Методические рекомендации для студентов. Государственное образовательное учреждение
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет
Министерство здравоохранения и социального развития»
(ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)
Факультет педиатрический
Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой_____________________
«_____»____________________201___г.
Методические рекомендации для студентов
к лабораторному занятию по теме:
«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ»
занятие 1 (Введение в курс эмбриологии, половые клетки, оплодотворение, дробление)
Дисциплина: ЕН. Ф. 08 гистология, эмбриология, цитология
По специальностям: 060101 лечебное дело; 060103 педиатрия
Форма обучения: очная
Разработчик: доцент, д.м.н. Сажина Т.В.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры_______________________, протокол №________.
Актуальность темы.Знание этапов внутриутробного развития хордовых животных и человека позволяет понять становление органов и систем организма в процессе эмбриогенеза, а также понимать механизм нарушения их развития. Понимать значение прогенеза и ранних этапов развития эмбриона для нормального развития эмбриона и плода, что важно на современном этапе развития эмбриологии, и, в частности, с более широким планированием беременности.
Цель занятия.Рассмотреть становление эмбриологии как науки, методы эмбриологического исследования; изучить строение и образование мужских и женских половых клеток позвоночных, процессы оплодотворения, дробления, образования бластулы. Понимать значение ранних этапов эмбриогенеза на дальнейшее развитие организма.
Исходный уровень знаний.Материал лекций «Сравнительная эмбриология» и «Внезародышевые органы в ряду позвоночных хордовых», глава «Основы эмбриологии человека» в учебнике «Гистология», «Ткани внезародышевых органов» в 1-м томе Руководства по гистологии (2001). Понятие об эмбриогенезе, филогенезе и онтогенезе; знание основ цитологии (строение клетки, митоз, мейоз);
Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить на занятии:
Знать:
Зн. 1. Основные гистологические понятия и термины эмбриогенеза.
Зн. 2. Строение половых клеток (сперматозоида и яйцеклетки), их морфофункциональные особенности и отличия друг от друга.
Зн. 3. Особенности строения яйцеклеток и их классификация.
Зн. 4. Особенности процесса оплодотворения и его биологический смысл;
Зн. 5. Биологический смысл дробления, типы дробления, зависимость характера дробления от количества и распределения желтка;
Зн. 6. Особенности строения разных типов бластул в зависимости от типа дробления
Уметь:
Ум. 1. Распознавать гистологические препараты, находить и показывать основные морфологические признаки данного препарата и графически отображать их в протокол практического занятия с обозначением определенных структур.
Ум. 2. Читать и интерпретировать гистологические микрофотографии, и схемы.
Понимать:
П.1. Фундаментальное значение знаний по эмбриологии для общемедицинских наук.
П. 2. Значение методов эмбриологических исследований.
П.3. Закономерности эмбрионального развития хордовых и человека.
Задачи.Опираясь на сведения, полученные при знакомстве с материалом учебника, руководства по гистологии (т.1) и лекции по теме «Сравнительная эмбриология»:
- решить тестовые задания и ситуационные задачи, прилагающиеся к теме;
- визуально изучить микропрепараты, представленные на занятии (см. ниже);
- заполнить первые столбцы таблицы по сравнительной эмбриологии;
- в конце практического занятия подписать протокол занятия с зарисованными препаратами и ответить на вопросы преподавателя.
Контрольные вопросы:
1. Определение эмбриологии как науки, её предмет, методы, задачи.
2. Связь исторического и индивидуального развития.
3. Половые клетки, их морфофункциональная характеристика. Роль ядра и цитоплазмы в передаче и реализации наследственной информации.
4. Отличие половых клеток от соматических клеток.
5. Строение сперматозоидов позвоночных животных, роль акросомы.
6. Строение яйцеклеток, типы яйцеклеток, классификация по характеру распределения и количества желтка.
7. Отличие сперматозоида и яйцеклетки.
8. Оплодотворение. Стадии (дистантного и контактного взаимодействия), биологическая сущность. Морфологическая характеристика зиготы.
9. Дробление, биологический смысл. Отличие дробления от деления.
Зависимость характера дробления от типа яйцеклетки.
10. Бластула. Типы бластул, строение.
Учебный материал:
Учебные препараты:
1. Умеренно телолецитальная яйцеклетка лягушки. Окраска гематоксилином и эозином, увеличение 7х20.
Посмотреть умеренное смешение ядра к одному из полюсов.
2. Вторично изолецитальная яйцеклетка млекопитающих (ооцит).
Окраска гематоксилином и эозином, увеличение 7х20 и 7х40.
Найти в яичнике ооцит (женская половая клетка) на разных стадиях развития (первичный, вторичный, третичный или зрелый). Не всегда в зрелых фолликулах можно увидеть ооцит, т.к. срез может быть сделан в стороне от него. В третичном фолликуле посмотреть оболочки ооцита: блестящую оболочку, состоящую из гликозаминогликанов (zona pellucida), и слой фолликулярных клеток, образующих лучистый венец (corona radiatae). В ооците можно увидеть ядро, цитоплазму.
3. Полное неравномерное дробление яйцеклетки лягушки.
Окраска пикрофуксином, увеличение 7х20.
Обратить внимание на различную величину бластомеров. Найти анимальный (более мелкие бластомеры) и вегетативный полюс (более крупные бластомеры) яйцеклетки, посмотреть различие в размерах бластомеров на разных полюсах.
4. Бластула, образовавшаяся в результате полного неравномерного дробления. Окраска пикрофуксином, увеличение 7х20.
Найти анимальный и вегетативный полюс амфибластулы и сравнить размеры бластомеров мелких в области крыши и крупных в области дна, найти бластоцель, крышу, дно, краевую зону.
Зарисовать: разные типы яйцеклеток; разные типы бластул, в бластулах отметить бластодерму, бластоцель, крышу, дно, краевую зону, а в бластоцисте – трофобласт и эмбриобласт. Начать заполнение таблицы по сравнительной эмбриологии (таблица прилагается в практикум).
б) демонстрационные препараты:
1. Сперматозоиды человека.
Окраска гематоксилином, увеличение большое. Обратить внимание на размеры сперматозоида, найти головку и хвостик.
2. Яйцеклетка млекопитающего.
Окраска гематоксилином и эозином, увеличение 7х40 ( описание см. выше).
3. Синкарион лошадиной аскариды.
Окраска железным гематоксилином, увеличение 7х40.
Найти яйцеклетку с двумя ядрами, расположенными на расстоянии или рядом друг с другом.
Электронограммы:
1. Ооцит млекопитающих. Посмотреть фолликулярные клетки, блестящую оболочку и канальцы в ней, в которых находятся взаимодействующие между собой микроворсинки ооцита и фолликулярных клеток.
2. Оплодотворение у человека (прилагается в практикум). Посмотреть проникновение сперматозоида в яйцеклетку.
Таблицы:
1. Половые клетки (ооцит и сперматозоид), оплодотворение.
2. Строение яйцеклетки и сперматозоида.
3. Типы яйцеклеток, дробление и типы бластул.
4. Равномерная целобластула.
5. Амфибластула.
6. Дробление у ланцетника.
7. Дискобластула у птиц (вид сбоку).
8. Дискобластула у птиц (вид сверху).
9. Дробление у млекопитающих.
10. Бластоцист.
Муляжи: дробление у ланцетника.
Темы реферативных сообщений:
1. Роль Вольфа К.Ф., Бера К.М., Ковалевского А.О., Мечникова И.И. в развитии эмбриологии.
2. Взаимоотношение индивидуального и исторического развития организмов.
3. Роль ядра и цитоплазмы в передаче и реализации наследственной информации.