Испытание смазки на стандартной машине трения ЧМТ-1

ОТЧЕТ

Название: Испытание присадки ф.WAGNER в составе минерального масла ИГП-30 ТУ 38.101413-97.
Предприятие: ОАО "Пермский завод смазок и СОЖ"
Подразделение: СГТ
Исполнитель: Пшеничников В.А.
Соисполнители:  
Дата: Октябрь 2005г.
Цель: Исследовать влияние присадки Eco-Universal Oil («Wagner», г.Челябинск) на трибологические свойства масла ИГП-30 при испытании на машине трения ЧМТ-1.

Образцы

ИГП-30 ТУ 38.101413-97. Легированное мас­ло с улуч­шен­ны­ми ан­ти­окис­ли­тель­ны­ми и про­ти­во­из­нос­ны­ми свой­ст­ва­ми. При­ме­ня­ют­ся в ка­че­ст­ве ра­бо­чих жид­ко­стей современного отечественного и импортного оборудования, стан­ков, прес­сов, ав­то­ма­ти­че­ских ли­ний, для сма­зы­ва­ния вы­со­ко­ско­ро­ст­ных ко­ро­бок пе­ре­дач, ма­ло- и сред­не­на­гру­жен­ных ре­дук­то­ров и чер­вяч­ных пе­ре­дач, электро­маг­нит­ных зуб­ча­тых муфт, вариа­то­ров, под­шип­ни­ков и дру­гих ме­ха­низ­мов.

Присадка Eco-Universal-Oil представлена в виде 5% раствора полимерной композиции в масле. Присадка выглядит как маслянистая жидкость желтого цвета со специфическим, резким запахом растворителя типа бензин.

Количество присадки в масле. Таблица 1.

Образец ИГП-30+3% ИГП-30+2% ИГП-30+1,5% ИГП-30
Концентрация присадки в масле, % 1,5

Испытание смазки на стандартной машине трения ЧМТ-1

Определение нагрузки сваривания, критической нагрузки и диаметра пятна износа производилось согласно ГОСТ 9490-75.

Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Образец Нагрузка сваривания, кг Нагрузка критическая, кг Диаметр пятна износа (40 кг), мм
ИГП-30 0,579
ИГП-30+3% 0,448
ИГП-30+2% 0,439
ИГП-30+1,5% 0,427

Из таблицы видно, что присадка Eco-Universal Oil несколько улучшает нагрузку сваривания и противоизносные свойства, но ухудшает нагрузку критическую в масле ИГП-30.

Последствия применения присадки в масле ИГП-30 можно наблюдать на рис.1. Четко прослеживается шлейф рядом с пятном износа по ходу вращения шпинделя машины трения. Вокруг пятна износа с присадкой наблюдается натир, в центре пятна – начальные риски в направлении скольжения при трении. Пятно износа с применением масла без присадки большее по размеру и имеет развитые риски – длинные, глубокие расположенные близко друг к другу. присутствие натира на поверхностях трения может говорить о положительных явлениях протекающих в зоне трения исключающих повышенный износ.

 
  Испытание смазки на стандартной машине трения ЧМТ-1 - student2.ru

 
  Испытание смазки на стандартной машине трения ЧМТ-1 - student2.ru

Диаграмма изменения температуры до и после испытания

То - температура в начале испытания по определению Ди;

Тк - температура через 60 минут при испытании по определению Ди.

Образец стандартного масла ИГП-30 разогрелся более всех, что может говорить о сравнительно большей силе трения, что подтверждается сравнительно большим пятном износа. Разогрев рабочего узла в процессе эксплуатации может вести к значительному уменьшению радиальных и осевых зазоров, а следовательно к его возможному разрушению.

Вывод:

Применение присадки Eco-Universal Oil улучшает противоизносные свойства и изменяет противозадирные свойства масла ИГП-30. Предположительно, в случае, когда нагрузка критическая должна быть максимальна необходимо вовлечение не менее 3% присадки ф.Wagner.

Вероятно, при применении масла ИГП с присадкой на поверхностях трения образуется налет, который защищает поверхности от износа и снижает трение. Применение меньшего количества присадки снижает износ и снижает защиту от критических нагрузок. Поскольку назначение масла не предусматривает его применение при тяжелых режимах нагружения, то показатель критической нагрузки не существенен.

Необходимо отметить, что трибологические характеристики в технических условиях на данное масло не оговариваются.

Инженер-технолог СГТ В.А.Пшеничников

21.10.2005

Наши рекомендации