Методические рекомендации для студентов. Государственное образовательное учреждение

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет

Министерство здравоохранения и социального развития»

(ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

Факультет педиатрический

Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой_____________________

«_____»____________________201___г.

Методические рекомендации для студентов

к лабораторному занятию по теме:

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ»

занятие 1 (Введение в курс эмбриологии, половые клетки, оплодотворение, дробление)

Дисциплина: ЕН. Ф. 08 гистология, эмбриология, цитология

По специальностям: 060101 лечебное дело; 060103 педиатрия

Форма обучения: очная

Разработчик: доцент, д.м.н. Сажина Т.В.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры_______________________, протокол №________.

Актуальность темы.Знание этапов внутриутробного развития хордовых животных и человека позволяет понять становление органов и систем организма в процессе эмбриогенеза, а также понимать механизм нарушения их развития. Понимать значение прогенеза и ранних этапов развития эмбриона для нормального развития эмбриона и плода, что важно на современном этапе развития эмбриологии, и, в частности, с более широким планированием беременности.

Цель занятия.Рассмотреть становление эмбриологии как науки, методы эмбриологического исследования; изучить строение и образование мужских и женских половых клеток позвоночных, процессы оплодотворения, дробления, образования бластулы. Понимать значение ранних этапов эмбриогенеза на дальнейшее развитие организма.

Исходный уровень знаний.Материал лекций «Сравнительная эмбриология» и «Внезародышевые органы в ряду позвоночных хордовых», глава «Основы эмбриологии человека» в учебнике «Гистология», «Ткани внезародышевых органов» в 1-м томе Руководства по гистологии (2001). Понятие об эмбриогенезе, филогенезе и онтогенезе; знание основ цитологии (строение клетки, митоз, мейоз);

Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить на занятии:

Знать:

Зн. 1. Основные гистологические понятия и термины эмбриогенеза.

Зн. 2. Строение половых клеток (сперматозоида и яйцеклетки), их морфофункциональные особенности и отличия друг от друга.

Зн. 3. Особенности строения яйцеклеток и их классификация.

Зн. 4. Особенности процесса оплодотворения и его биологический смысл;

Зн. 5. Биологический смысл дробления, типы дробления, зависимость характера дробления от количества и распределения желтка;

Зн. 6. Особенности строения разных типов бластул в зависимости от типа дробления

Уметь:

Ум. 1. Распознавать гистологические препараты, находить и показывать основные морфологические признаки данного препарата и графически отображать их в протокол практического занятия с обозначением определенных структур.

Ум. 2. Читать и интерпретировать гистологические микрофотографии, и схемы.

Понимать:

П.1. Фундаментальное значение знаний по эмбриологии для общемедицинских наук.

П. 2. Значение методов эмбриологических исследований.

П.3. Закономерности эмбрионального развития хордовых и человека.

Задачи.Опираясь на сведения, полученные при знакомстве с материалом учебника, руководства по гистологии (т.1) и лекции по теме «Сравнительная эмбриология»:

- решить тестовые задания и ситуационные задачи, прилагающиеся к теме;

- визуально изучить микропрепараты, представленные на занятии (см. ниже);

- заполнить первые столбцы таблицы по сравнительной эмбриологии;

- в конце практического занятия подписать протокол занятия с зарисованными препаратами и ответить на вопросы преподавателя.

Контрольные вопросы:

1. Определение эмбриологии как науки, её предмет, методы, задачи.

2. Связь исторического и индивидуального развития.

3. Половые клетки, их морфофункциональная характеристика. Роль ядра и цитоплазмы в передаче и реализации наследственной информации.

4. Отличие половых клеток от соматических клеток.

5. Строение сперматозоидов позвоночных животных, роль акросомы.

6. Строение яйцеклеток, типы яйцеклеток, классификация по характеру распределения и количества желтка.

7. Отличие сперматозоида и яйцеклетки.

8. Оплодотворение. Стадии (дистантного и контактного взаимодействия), биологическая сущность. Морфологическая характеристика зиготы.

9. Дробление, биологический смысл. Отличие дробления от деления.

Зависимость характера дробления от типа яйцеклетки.

10. Бластула. Типы бластул, строение.

Учебный материал:

Учебные препараты:

1. Умеренно телолецитальная яйцеклетка лягушки. Окраска гематоксилином и эозином, увеличение 7х20.

Посмотреть умеренное смешение ядра к одному из полюсов.

2. Вторично изолецитальная яйцеклетка млекопитающих (ооцит).

Окраска гематоксилином и эозином, увеличение 7х20 и 7х40.

Найти в яичнике ооцит (женская половая клетка) на разных стадиях развития (первичный, вторичный, третичный или зрелый). Не всегда в зрелых фолликулах можно увидеть ооцит, т.к. срез может быть сделан в стороне от него. В третичном фолликуле посмотреть оболочки ооцита: блестящую оболочку, состоящую из гликозаминогликанов (zona pellucida), и слой фолликулярных клеток, образующих лучистый венец (corona radiatae). В ооците можно увидеть ядро, цитоплазму.

3. Полное неравномерное дробление яйцеклетки лягушки.

Окраска пикрофуксином, увеличение 7х20.

Обратить внимание на различную величину бластомеров. Найти анимальный (более мелкие бластомеры) и вегетативный полюс (более крупные бластомеры) яйцеклетки, посмотреть различие в размерах бластомеров на разных полюсах.

4. Бластула, образовавшаяся в результате полного неравномерного дробления. Окраска пикрофуксином, увеличение 7х20.

Найти анимальный и вегетативный полюс амфибластулы и сравнить размеры бластомеров мелких в области крыши и крупных в области дна, найти бластоцель, крышу, дно, краевую зону.

Зарисовать: разные типы яйцеклеток; разные типы бластул, в бластулах отметить бластодерму, бластоцель, крышу, дно, краевую зону, а в бластоцисте – трофобласт и эмбриобласт. Начать заполнение таблицы по сравнительной эмбриологии (таблица прилагается в практикум).

б) демонстрационные препараты:

1. Сперматозоиды человека.

Окраска гематоксилином, увеличение большое. Обратить внимание на размеры сперматозоида, найти головку и хвостик.

2. Яйцеклетка млекопитающего.

Окраска гематоксилином и эозином, увеличение 7х40 ( описание см. выше).

3. Синкарион лошадиной аскариды.

Окраска железным гематоксилином, увеличение 7х40.

Найти яйцеклетку с двумя ядрами, расположенными на расстоянии или рядом друг с другом.

Электронограммы:

1. Ооцит млекопитающих. Посмотреть фолликулярные клетки, блестящую оболочку и канальцы в ней, в которых находятся взаимодействующие между собой микроворсинки ооцита и фолликулярных клеток.

2. Оплодотворение у человека (прилагается в практикум). Посмотреть проникновение сперматозоида в яйцеклетку.

Таблицы:

1. Половые клетки (ооцит и сперматозоид), оплодотворение.

2. Строение яйцеклетки и сперматозоида.

3. Типы яйцеклеток, дробление и типы бластул.

4. Равномерная целобластула.

5. Амфибластула.

6. Дробление у ланцетника.

7. Дискобластула у птиц (вид сбоку).

8. Дискобластула у птиц (вид сверху).

9. Дробление у млекопитающих.

10. Бластоцист.

Муляжи: дробление у ланцетника.

Темы реферативных сообщений:

1. Роль Вольфа К.Ф., Бера К.М., Ковалевского А.О., Мечникова И.И. в развитии эмбриологии.

2. Взаимоотношение индивидуального и исторического развития организмов.

3. Роль ядра и цитоплазмы в передаче и реализации наследственной информации.

Наши рекомендации