Практическое занятие № 4
1.Тема: Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и семиотика поражений кожи, подкожной клетчатки, костно-мышечной системы у детей
2.Цельизучения данной темы:
Студент должен знать:
· возрастные морфологические и функциональные особенности кожи, подкожной клетчатки и костно-мышечной системы у детей;
· элементы сыпи;
· особенности проведения гигиенических мероприятий по уходу за кожей ребенка раннего возраста и особенности выполнения ряда лечебных процедур (применение мазей, грелки) у детей с учетом анатомо-физиологических особенностей кожи;
· основные симптомы поражения кожи, подкожной клетчатки и костно-мышечной системы у детей;
· нормальные показатели в крови кальция, фосфора;
· суточную потребность детей в витамине Д;
· порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов;
· сроки закрытия швов и родничков.
Студент должен уметь:
· устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями
- целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска развития патологии кожи, подкожной жировой клетчатки и костно-мышечной системы;
· провести осмотр, пальпацию кожи, подкожной клетчатки и костно-мышечной системы у детей разного возраста и описать результаты исследования в рабочих тетрадях;
· провести и оценить эндотелиальные пробы (проба «щипка», «жгута», молоточковая, проба Кожевниковой);
· распознать основные признаки поражения кожи, подкожной клетчатки и костно-мышечной системы
- оценить биохимический анализ крови (содержание кальция, фосфора в сыворотке крови).
3. Вопросы для самоподготовки:
1. Особенности морфологического строения кожи и ее придатков у детей раннего возраста.
2. Функции кожи у детей по сравнению со взрослыми.
3. Особенности тактильной, температурной, болевой чувствительности.
4. Особенности подкожной жировой клетчатки у детей (наличие бурой жировой ткани, отношение п/к жирового слоя к массе тела, распределение клетчатки в зависимости от возраста и пола).
5. Методика исследования кожи и подкожной жировой клетчатки:
- расспрос;
- осмотр (окраска кожи и видимых слизистых, элементы сыпи, выраженность и распределение п/к жировой клетчатки), состояние волос и ногтей;
- пальпация: температура кожи, влажность, эластичность, эндотелиальные пробы («щипка», «жгута», молоточковая, проба Кожевниковой), толщина п/к жировой клетчатки в разных точках тела, консистенция жировой клетчатки, тургор мягких тканей, дермографизм, отеки;
- дополнительные методы исследования:
· тепловидение
· пункционная, хирургическая биопсия кожи или кожно-мышечного препарата
· мазки-отпечатки или соскобы
· «кожное окно» - слежение за клеточной реакцией с участка микротравмирования кожи с помощью отпечатков
· кожные аллергопробы (скарификационные, внутрикожные, аппликационные)
· калиперометрия
6. Семиотика поражения кожи и подкожно-жировой клетчатки: изменение цвета кожи, семиотика сыпей, изменение волос и ногтей, ограниченное уплотнение подкожно-жирового слоя (склерема).
7.Особенности ухода за кожей ребенка раннего возраста.
8. Особенности строения и развития мышечной системы (отношение массы мышц к массе тела у детей и взрослых, распределение мышечной ткани у детей разного возраста, особенности тонуса мышц у новорожденных, особенности биохимического состава мышц у детей).
9. Функциональные особенности мышечной системы у детей, их клиническое значение.
10. Последовательность развития мышц у детей и ее клиническое значение.
11. Особенность гармоничности движений в период полового созревания.
12. Факторы, способствующие нормальному развитию мышц у детей и подростков (массаж, гимнастика, дозированные физические нагрузки, питание).
13. Методика исследования мышечной системы:
- расспрос;
- осмотр: степень развития мышц, симметричность развития одноименных групп мышц, форма живота, положение лопаток, выраженный поясничный лордоз, двигательная активность, положение конечностей;
- пальпация: пластический тонус, динамический тонус, сила мышц.
14. Изменения тонуса мышц (гипо- и гипертонус) и способы его выявления:
- у новорожденных - симптом возврата;
- у грудных детей - проба на тракцию;
- симптом “складной руки”;
- симптом “вялых плеч”;
- симптом “перочинного ножа”.
15. Методы исследования мышечной системы: электромиография; хронаксиметрия;
биохимическое исследование крови и мочи; исследование биоптата мышц.
16. Особенности остеогенеза у детей. Факторы, влияющие на остеогенез.
17. Понятие костного возраста.
18. Особенности строения и функций костной системы у детей (кровоснабжение костей, функциональная активность надкостницы), их клиническое значение
19. Особенности черепа новорожденного (швы, роднички).
20. Особенности формирования детского скелета.
21. Сроки и порядок прорезывания молочных и постоянных зубов.
22. Методика исследования костной системы у детей старшего возраста:
- характер жалоб при заболеваниях костной системы;
- особенности анамнеза жизни и заболевания при патологии костно-мышечной системы;
- осмотр: форма и величина головы, прикус, состояние зубов, форма грудной клетки, величина эпигастрального угла, осанка (положение плеч, лопаток, треугольники талии), сколиоз, форма и длина конечностей, конфигурация суставов, плоскостопие (плантограммы);
- пальпация: ребер на предмет “четок”, измерение сантиметровой лентой величины суставов, пальпация суставов.
23. Особенности методики исследования костной системы у детей раннего возраста:
- осмотр: форма и величина головы, выраженность теменных и лобных бугров, скошенность, облысение затылка, состояние молочных зубов, форма грудной клетки, форма и длина конечностей, симметричность ягодичных складок;
- пальпация: костей черепа, состояние швов и родничков, ребер на предмет рахитических четок, эпифизов лучевых костей на предмет “браслеток”
24. Семиотика поражения костной системы:
- изменение формы и величины головы;
- изменения швов и родничков;
- аномалии прикуса;
- изменение формы грудной клетки;
- изменения формы и длины конечностей.
25. Методы исследования костной системы:
- УЗИ суставов
- рентгенография костей и суставов;
- денситометрия;
- биохимическое исследование крови (содержание кальция, фосфора, щелочной фосфатазы) и мочи (кальций, фосфор);
4. Основные понятия темы: дети, кожа, подкожная клетчатка, костно-мышечная система, методика исследования, методы исследования, симптомы поражения.
5. Рекомендуемая литература
Основная:
1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.
3. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и семиотика поражения кожи и подкожной клетчатки у детей. Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2009 . -29 с.
4. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и семиотика поражения костно-мышечной системы у детей. Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2005. – 39 с.
5. Схема учебной истории болезни. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2007. – 38 с.
Дополнительная:
1. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 704 с.
2. Пропедевтика детских болезней: Практикум. Под ред. В.В.Юрьева. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с