Глава I. Логика как наука и ее роль
Российская академия правосудия
С.С. Антюшин, Н.В. Михалкин
ЛОГИКА
Для студентов юридического колледжа
Москва – 2006
Оглавление
Введение …….…………………………………………………………………………………………..
Глава I. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов
§ 1. Логика как наука ……. ………………………………………………………………………….
§ 2. Язык формальной логики ……. ………………………………………………………………….
§ 3. Значение формальной логики в деятельности юриста ……..…………………………………...
Структурно-логические схемы по теме …………………………………………………………..
Вопросы для повторения
Задачи и упражнения
Глава I I. Понятие. Определение, деление и классификация понятий
§ 1. Логическая характеристика понятия ……..……………………………………………………….
§ 2. Определение понятий и использование этого процесса в юридической деятельности .…….
§ 3. Деление и классификация понятий ……………………………………………………………..
Структурно-логические схемы по теме
Вопросы для повторения
Задачи и упражнения
Глава I I I. Суждение. Классификация суждений и вопросов
§ 1. Общая характеристика суждения (высказывания) .…………………………………………….
§ 2. Модальность суждений и социальные нормы …………………………….……………………..
§ 3. Отношения между суждениями. Логический квадрат ….…………..…………………………..
§ 4. Логический анализ рассуждений естественного языка и виды вопросов ……………………
Структурно-логические схемы по теме …………………………………………………………..
Вопросы для повторения
Задачи и упражнения
Глава IV. Законы логики
§ 1. Общая характеристика законов логики …………………………………………………………
§ 2. Закон тождества как выражение определенности мысли ……………………………………..
§ 3. Закон противоречия. Понятие диалектического и формально-логического противоречия …
§ 4. Закон исключенного третьего и специфика его проявления в судебной практике.…………..
§ 5. Закон достаточного основания и его роль в деятельности юриста .……………………………
§ 6. Взаимосвязь законов логики и их значение для формирования правильного
мышления у студентов …………………………………………………………..……………….
Структурно-логические схемы по теме …………………………………………………………..
Вопросы для повторения
Задачи и упражнения
Глава V. Умозаключение и его значение для юриста
§ 1. Правдоподобные рассуждения. Умозаключение по аналогии …………………………………
§ 2. Индуктивные умозаключения и специфика их использования в деятельности
правоохранительных органов…………………………………………………………………..
§ 3. Основное содержание дедуктивного умозаключения и его роль в деятельности юриста …..
Структурно-логические схемы по теме …………………………………………………………..
Вопросы для повторения
Задачи и упражнения
Глава VI. Аргументация в работе юриста
§ 1. Содержание и структура логической аргументации .…………………………………………
§ 2. Основные цели и специфика аргументации в деятельности юристов .……………………….
§ 3. Приемы и правила оптимизации взаимодействия субъектов .…………………………………
§ 4. Риторические и спекулятивные способы оптимизации процесса передачи сведений ………
Структурно-логические схемы по теме …………………………………………………………..
Вопросы для повторения
Задачи и упражнения
Глава VII. Доказательство и опровержение как составные части аргументации
§ 1. Виды доказательств и опровержений в аргументации ..……………………………………
§ 2. Логические правила доказательства ..…………………………………………………………...
§ 3. Тактика аргументации ..…………………………………………………………………………..
§ 4. Уловки, софизмы и парадоксы в аргументации ..………………………………………………
Структурно-логические схемы по теме …………………………………………………………..
Вопросы для повторения
Задачи и упражнения
Глава VIII.Формы развития знаний. Специфика следственных и судебных версий и гипотез
§ 1. Общая характеристика знаний ……………………………………………..………………….
§ 2. Содержание задачи, проблемы, теории ……………………………………………………….
§ 3. Особенности следственных и судебных версий и гипотез …………………………………….
Структурно-логические схемы по теме …………………………………………………………..
Вопросы для повторения
Задачи и упражнения
Глоссарий …………………………………………………………………………………………..
Заключение .…………………………………………………………………………………………..
Дополнительная рекомендуемая литература по темам учебника.…………………………………
Введение
Сфера правовой и юридической деятельности в России всегда требовала и особенно сейчас требует от ее участников конкретности, последовательности, доказательности, точности мышления, аргументированных выводов и научно обоснованных решений.
Сложность и противоречивость происходящих в жизни страны и ее народов процессов предполагает, что юристы, участвующие в юридической практике, обязаны уметь мыслить творчески, динамично, должны обладать развитыми способностями и навыками по целеустремленному, методологически дисциплинированному, доказательному и убежденному изложению своих мнений, гипотез, версий, рекомендаций.
В развитии правильного мышления у студентов, формировании навыков и умений аргументировать и принимать квалифицированные решения, неоценимую роль играет логика, а также теория аргументации. Изучая и усваивая эти дисциплины, студенты формируют у себя логическую культуру, методологическую дисциплину мышления и практического действия, развивают свои способности по обоснованной аргументации и формулированию научно обоснованных выводов, решений.
Конечно, можно рассуждать, строить свои умозаключения, опровергать доводы оппонента, убеждать его в чем-то и принимать какие-то решения и не зная данных дисциплин. Это сравнимо с ситуацией, когда люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Но если названные дисциплины освоены человеком, то на порядок повышается культура его мышления, четкость, последовательность и доказательность рассуждений, усиливается эффективность и убедительность выводов, обобщений, рекомендаций, указаний.
В первую очередь следует сказать, что логика так же естественна, привычна и незаметна как и дыхание, как воздух. Она поднимает каждого из нас на своих крыльях в мир человеческой культуры, подводит к осознанию неповторимости, индивидуальности человека, к пониманию уникальности окружающего нас мира, ощущению гармонии как в себе, так и вне себя. Все это доступно каждому, кто проявит настойчивость, усердие и терпение.
Вместе с тем, мир логики, аргументации строг и необычен. Овладеть его тайнами в один присест невозможно. Необходима повседневная работа над мыслью. Помочь в этом студентам и должна данная книга. Она включает материал, который знакомит студентов с основными разделами формальной логики, теории аргументации и преподносится он им в следующей последовательности: повествовательное изложение основного содержания логики и аргументации от понятия до доказателсьтва и форм знаний; структурно-логические схемы по каждому разделу для развития у студентов образного мышления и формирования «опорных сигналов»; вопросы для повторения, чтобы студент смог сориентироваться и проговорить осмысленно усвоенную информацию; задачи и упражнения, связанные с деятельностью юриста, для проверки степени освоения студентом и возможности применения им положений формальной логики на практике.
Осмысление и усвоение теоретических вопросов логики, аргументации не является самоцелью. Главное – научиться применять теоретические положения в практической деятельности: в процессе рассуждений, полемики, спора; аргументированного обоснования правильности своей позиции; составления отчетов; принятия решений и их оформления; толковании законов и их применении и т.д.
Следует, видимо, помнить, что упражняться в решении задач нужно не после усвоения всего теоретического курса, а по мере последовательного изучения его отдельных разделов, при подготовке к практическим занятиям по другим дисциплинам. Это избавит студента от механического заучивания теоретического материала, будет способствовать активному усвоению теории, повысит его методологическую дисциплину мышления и практического действия. Следует учитывать и тот факт, что значимую роль в развитии правильного мышления у студентов играют ролевые игры, тесты, контрольные задания.
По содержанию рассматриваемых вопросов, структуре, организации материала предлагаемая работа отличается от имеющейся у нас учебной литературы. Она ориентирована на реальное включение теоретических вопросов по аргументации, логике в практику юридической деятельности, но в то же время охватывает основные разделы традиционной и современной логики, теории аргументации, применительно к различного вида беседам, которые имеют место в данной сфере человеческой жизнедеятельности.
В работе имеется ряд конкретно-исторических примеров построения умозаключений, доказательств, аргументации на фактах, которые имели место в исторической действительности. Они приводятся для осмысления и усвоения студентами положений теории аргументации, логики с соответствующими пояснениями, оценками, рекомендациями.
Глава I. Логика как наука и ее роль
В деятельности юристов
Логика относится к числу древнейших наук, которая, обратившись к формам и способам рассуждений человека, начала формироваться еще в цивилизациях Древнего Востока: Индии, Китая. В западную духовную культуру принципы и методы логики1 вошли благодаря усилиям античных греков и в значительной степени работам величайшего мыслителя -энциклопедиста Аристотеля2.
[1] Понятие «логика» ввел в оборот Зенон из Китиона на острове Кипр (ок. 336-264 гг. до н.э.). Он является родоначальником стоической школы, основанной им в 308 г. до н.э. На первое место в философии он ставил логику, цель которой, по его мнению, была научить людей правильно судить о вещах и избавить их от заблуждений. Понятие «логика» в последствии начало применяться взамен понятия «аналитика», которое использовал Аристотель.
2 Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)– древнегреческий ученый, философ. В своих работах он впервые дал системное изложение логики. Ее обычно называют «традиционной» формальной логикой. Она включает такие разделы: «Понятие», «Суждение», «Умозаключение», «Законы логики», «Доказательство и опровержение», «Гипотеза». Основными работами Аристотеля по логике являются «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Категории», «Об опровержении софистических аргументов», «Об истолковании». Византийские логики объединили все перечисленные работы Аристотеля под общим названием «Органон» (Орудие знания). – См.: Аристотель. – Соч. – Т.2. – М., 1978.
Достаточно развитая политическая жизнь в греческих государствах-полисах, борьба разных партий за влияние на массы свободных граждан, стремление решать возникавшие конфликты публично – все это требовало от руководителей, мыслителей умения убеждать людей, защищать свою позицию на различных форумах, в государственных учреждениях, судебных заседаниях. Великие античные философы Сократ, Платон, Аристотель считали главным средством убеждения – обоснованность содержащихся в ораторской речи суждений, их правильную связь в процессе рассуждений, вывод одних суждений из других. Именно с целью анализа рассуждений и была создана Аристотелем первая концептуальная система, названная силлогистикой. Она представляла простейшую форму дедуктивных умозаключений, где вывод имеет объективный, достоверный характер. Отметим, что дедукция, в переводе с латинского языка, означает вывод.
Логика как наука
Человек в повседневной жизни и в профессиональной деятельности постоянно познает окружающий его мир, самого себя и находящихся рядом с ним людей, приобретая различного рода и вида знания.
Знания– это сведения, информация, полученные субъектом, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и служащие ему в качестве регулятивов его познавательно-преобразовательной деятельности.
Осуществляет он это посредством чувственного познания и абстрактного мышления. Путем чувственного отражения (ощущений, восприятий, представлений), основанного на психических процессах, человек познает отдельные предметы и их свойства.
Ощущение– простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.
Восприятие– это процесс отражения предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент на анализаторы человека.
Представление– это процесс наглядного и обобщенного отражения тех предметов и явлений (или отдельных их свойств), которые в данный момент не воздействуют на наши органы чувств.
Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное.
Люди всегда рассуждают, стараясь из уже имеющихся у них знаний, извлечь новые. Знания, полученные таким образом, называются выводными. Процесс образования выводных знаний, естественно, подчиняется определенным законам, как и все явления в мире.
Главное назначение логики как раз и заключается в том, чтобы исследовать специфические мыслительные законы и разработать правила получения выводного знания.
Следовательно, объект логики как науки – это мышление человека.
Но мышление – это сложный, многогранный процесс, высшая форма познания мира, свойственная только человеку. И логику здесь интересует отнюдь не все. Сущность мышления, его происхождение, отношение к миру и его познавательные возможности изучает философия. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояния мозга, материального субстрата мысли. Психология изучает условия оптимального развития и функционирования мышления, влияние на него социально-психологической среды, чувств. Генетика старается раскрыть тайны наследования детьми от родителей способностей к какой-либо деятельности. Ученые - кибернетики изучают технические возможности моделирования человеческого мышления на ЭВМ с обратной гибкой связью.
Логика, при этом, не вникает в содержание мыслей, так как очевидно, что по этому параметру мысли математика отличаются от мыслей биолога, музыкант думает совсем о другом, нежели судья, ученый использует в своих исследованиях такие понятия и термины, которые совершенно не употребляются в повседневном мышлении и языке. Да и о чем только не может рассуждать человек!
Однако во многих, совершенно различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Это их структура или форма. Логика, изучая структуру мыслей в отвлечении от их конкретного содержания, устанавливает законы и правила рассуждений, ведущие от одних истинных утверждений к другим. Основными типами форм, в которых выражаются мысли, являются: понятие, суждение, теория и другие. Основными типами форм, в которых происходит развитие знаний, являются: умозаключение, гипотеза, решение, версия, задача, проблема и другие.
Характерным для мышления является тот факт, что познание действительности, развитие знаний осуществляется обобщенно, опосредствованно.
Обобщенно, потому что в мыслях и понятиях человек отражает те стороны предметов и явлений, которые его интересуют, отвлекаясь от остальных, и в наших понятиях отражаются признаки не только данного единичного предмета и явления, но и признаки содержания, присущие множеству предметов и явлений данного класса. Так, когда мы употребляем понятие «судья», то имеем в виду целый класс представителей судебной власти. Например, не только конкретного Председателя Конституционного Суда РФ, но и общие признаки судей прошлого, настоящего и будущего.
Опосредствованно, потому что мышление позволяет нам получить новые знания о мире, не обращаясь, каждый раз, непосредственно к опыту, а опираясь на предшествующие знания. Если мы с достоверностью знаем, что судебная власть всегда защищает права граждан, то используя данную мысль как исходное суждение, мы можем получить новое истинное утверждение: «Суды в Российской Федерации также защищают права граждан России».
Главное назначение логики и заключается как раз в том, чтобы, исследовав специфические законы мышления, разработать не только правила достижения истинного выводного знания, но и сформулировать пути, способы и формы осуществления этого процесса.
Таким образом, мы можем дать определение логики как науки.
Логика (от греческого λογος – логос – слово, понятие, рассуждение, разум, мысль) - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания, о рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции, так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, версий, предположений).
Предмет логики как науки – это формы и средства мысли, законы правильного мышления и получения выводного знания, а также методы рассуждений и формулирования истинных выводов, обобщений, рекомендаций, решений.
Логику иногда называют наукой о правильном мышлении. Такое определение логики хотя и страдает некоторой нечеткостью, имеет свое основание. Действительно, когда хотят проверить правильность какого-либо рассуждения, то обращаются к законам и правилам логики. Логика помогает нам размышлять таким образом, чтобы получать истинные выводы.
Поскольку логика, в узком смысле этого слова, интересуется формой построения мыслей и отвлекается при этом от конкретной информации, заключенной в них, она называется формальной логикой3.
3 В отличие от диалектической логики, которая в известном смысле совпадает с теорией познания.
Отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, логика не пренебрегает вопросом о том, являются истинными или ложными те утверждения, которыми мы оперируем в мышлении. В зависимости от того, истинны или ложны исходные утверждения, можно получить истину или ложь в выводе. Поэтому логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна на основе изучения формальных структур мышления устанавливать законы зависимости между истинными и ложными суждениями.
Например, следующие два суждения:
«Катон Старший говорил о необходимости разрушить Карфаген» и «Плевако – хитроумный адвокат» - имеют далеко не одинаковое содержание, но у них одинаковая логическая структура. В первом и втором суждении предмету мысли приписывается какое-то определенное свойство. Схематично это будет выглядеть следующим образом: S есть P, где: S – есть предмет мысли; P – свойство, которое приписывается этому предмету.
Возьмем, для обоснования нашего вывода, рассмотрим еще два рассуждения: «Все космонавты – отважные люди. Г. Титов – космонавт. Следовательно, Г. Титов – отважный человек» и «Все студенты 1 курса РАП изучают логику. Петрова Таня – студентка 1 курса РАП. Следовательно, Петрова Таня изучает логику». В этих рассуждениях речь идет о совершенно разных вопросах. Но логическая структура (форма) рассуждения одинакова. В логике ее записывают часто так:
M есть P
S есть M
Следовательно, S есть P
Суждения «M есть P» и «S есть M» связаны друг с другом общим для них термином «M», (буквой «М» обозначается понятие, которое имеет одинаковое содержание в первом и втором высказываниях. Оно называется средним термином, от латинского слова medium - средний) и благодаря этому возможен вывод: «S есть P».
Выходит, что формальная логика или логика в узком значении этого слова, является наукой о связях, возникающих между истинностью и ложностью каких-либо предложений с точки зрения их формы, структуры, в особенности о связи следования одних предложений из других.
История логики насчитывает более двух с половиной тысячелетий и разделяется на два основных этапа. Первый начался с трудов Аристотеля и продолжался до начала ХХ века. Второй - с этого времени и до наших дней. Практически невозможно перечислить всех выдающихся мыслителей, которые развивали логику. Этому вопросу следует посвящать специальный курс. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что уже в Древней Греции огромное внимание логике уделяли представители школы «стоиков» (Хринсипп). Одной из наиболее ярких личностей в логической культуре средневековья является И.Д. Скот. Значительный вклад в развитие формальной логики как науки внес Ф. Бэкон. Он заложил фундамент логического учения об индукции, целью которой является обнаружение причинных связей между явлениями окружающего мира посредством наблюдений и экспериментов. Дж. С. Милль - разработал методы научной индукции на основании установления причинных связей. Г. Лейбниц обосновал идею о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Д. Буль - истолковал умозаключение как результат решения логических равенств. Г. Фреге - применил логику для исследования оснований математики. Существенный вклад в развитие логики в дальнейшем внесли Б. Больцано, О. Де Морган, У.С. Джевонс, Ч.С. Пирс, Э. Шредер и др.
Начало ХХ века знаменует своеобразная революция в логике. Фундаментальные результаты были получены К. Геделем, Д. Гильбертом, Б Раселом, А. Тарским, А.Н. Уайтхедом, А. Черчем и др.
Наши соотечественники также внесли важный вклад в развитие логики. Эволюция логических идей в России связано с блестящим созвездием имен: это братья Лихуды, М.В. Ломоносов, П.С. Порецкий, Н.А. Васильев, А.А. Марков-сын и другие. В последние десятилетия многое для разработки современного учебного курса логики сделали А.П. Алексеев, Л.Б. Баженов, В.А. Бочаров, Е.К. Войшвилло, А.Д. Гетманова, Д.П. Горский, А.А. Ивин, Ю.В. Ивлев, В.И. Кириллов, С.А. Лебедев, В.И. Маркин, А.Л. Никифоров, С.И. Поварнин, Г.И. Рузавин, П. Сергеич, В.И. Свинцов, А.А. Старченко, М.К. Треушников, А.И. Уемов и др.
Язык формальной логики
Язык представляет собой средство коммуникации, общения между людьми, с помощью которого они обмениваются друг с другом мыслями, той или иной информацией. Мысль находит свое выражение именно в языке. Если бы такого не было, то мысли одного человека оказались бы недоступными другому. Мысль непосредственно выражается средствами языка. Хотя различия между языком и мышлением очевидны, между ними существует тесная глубокая связь. Она заключается в том, что формы мышления и формы языковых выражений соответствуют друг другу.
Язык есть непосредственная деятельность мысли, утверждали К.Маркс и Ф.Энгельс в "Немецкой идеологии". Это положение развил советский психолог С.Л.Рубинштейн, назвав языковую действительность, звучащее и беззвучное говорение, "формой существования сознания". Мышление и язык неразрывно связаны друг с другом и образуют диалектическое единство.
Мысли могут сохраняться, накапливаться только с помощью языковых средств. Люди обмениваются друг с другом мыслями не иначе, как с посредством языка.
Очевидно, что каждая наука для формирования своих обобщений, законов, теорий, метода и т.д. использует как естественный язык, так и свой, присущий данной науке, собственный язык,
Естественный язык, язык звуков, в данном случае русский, которым мы пользуемся в повседневной жизни для формулирования своих мыслей и обмена ими с другими людьми, возник вместе с мышлением и продолжает развиваться дальше. Вместе с тем, русскому языку, сложившемуся в определенной мере спонтанно, присущи различные недостатки, которые не позволяют наукам, в том числе и логике, ограничиваться использованием только его. Основными недостатками естественного языка являются:
- изменение значения слов с развитием общественной практики и по истечении определенного времени;
- многозначность некоторых слов;
- расплывчатость, неопределенность отдельных слов, не всегда позволяющая с их помощью достаточно точно определить предмет науки;
- несовершенство правил построения выражений, которое в логическом смысле несет в себе неоднозначность понимания вербализованной мысли.
Тем не менее все науки пользуются естественным языком, хотя, например, математика, физика, химия и другие используют его менее широко, чем история, философия, политэкономия и т.п. При этом, как правило, они пытаются искоренить отмеченные выше недостатки. Это делается с помощью введения в естественный язык специальных научных понятий, категорий и терминов. Таким способом можно искусственно воспрепятствовать изменению значений слов с течением времени, минимизировать влияние нового содержания слова на изучение науки и ее дальнейшее развитие.
Ряд наук использует в своих специальных языках символы. К таким наукам принадлежат математика, физика, химия и др., которые совместно со словами естественного языка используют искусственно созданные знаки: +; 2; -; ´; p; √; и т.д. Возможны и такие обозначения, в совокупности выражающие новое понятие, как, например, Н2О. Преимущество символического языка заключается в том, что он более точен и краток, чем его перевод на естественный язык даже с помощью научных понятий и категорий.
Символический язык формальной логики был создан специально для точного и ясного воспроизведения общих структур человеческого мышления и его изучения. Так как для каждой мыслительной структуры (идеального образа) возможно создать достаточно адекватную ей определенную языковую структуру и, очевидно, произвести обратную операцию, то, определенно, между общими структурами мышления и структурами языкового выражения логики также существует взаимосвязь. Все это ведет к тому, что внутри формальной логики операции с мыслями можно заменять действием со знаками. В этом случае язык рассматривается как знаковая система.
Знак – это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта
Можно выделить знаки следующих трех типов: знаки-индексы; знаки-образы; знаки-символы. Знаки–индексы раскрывают связь с предметом в рамках причинно-следственных связей. Так, например, дым в определенной степени связан с наличием огня, а преступление с наказанием. Знаки-образы несут информацию о представляемых ими объектах, так как они находятся в отношении подобия с обозначаемыми объектами: карта местности, картина, чертеж. Знаки-символы причинно не связаны и не сходны с представляемыми ими объектами. Они отражают смысл и значение материального объекта.