Тема 9. Двукратный и многократный методы групп-периодов повторного замещения
Метод групп-периодов повторного замещения представляет собой комбинацию метода групп и метода периодов с обратным замещением кормов. Этот метод допускает несколько вариантов постановки опытов, то более сложных, то более простых.
Формируют 3 группы, подбирая коров, более однородных по породе, возрасту, живой массе, времени отела, случке и молочной продуктивности, проценту жира в молоке, упитанности, состоянию здоровья животных. При затруднении подобрать однородных коров допускается подбор животных в группы по признакам индивидуального сходства.
Весь опыт делится, как и в методе групп, на 3 периода ‒ подготовительный, главный и заключительный. Главный период делится в зависимости от целей опыта на 2, 3, 4, 5 или 6 периодов (подпериодов). При большем числе подпериодов минимальная их продолжительность составляет 20 суток, из них последние 10 суток каждого подпериода будут учетными. При малом числе подпериодов их продолжительность увеличивается до 40-60 суток.
В главный период контрольную группу кормят основным рационом, как в подготовительный, так и заключительный периоды. В двух других группах происходит по периодам обратная замена испытуемых кормов.
В главном, опытном периоде результаты, полученные по продуктивности и другим показателям, можно учитывать и сравнивать несколькими способами:
‒ первую и вторую опытные группы по соответствующим подпериодам с контрольной группой, если группы не различаются по удоям в заключительный период. Каждый рацион опытной группы за весь период опыта в нашем примере (табл. 27) будет сравниваться 2 раза с контрольной группой;
‒ опытные группы между собой и в каждый подпериод главного периода между собой, если удои групп не различаются в заключительный период. Всего возможно 3 сравнения;
− сумма удоев опытных групп по тем смежным подпериодам, в которые опытные животные получают только один из изучаемых кормов. Таких сравнений в нашем примере (табл. 27) будет два. При этом способе сравниваются удои, полученные суммарно на рационах с одним из изучаемых кормов не от 5, а от 10 коров для каждого корма, что значительно снимает влияние индивидуальности животного;
− общая сумма удоев всех коров по опытным группам за весь опытный период. При этом можно сделать только одно сравнение;
− удой 2-х смежных подпериодов, в одном из которых коровы получают один корм, а в другом ‒ второй изучаемый корм, при условии, если понижение удоя в течение лактации будет незначительным, что контролируется удоями смежных подпериодов контрольной группы. Таких сравнений возможно 4 в нашем примере;
− фактический удой каждой опытной группы с теоретическими, вычисленными по данным смежных подпериодов. Например, если сравнивают фактический и теоретический удои первой опытной группы во второй подпериод, то теоретический удой определяется по данным 1-го и 3-го подпериодов. Таких сравнений в нашем случае будет два.
Таким образом, общее число возможных сравнений в варианте с тремя подпериодами будет 15.
Этот метод дает возможность осуществить многократную проверку данных. Надо отметить, что нет необходимости применять в каждом опыте все способы сравнения, можно ограничиться 1, 2 или 3 способами.
Для биометрической обработки результатов опыта, проведенного по методу групп-периодов повторного замещения, применяют способ по скоррелированным (попарно связанным) наблюдениям. Определяем ошибку средней разности между показателями пар-аналогов и далее, пользуясь методом логарифмической статистической функции Фишера, находим достоверность разностей между различными комбинациями групп и периодов, анализ которых позволит извлечь информацию о влиянии факторов.
Задание 1. Познакомиться со схемой проведения опыта по методу групп-периодов повторного замещения (табл. 27). В опыте изучали влияние шрота и ячменя на молочную продуктивность коров. Изучаемые корма добавляли к основному рациону.
27. Схема опыта
Группа | Число животных в группе | Подготовительный период | Опытный период | Заключительный период | ||
I | II | III | ||||
подпериод | подпериод | подпериод | ||||
Контроль-ная | ОР + шрот + ячмень | ОР + шрот + ячмень | ОР + шрот + ячмень | ОР + шрот + ячмень | ОР + шрот + ячмень | |
Опытная I | ОР + шрот + ячмень | ОР + шрот | ОР + ячмень | ОР + шрот | ОР + шрот + ячмень | |
Опытная II | ОР + шрот + ячмень | ОР + ячмень | ОР + шрот | ОР + ячмень | ОР + шрот + ячмень |
Укажите, какие способы сравнения можно провести по данному опыту между различными сочетаниями групп и периодов для выяснения влияния изучаемых кормов на продуктивность коров.