Системы менеджмента качества
Система менеджмента качества (СМК) –по определению международной организации стандартов (ISO) - это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Итак, прежде всего СМК - это система. А система, как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.
В РФ принят ГОСТ Р ИСО 9000-2001 “Системы менеджмента качества”.
СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и "настраивать" это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).
СтруктураСМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы.
По определению ISO, организация это группа сотрудников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.
Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих "входы" в "выходы". При этом "входами" процесса обычно являются "выходы" других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от "входа" к "выходу").
Документ - информация (значимые данные), размещенная на соответствующем носителе. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например "Положения о подразделениях" и "Должностные инструкции".
Ресурсы СМК - все то, что обеспечивает менеджмент качества (людские, временные).
Для иллюстрации современных принципов менеджмента качества приведем выдержки из ГОСТ Р ИСО 9001-2001: Эти восемь принципов менеджмента качества направлены на то, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации:
Принципы | Содержание |
Ориентация на потребителя. | Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. |
Лидерство руководителя | Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. |
Вовлечение работников. | Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. |
Процессный подход. | Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. |
Системный подход к менеджменту. | Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. |
Постоянное улучшение. | Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. |
Принятие решений, основанных на фактах. | Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. |
Взаимовыгодные отношения с поставщиками. | Основан на взаимовыгодных отношениях не только с внешними поставщиками, но и с внутренними, который также задействованы в системе. |