов
Абстрактное 3. Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу
Отрицательное 4. Понятие, которое содержит признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию 5. Понятие, в содержании которого указывается на отсутствие у предмета определенных свойств
   

29. Задание {{ 29 }} 29

Установите соответствие между названием логической операции с понятиями и его определением

Обобщить понятие 1. Перейти от положительного понятия к отрицательному понятию
Ограничить понятие 2. Значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием
  3. Значит перейти от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием

30. Задание {{ 30 }} 30

Установите соответствие между видом определения понятий и его дефиницией

Номинальное определение 1. Определение, указывающее на происхождение предмета
Реальное определение 2. Определение, раскрывающее существенные признаки предмета
  3. Определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение

31. Задание {{ 31 }} 31

Укажите правила определения понятий

1. Определение должно быть соразмерным

2. Определение не должно заключать в себе круга

3. Определение должно быть ясным

4. Определение не должно быть отрицательным

5. Определение должно относится к единичной вещи

6. Определение должно отражать отношения между вещами

32. Задание {{ 32 }} 32

Укажите правила деления понятий

1. Деление должно быть соразмерным

2. Деление должно производится только по одному основанию

3. Деление должно производиться только по разным основаниям

4. Члены деления должны исключать друг друга

5. Члены деления должны полагать друг друга

6. Деление должно быть непрерывным

33. Задание {{ 33 }} 33

Суждение выражается в

Повествовательном предложении

Вопросительном предложении

Побудительном предложении

34. Задание {{ 34 }} 34

Установите соответствие между типом суждения и его определением

Атрибутивное 1. Суждение об отношении между предметами
Экзистенциальное 2. Суждение о существовании или несуществовании предмета суждения
  3. Суждение о признаке предмета

35. Задание {{ 35 }} 35

Отношение между субъектом суждения и предикатом выражает... - ?

36. Задание {{ 36 }} 36

То, о чем говорится в суждении, называется... - ?

37. Задание {{ 37 }} 37

То, что говорится о субъекте суждения, называется... - ?

38. Задание {{ 38 }} 38

Термин суждения это...

1. субъект

2. предикат

3. связка

39. Задание {{ 39 }} 39

Категорические суждения делятся

1. По качеству

2. По количеству

3. По мере

4. По состоянию

40. Задание {{ 40 }} 40

Сложные суждения бывают

1. конъюнктивными

2. дизъюнктивными

3. импликативными

4. эквивалентными

5. амбивалентными

6. деструктивными

41. Задание {{ 41 }} 41

Установите соответствие между названием модальности суждений и ее определением

Эпистемическая модальность 1. Это выраженная в суждении информация о его соответствии или несоответствии реальному положению дел
Деонтическая модальность 2. Выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности
Алетическая модальность 3. Это выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности либо возможности-невозможности информация о логической или фактической обусловленности суждения
  4. Это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям

42. Задание {{ 42 }} 42

Выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания называется... -?

43. Задание {{ 43 }} 43

Новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное задание называется... -?

44. Задание {{ 44 }} 44

Установите соответствие между видом термина силлогизма и его определением

Меньший термин 1. Понятие, входящее в обе посылки и отсутствующее в заключении
Больший термин 2. Понятие, являющееся родовым по отношению ко всем терминам силлогизма
Средний термин 3. Понятие, которое в заключении является субъектом
  4. Понятие, которое в заключении является предикатом

45. Задание {{ 45 }} 45

Укажите общие правила категорического силлогизма

1. В силлогизме должно быть только три термина

2. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

3. Термин, не распределенный в посылке не может быть распределен в заключении

4. В силлогизме должна присутствовать импликация

5. В силлогизме должна присутствовать конъюнкция

46. Задание {{ 46 }} 46

Укажите правила для посылок силлогизма

1. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением

2. Если одна из посылок - отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным

3. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением

4. Если одна из посылок - частное суждение. то и заключение должно быть частным

5. Хотя бы одна из посылок должна быть отрицательным суждением

47. Задание {{ 47 }} 47

Установите соответствие между видом дедуктивного умозаключения и его определением

Проста конструктивная дилемма 1. Условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка утверждает оба возможных следствия. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия.
Сложная конструктивная дилемма 2. Условная посылка содержит два основания, из которых вытекает одно и то же следствие. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания, заключение утверждает следствие. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия.
  3. Условная посылка содержит одно основание, из которого вытекают два возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности основания.

48. Задание {{ 48 }} 48

Установите соответствие между названием дилеммы и ее определением

Простая деструктивная дилемма 1. Условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключени отрицает оба основания. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности оснований.
Сложная деструктивная дилемма 2. Условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка утверждает оба возможных следствия. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия.
  3. Условная посылка содержит одно основание, из которого вытекают два возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности основания  

49. Задание {{ 49 }} 49

Умозаключение, обе посылки которого являются условными суждениями называется чисто... - ?

50. Задание {{ 50 }} 50

Умозаключение, в котором одна из посылок - условие, а другая посылка и заключение - категорические суждения, называется ... - ?

51. Задание {{ 51 }} 51

Умозаключение, в котором одна из посылок - разделительное, а другая посылка и заключение - категорические суждения, называется ... -?

52. Задание {{ 52 }} 52

Расположите в порядке элементы индуктивного умозаключения

Всем предметам класса К присущ признак Р

Sn имеет признак Р

S1, S2,…Sn - составляют класс К

S1 имеет признак Р

S2 имеет признак Р

53. Задание {{ 53 }} 53

Расположите в порядке элементы умозаключения по аналогии

b присуще T

a присущи P, Q, S, T

b присущи P, Q, S,

54. Задание {{ 54 }} 54

Расположите в порядке элементы простой конструктивной дилеммы

В

(А влечет В) и (С влечет В)

А или С

55. Задание {{ 55 }} 55

Расположите в порядке элементы сложной конструктивной дилеммы

(В или D

А влечет В) и (С влечет D)

А или C

56. Задание {{ 56 }} 56

Расположите в порядке элементы простой деструктивной дилеммы

не А

не В и не С

(А влечет В) и (А влечет С)

57. Задание {{ 57 }} 57

Расположите в порядке элементы сложной деструктивной дилеммы

не А и не С

(А влечет В) и (С влечет D)

не В и не D

58. Задание {{ 58 }} 58

(А влечет В) и (В влечет С); А влечет ... - ?

59. Задание {{ 59 }} 59

Завершите дедуктивное умозаключение

1)А влечет В

2)А

3) ...

60. Задание {{ 60 }} 60

Завершите дедуктивное умозаключение

1) А или В

2) А

3)

61. Задание {{ 62 }} 61

Выберите верное определение языка права

1. Язык права это естественный язык

2. Язык права это искусственный язык

3. Язык права это смешанный язык

62. Задание {{ 63 }} 62

Выберите верное определение гипотезы

1. Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений

2. Гипотеза - это вид понятия

3. Гипотеза - это проблема

63. Задание {{ 64 }} 63

Установите соответствие между типом гипотезы и ее определением

Описательная гипотеза 1. это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах
Объяснительная гипотеза 2. это предположение о причинах возникновения объекта исследования

64. Задание {{ 65 }} 64

Установите соответствие между видами гипотез и их определением

Общая гипотеза 1. это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений
Частная гипотеза 2. это обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях

65. Задание {{ 66 }} 65

Расположите в правильном порядке этапы построения гипотезы (версии)

выдвижение предположения

синтез фактов

анализ фактов

66. Задание {{ 67 }} 66

Укажите условия состоятельности гипотезы

1. непротиворечивость

2. принципиальная проверяемость

3. эмпирическая и теоретическая обоснованность

4. информативность

5. антитетичность

6. дихотомичность

67. Задание {{ 68 }} 67

Укажите способы доказательства гипотезы

1. Непосредственное обнаружение искомых предметов

2. Логическое доказывание версий

3. Решение суда

68. Задание {{ 69 }} 68

Расположите в правильном порядке формы развития знания (от частного к общему)

Проблема

Теория

Гипотеза (версия)

69. Задание {{ 70 }} 69

Судебно-следственная версия, это

1. Факты

2. Гипотеза

3. Теория

70. Задание {{ 71 }} 71

Участник дискуссии, выдвигающий и отстаивающий определенное положение называется... - ?

71. Задание {{ 72 }} 72

Участник дискуссии, выражающий несогласие с позицией пропонента, называется... - ?

72. Задание {{ 73 }} 73

Выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации, называется - ?

73. Задание {{ 74 }} 73

Доказательство

1. это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений

2. это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис

74. Задание {{ 75 }} 74

Укажите условия состоятельности выводов по аналогии

1. сходство уподобляемых объектов

2. учет различий между уподобляемыми объектами

3. знание о наличии связи между сходными и переносимым признаком

4. полный перечень возможных уподоблений

5. судебно-следственная практика

75. Задание {{ 76 }} 75

Установите соответствие между методом индукции и его определением

Метод остатков 1. Метод применяется при анализе случаев, в которых имеет место видоизменение одного из предшествующих обстоятельств, сопровождаемое видоизменением исследуемого действия
Метод сопутствующих изменений 2. Применение метода связано с установлением причины, вызывающей определенную часть сложного действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены
Метод различия 3. Сравниваются несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны лишь в одном и различны во всех других обстоятельствах
Метод сходства 4. Сравниваются два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, в другом не наступает; при этом второй случай отличается от первого одним лишь обстоятельством, а все другие являются сходными.

76. Задание {{ 77 }} 76

Какие методы индукции являются научными?

1. популярная

2. селективная

3. элиминативная

77. Задание {{ 78 }} 78

Преобразование суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения, называется - ?

78. Задание {{ 79 }} 79

Преобразование суждения, в результате которого субъект исходного суждения становится предикатом, а предикат - субъектом заключения, называется - ?

79. Задание {{ 80 }} 79

Противопоставление предикату, это

1. понятие

2. простое суждение

3. сложное суждение

4. непосредственное умозаключение

80. Задание {{ 81 }} 80

Умозаключения по логическому квадрату являются

1. индуктивными

2. дедуктивными

3. по аналогии

81. Задание {{ 82 }} 81

Каким понятие является "Дальневосточный государственный университет путей сообщения"?

1. общим нерегистрирующим

2. общим регистрирующим

3. единичным

82. Задание {{ 83 }} 82

Каким понятием являтеся "невменяемость"?

1. конкретным

2. абстрактным

83. Задание {{ 84 }} 84

Каким понятием являтеся "юридический закон"?

1. конкретным

2. абстрактным

84. Задание {{ 85 }} 85

Каким понятием являтеся "суд"?

1. безотносительным

2. соотносительным

85. Задание {{ 86 }} 86

Каким понятием являтеся "начало"?

1. безотносительным

2. соотносительным

86. Задание {{ 87 }} 87

Укажите правила определения понятий

1. Определение должно быть соразмерным

2. Определение не должно заключать в себе круга

3. Определение должно быть ясным

4. Определение не должно быть отрицательным

5. Определение должно быть индуктивным

6. Определение должно строиться по правилу логического квадрата

87. Задание {{ 88 }} 88

Укажите правила деления понятий

1. Деление должно быть соразмерным

2. Деление должно производиться только по одному основанию

3. Члены деления должны исключать друг друга

4. Деление должно быть непрерывным

5. Деление должно быть амбивалентным

6. Деление должно быть дихотомическим

88. Задание {{ 89 }} 89

Укажите операции с классами

1. объединение

2. пересечение

3. деление

4. интеграция

89. Задание {{ 90 }} 90

Установите соответствие между суждением и его видом

Внедрение новых технологий - основа повышения эффективности производства 1. Суждение существования
Владивосток южнее Хабаровска 2. Атрибутивное суждение
В атмосфере Луны нет кислорода 3. Суждение с отношениями

90. Задание {{ 91 }} 91

Определите вид умозаключения: "Если лицо, осужденное к ограничению свободы, злостно уклоняется от отбывания наказания, то оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда"

1. Чисто условное умозаключение

2. Условно-категорическое умозаключение

3. Разделительно-категорическое умозаключение

91. Задание {{ 92 }} 92

Определите вид умозаключение: "Если вина обвиняемого не доказана, то он признается невиновным"

1. Чисто условное

2. Условно-категорическое

3. Разделительно-категорическое

92. Задание {{ 93 }} 93

Определите вид умозаключения: "Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задержали".

1. чисто условное

2. условно-категорическое

3. разделительно-категорическое

93. Задание {{ 94 }} 94

Определите вид умозаключения: "Данное преступление совершено умышленно. Следовательно, неверно, что оно совершено по неосторожности".

1. чисто условное

2. условно-категорическое

3. разделительно-категорическое

94. Задание {{ 95 }} 95

Определите вид умозаключения: "Если птица летит в одном направлении со стаей, то примыкает к ней, нет - летит в одиночестве. Но птица или летит, или не летит в одном направлении со стаей".

1. чисто условное

2. условно-разделительное

3. условно-категорическое

95. Задание {{ 96 }} 96

Сокращенный силлогизм называется

1. энтимема

2. дилемма

3. аналогия

4. сорит

96. Задание {{ 97 }} 97

Определите логический вид выражения: "Внука долго нет дома и бабушка беспокоится".

1. сложное суждение

2. сокращенный силлогизм

3. дилемма

4. условно-разделительное умозаключение

97. Задание {{ 98 }} 98

Определите вид умозаключения: "Свидетелями по делу Беляева являются граждане М., Н., П., Л., К. Во вторник были допрошены свидетели П. и Н., На следующий день - остальные свидетели. Следовательно, допрошены все свидетели по делу Беляева".

1. полная индукция

2. неполная индукция

3. чисто условное умозаключение

4. условно-разделительное умозаключение

98. Задание {{ 99 }} 99

Апагогическое обоснование 1. косвенное обоснование тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения всех других членов дизъюнкции.
Разделительное обоснование 2. косвенное обоснование истинности тезиса путем установления ложности противоречащего ему допущения (антитезиса).

99. Задание {{ 100 }} 100

Логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации, называется - ?

100. Задание {{ 101 }} 101

Укажите правила по отношению к тезису

1. Определенность тезиса

2. Неизменность тезиса

3. Амбивалентность тезиса

4. Дихотомичность тезиса

101. Задание {{ 102 }} 102

Укажите ошибки по отношению к тезису

1. Выдвижение неопределенного, неясного тезиса

2. Потеря тезиса

3. Полная подмена тезиса

4. Частичная подмена тезиса

5. Формулировка тезиса в двух и более суждениях

6. Наличие в формулировки тезиса связки "есть"

102. Задание {{ 103 }} 103

Укажите правила по отношению к аргументам

1. Аргументы должны быть истинными и доказанными

2. Автономное обоснование аргументов

3. Непротиворечивость аргументов

4. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса

5. Аргументы должны быть контрадикторными

6. Аргументы должны быть дихотомическими

103. Задание {{ 104 }} 104

Укажите ошибки по отношению к аргументам

1. Принятие за истину ложного аргумента

2. Предвосхищение основания

3. Круг в доказательстве

4. Тождество аргумента и тезиса

5. Выдвижение аргументов, противоречащих друг другу

6. Поспешное обобщение

7. Чрезмерное доказательство

8. Непротиворечивость аргумента

9. Формирование аргумента в виде дилеммы

104. Задание {{ 105 }} 105

Укажите правило по отношению к демонстрации

1. Обоснование или критика должны строиться по правилам соответствующего умозаключения

2. Обоснование или критика должны состоять из трех и более сложных суждений

3. Обоснование или критика должны включать дилемму

105. Задание {{ 106 }} 106

Укажите ошибки по отношению к демонстрации

1. Нарушение правил умозаключения

2. "Мнимое следование", отсутствие связи между аргументом и тезисом

3. Построение демонстрации по методу аналогии

4. Использование в демонстрации энтимемы

106. Задание {{ 107 }} 107

Новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание, называется - ?

107. Задание {{ 108 }} 108

Сложные вопросы бывают

1. соединительные

2. разделительные

3. смешанные

4. умножительные

108. Задание {{ 109 }} 109

Суждение: "Познанья путь и долог и тяжел" является

1. импликативным

2. конъюнктивным

3. дизъюнктивным

4. эквивалентным

109. Задание {{ 110 }} 110

Суждени: "Шторма бояться - в море не ходить" является

1. конъюнктивным

2. импликативным

3. дизъюнктивным

4. эквивалентным

110. Задание {{ 111 }} 111

Суждение: "Если сегодня пятница, то завтра суббота" является

1. импликативным

2. конъюнктивным

3. дизъюнктивным

4. эквивалентным

111. Задание {{ 112 }} 112

Установите модальность суждения: "Установлено, что Н. - организатор преступления"

1. алетическая

2. эпистемическая

3. деонтическая

112. Задание {{ 113 }} 113

Установите модальность суждения: "Лето, по-видимому, будет жаркое"

1. эпистемическая

2. алетическая

3. деонтическая

113. Задание {{ 114 }} 114

Установите модальность суждения: "Принудительный труд запрещен"

1. алетическая

2. деонтическая

3. эпистемическая

114. Задание {{ 115 }} 115

Установите модальность суждения: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь"

1. алетическая

2. деонтическая

3. эпистемическая

115. Задание {{ 116 }} 116

Установите модальность суждения: "Земля - центр Вселенной"

1. алетическая

2. эпистемическая

3. деонтическая

116. Задание {{ 117 }} 117

Установите модальность суждения: "Дыма без огня не бывает"

1. алетическая

2. деонтическая

3. эпистемическая

117. Задание {{ 118 }} 118

Умозаключение: "Н. не выполнил своего обещания, значит, он вообще необязательный человек" является

1. индуктивным

2. дедуктивным

3. по аналогии

118. Задание {{ 119 }} 119

Умозаключение: "Поедешь направо - коня потеряешь, поедешь налево - сам пропадешь. Но он и коня не потерял, и сам не погиб" является

1. индуктивным

2. дедуктивным

3. по аналогии

119. Задание {{ 120 }} 120

Умозаключение: "Кто работает, тот не скучает. Он работает, следовательно, он не скучает" является

1. индуктивным

2. дедуктивным

3. по аналогии

120. Задание {{ 121 }} ТЗ № 121

С помощью какого вида индукции получено следующее обобщение: "Все слоны смертны"

1. полная

2. неполная

Наши рекомендации