Прочитайте текст и выполните задания 1 – 17

(1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются…» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове «честь». (4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести…Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью….Знал бы честь….Поле чести….Честь моя требует крови….» (7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее – завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель… (16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести! (18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и все, что остается детям: честь и имя. (20) Все остальное им не нужно, все остальное – неважно. (21) Очевидно, нам еще многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины. (по Д.Шеварову)

Задания:

1. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?

1) Человек должен уметь защищать свою честь.

2) Гибель Пушкина на дуэли бесполезна и бессмысленна.

3) Потомкам достается имя и честь отцов, все остальное неважно.

4) Дуэль была способом восстановить нравственное равновесие.

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 7 – 17?

1) описание и повествование 2) рассуждение и повествование 3) рассуждение 4) повествование

3. Определите стиль и ведущий тип речи текста?

1) научный, описание 2) публицистический, рассуждение-размышление

3) художественный, описание 4) разговорный, рассуждение-размышление

4. Укажите предложение с фразеологическим оборотом?

1) 9 2) 13 3) 3 4) 4

5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью вводного слова?

1) 8 2) 5 3) 3 4) 10

6. Из предложений 13 – 15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

7. Из предложений с 16 – 21выпишите полное прилагательное, в котором приставка НЕ образует слово с новым значением.

8. Укажите, к какой части речи принадлежит слово НЕСОВМЕСТИМЫЙ (предложение 6).

9. Из предложений 1 -3 выпишите все частицы.

10. Из предложения 13 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

11. Среди предложений 10 -21 найдите предложение, в котором есть обособленное приложение.

12. Среди предложений 1 -5 найдите простые двусоставные предложения.

13. Среди предложений 1 -5 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределенно-личное.

14. Среди предложений 2 -8 найдите сложные предложения, в которых есть придаточное изъяснительное.

15. Среди предложений 4 -9 найдите СПП, в составе которого есть два разных придаточных.

16. Среди предложений 1 -9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима.

17. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Каждая строчка, каждое слово Дмитрия Шеварова пронизаны искренним уважением к личности Пушкина. Эмоциональное, неравнодушное отношение автора выражено с помощью такого синтаксического средства, как____(предложения 7, 17), а также лексических__________(«подлец», «пошляк», «сплетник») и _______(«честь и имя» в предложениях 18-19). _______(«разряд…силы» в предложении 8, «слово…..отливалось в свинец» в предложении 13) придают особую образность тексту Д.Шеварова».

Список терминов:

1) риторический вопрос 2) лексический повтор 3) эмоционально-оценочная лексика 4) гипербола 5) эпитеты 6) метафоры 7) вопросно-ответная форма изложения 8) сравнительный оборот 9) риторическое восклицание

Наши рекомендации