Система организации инвентаря единиц морфемики. Основа слова. Ее виды. Степени членимости основ. Морфемный анализ слова.
Методические
К практическим занятиям
по теме «Морфемика и словообразование
русского языка»
Для студентов 2 курса стационара и 3 курса заочного обучения
Волгоград «Перемена»
ББ К 81. 4.11.2 р
Методические разработки к студентов филологического практическим занятиям по теме «Морфемика и словообразование русского языка». (Для факультета) / Составитель Ф.П. Сергеев и М.Ф. Шацкая. Волгоград: Перемена, 2004. - с.
Сделана попытка представить все практические занятия по морфемике и словообразованию русского языка. Особое внимание уделено теоретическим вопросам раздела, их закреплению путем выполнения упражнений различного характера.
Для студентов 2 курса стационара и 3 курса ОЗО.
Составление. Ф.П. Сергеев, М.Ф. Шацкая.
Предисловие
В имеющихся сборниках упражнений по русскому языку отсутствуют многие тренировочные задания по морфемике и словообразованию, которые необходимы студентам-филологам для лучшего закрепления теоретического материала.
Настоящие методические разработки призваны помочь второкурсникам стационара и студентам 3 курса ОЗО усвоить основные явления, понятия и термины разделов «морфемика», «словообразование», выработать прочные навыки морфемного, словообразовательного и отчасти этимологического анализа, необходимые будущему учителю-словеснику. Опираясь на языковые факты, рассматриваемые на практических и лабораторных занятиях, студенты будут лучше осмысливать многие теоретические положения этих разделов курса современного русского языка.
Пособие рассчитано на 7 практических занятий. Итоговое – контрольная работа.
Разработки по каждому занятию состоят из двух частей: домашних заданий теоретического содержания и практических заданий – упражнений тренировочного характера, одни из которых выполняются дома, другие – на практических занятиях.
Тема I
Морфемика как раздел науки о языке. Понятие морфемы, морфа, алломорфа, варианта морфемы. Виды морфем русского языка.
Вопросы к домашнему заданию
1. Что такое морфемика? Ее предмет и задачи. В чем выражается связь морфемики со словообразованием и морфологией?
2. Что такое морфема? Каковы ее особенности?
3. Морфема и морф. Каково их соотношение? Кто и когда ввел эти термины? Для чего они нужны? (Когда употребляют тот и другой?)
4. Алломорфы и варианты морфемы. Какие из этих единиц находятся в отношениях дополнительной дистрибуции (дополнительного распределения), а какие – в отношениях свободного варьирования?
5. Что такое субморф? Как он трактуется лингвистами? (см.:
6. В чем различие морфемы и слова в русском языке?
7. Какие признаки морфем учитываются при распределении их по типам? Что это за типы морфем?
8. Охарактеризуйте корневую морфему, видоизменения ее внешнего облика алломорфы, корни свободные, связанные, полусвязанные.
9. Перечислите все служебные морфемы. Сколько их? Дайте характеристику каждой из них (значение, функция в слове, происхождение, синонимия и т.п.).
10. Морфемы аффиксальные – словообразовательные, формообразующие и синкретические (словоформообразующие). Приведите примеры.
11. Существуют ли нулевые морфемы в случаях словоизменения, формообразования и словообразования? Докажите.
12. Являются ли морфемами интерфиксы? А унификсы? Приведите примеры и тех и других. Почему возникают споры вокруг этих отрезков в словах? Каковы соображения за и против?
13.При словообразовании деривационные аффиксы образуют так называемую рамочную конструкцию. Какими терминами называется это явление? Целесообразно ли говорить здесь об особых морфемах? (Земская, с. 30–31.; Тихонов, 44–46.; Шанский, с.
14. Почему аффиксоиды считают морфемами промежуточного, переходного порядка? Все ли дериватологи признают их существование в русском языке? (См.: Русская грамматика. М., 1980. Т.I.С.245–246, 761; Шанский Н.М., Тихонов А.Н., с. ; Тихонов, с. 42-44)
15. Какие сведения о морфемном составе слова даются в школьных учебниках?
Практические занятия.
1. Проанализируйте морфемный состав приведенных ниже слов; определите, какие из этих слов изменяемые, неизменяемые, непроизводные и производные:
примирение, вода, здесь, пальто, кофейник, трижды, солнце, студенческий, лес, послезавтра, сочи, около.
2. В каких данных ниже словах представлены корневые алломорфы, суффиксальные, префиксальные, постфиксальные? Назовите слова, в которых «спрятан» [j]:
друг, дружить, друзья, улыбаться, нестись, волгоградец, волгоградца, воробей, воробьи, дезорганизовать, дегазировать, мять, мнешь, меня, мне, отбежать, отогнать, избить, изорвать, заячий, заячья, творог, творожный.
3. В каких данных ниже словах имеются материально выраженные морфы, в каких нулевые?
Летний, лисий, трава, сестер, нес, намывание, намыв, столов, окон, дверей, статей, волчий, колючий, станций, трав, судей, супруг, его, друзей, полей.
4. В каких из данных слов морфы являются словообразовательными, формообразующими и синкретическими (словоформообразующими – с точки зрения А.Н. Тихонова [ c.20]?
Читал, читатель, учительница, супруга, безрукий, братья, крестьянка, волнующееся море, синьора, смелее, сильнейший, сахарница.
5. Выделите корни свободные и связанные в данных словоформах:
дорога, закупорить, примирить, добавить, побелка, обуть, искорка, похитить, агитировать, землица, эгоизм, жрец, стульчик, включить, распрячь, лисица.
Можно ли квалифицировать как связанные корни в следующих случаях: космос – космический, конус – конический, воробей – воробушек, пианино – пианист, кадка – кадушка, утка – утенок, скрипка – скрипач [I. С. 19-20].
6. Сгруппируйте данные словоформы по общности корней; назовите в каждой такой группе (где это возможно) корневые алломорфы:
быть, быль, былой, бой, бьет, по-былому, делать, разбить, бей, лететь, шел, друзья, сожгла, дружный, жег, шла, жжение, слет, зажигать, дружба, шедший, жечь, упал, свергать, падать, низвергнуть, выделать, ожог.
7. Сопоставьте выделение корней в данных ниже словах в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова и «Словаре морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой. Как можно объяснить несовпадение морфемного членения одних и тех же слов?
Аляповатый, безалаберный, беспечный, печаль, избавление, закадычный, праздник, свидетель.
8. Назовите окончания в приведенных ниже словах. В каких из них окончания нулевые? Назовите слова, в которых окончания, по мнению А.Н. Тихонова и Н.М. Шанского, выполняют синкретическую (словоформообразующую) функцию) [ с.20 с. 109-110]:
учитель, синий, верблюжий, березы, сестер, линий, меня, чего-то, четырьмястами, двух, супруга, учительская (помещение), добры, безголосый, птичий, певчий, лей, ветвей, исправь, неси, пой, неуклюжий, моемся, кума, друзей, станций.
В приведенных ниже словах отметьте окончания а) омонимичные, б) синонимичные:
ведут, клеят, стола, стена, возьмем, носим, к дому, к двери, два, ждала, несу, раму.
9. Назовите в данных ниже словах приставки, выражающие а) словообразовательное, б) формообразующее, в) словоформообразующее (синкретическое) значение:
построить, перестроить, сшить, перешить, заговорить, поговорить, побелить, выбелить, безответственный, раскрасавица, наилучший, беспорядок, написать, переписать.
Выделите приставки, возникающие на базе предлогов при суффиксации предложно-падежной формы:
призвук, приморье, подзаголовок, подоконник, пригород, бестолковый, заречный, приделать, прадед, подмастерье, Заволжье;
алломорфные приставки: дезорганизовать, деморализовать, оборвать, общипать, расшить, разорвать, подорвать, подшить, отбежать, отогнать; изгнать, исписать, безмерный, бестолковый.
10. В каких данных ниже словоформах словообразовательные суффиксы, в каких – формообразующие? Отдельно выпишите слова с нулевыми суффиксами:
молочник, белее, добрейший, сырость, бежал, москвич, бери, дружба, поющий, заплыв, синева, спал, рассказывать, кинь, нес, копай, стебелек, замерз, синить, синь, газетчик, намыв.
Проанализируйте суффиксальные алломорфы, объясните такое их употребление:
опознание, горение, охлаждение, освещение, течение; заказчик, гонщик; курсант, оппонент, богатство, изящество, купечество, учительство;
суффиксальные омонимы: конина, горошина, домина, выбоина, глубина, толщина, промоина.
11. Выделите в приведенных ниже словах постфиксы. Какие из них имеют словообразовательное значение, какие – формообразующее?
Радуйтесь, что-нибудь, кто-то, ушел-таки, идемте, согнись-ка, умоемтесь-ка, все-таки, что-либо, откуда-то; 1) чернеться, 2) строиться; толпиться, петушиться, доиграться; идите, идемте; поработай-ка, на-ка.
12. Придерживаясь мнения А.Н. Тихонова [ c. 23-24] об интерфиксах, выделите их в приведенных ниже словах; объясните причину их употребления при слово- и формообразовании:
водовоз, трехметровый, треугольник, пятилетний, двубортный, единожды, дважды, тринадцать, тридцать, чудеса, дочери, семена, читать, писать, колоть, читают, зазнайка, заденут, станут, живут, певец, ливень, купейный, киношник, арготизм, вузовец, перуанец, строгальщик, спальня, хранилище; ялтинский (ср. сама; кандский), шоссейный (ср. дорожный), мартовский (ср. апрельский), сегодняшний, домушник, схематизм.
Сравните интерпретацию интерфиксов авторами «Русской грамматики» [Т.I. с.129, 176, 252, 256, 326]. Чьей точки зрения на интерфиксы вы придерживаетесь? Обоснуйте свое мнение.
13. Выделите в приведенных ниже словах унификсы:
детвора, почтальон, попадья, клейстер, француз, цитата, стеклярус, чертеж, мошкара, жених, флотилия, павлин, маскарад, молодайка, скупердяй, выкрутасы, светоч, патронаж, любовь, белесый, козел, аплодисменты, чайхана; радуга, курносый, бахвалиться.
Можно считать слова с уникальными элементами производными, мотивированными единицами языка? Если да, то почему? А морфемами – унификсы (суффиксами, префиксами)?
14. В каких нижеприведенных словах можно увидеть аффиксоиды, а в каких только сложные образования?
Лесостепь, китаевед, садовод, сине-зеленый, диван-кровать, землемер, волнообразный, славяновед, оленевод, кожеед, бомбомет, бомбовоз, темно-коричневый, шерстеед, самообслуживание, землеописание, полумрак, полуботинки, полудикий, горе-охотник.
Для сравнения рассмотрите следующие слова с суффиксами и префиксом: китаист, славист, садовник, волнистый, сумрак. Сделайте вывод о том, что в приведенных выше словах один их корневой элемент выполняет функцию суффикса или префикса (не утрачивая своих смысловых связей с однокоренными словами; он близок к компоненту сложных слов).
15. Определите, в каких словах суффиксы, в каких субморфы:
чепец, старец; купец, любимец; кусток, песок; рубашка, шишка; лесок, висок; пташка, шашка; перец, ларец; сынок, чулок; простак, колпак.
16. Определите так называемые конфиксы (циркумфиксы, прерывистые биморфемы):
ошеек, паводок, перелесок, простенок, прожилка, суглинок, сукровица, безлюдье, заречье, нагрудник; непобедимый, настольный, дословный; наполнить, заслушаться, выспаться; вручную, вчетвером; прослезиться, расщедриться, ухитриться.
Т е м а II
Система организации инвентаря единиц морфемики. Основа слова. Ее виды. Степени членимости основ. Морфемный анализ слова.
Вопросы к домашнему заданию
1. Раскройте содержание понятий регулярности/нерегулярности аффиксов, продуктивности/непродуктивности их.
2. Каковы функции морфем?
3. Что такое морфемный состав слова? Морфемные модели русского языка?
4. Основа слова. Основа словоформы. Словоизменительная основа. Формообразующая основа. Словообразующая основа. Приведите определение основы слова из школьного учебника.
5. В каких случаях одна основа может быть словоизменительной и формообразующей, в других – словоизменительной и словообразовательной? Могут ли совпадать основы формообразования и словообразования?
6. Приведите примеры непрерывных, прерывистых, простых, сложных, членимых и нечленимых основ.
7. Как вы понимаете термины «членимая и производная основа», «членимая, но непроизводная основа»? Приведите примеры.
8. Что значит разная степень отчетливости членения слова на морфемы? Приведите примеры.
9. В чем суть морфемного анализа? Его цель и задачи. Какова процедура такого анализа? Когда следует начинать подлинный морфемный анализ слова с многоступенчатой словообразовательной структурой?
Практические задания
1. Определите, какие из приведенных ниже аффиксов (окончаний, суффиксов, префиксов) являются регулярными, а какие – нерегулярными. Приведите примеры.
-у(-ю), -ешь, -ет…, -ишь, -ит…; -м, -шь, -т; -тель, -ость, -к(а), -ец…; -н-, -ов-; за-, по-, вы-; анти-; па-, -ит, -ёл, -лин; де-, пра-, не-, из-, -ого; -таш, -ичок, -ник, -жа, -ютка, -менный; -иот, -ич.
2. Какие из приведенных ниже аффиксов являются продуктивными, а какие – непродуктивными. Всегда ли продуктивность и регулярность совпадают? Приведите примеры.
Су-, низ-, -ствиj(е), -знь, -яц; -ьми, -ух; -к (а), -ыва-(-ива), -о, с-, от-, про-; -чик (-щик), за-, анти-; -б(а), -няк, -знь, воз-(вос-); -ух, -ума, -ема, -(ь)ми, -ик, -с(а), -н(я); -ырь, -ша, -да, пра-, низ-, воз-, -ав, -ир, -ир, -уг, -ырь.
3. Для морфем русского языка характерны 4 функции: номинативная, экспрессивная, стилистическая и реляционная (соединительная). В приведенных ниже словах определите функции морфем:
делёж, домище, лошаденка, распрекрасный, зверюга, смирнёшенько, учитель, сахарница, выключатель, старик, старикан, старикашка, старичьё; старуха, старушонка, старушенция, холодильник, сеятель, хитринка. Какой денек сегодня! Ласковое солнце, птицы поют; Вам салатик? Головку помоем? Погаси свечку! Новые здания украсили наш город.
4. Определите морфемный состав следующих слов (словоформ:
одноморфемные, двух-, трех-, многоморфемные слова, в предкорневой, послекорневой части, в сложных словах):
такси, домишко, тебя, столпившийся, идите, дать, дочь, позасидеться, понаглядеться, учите, перья, поразвеселились, двухтысячепятисотлетие, забить, понавыдумывать, опустошительность, выдвиженчество, (не)отнекивайтесь-ка, попризадумывайтесь-ка, лес, где, формалистеки, прадед, стопятидесятимиллионный, хаки.
5. Допишите слова к начальным представителям той или иной морфемной модели. Образец:
1) повыловить 2) повылезать
повыстроить повылетать
повыставить повырастать
повыбросить повырезать
повырубить повырубать
1) премиленький 2) косматенький
………………. ………………
3) хрипловатость 4) торфянистость
………………. ……………….
5) по-арабски 6) повозводно
…………… ……………..
В разных грамматических формах:
1) рекордистский рекордистская
…………………… ……………………
Непроизводные слова
1) брать беру берите 2)пять пяти
……… ……… ………… ……… …………
Слова со связанными корнями входят в морфемные модели производных слов:
1) прибавить 2) отключить
приварить отделить
………………
3) говяжий ø 4) говядина
медвежий свинина
…………… ……………
6. Выделите слова, имеющие формы словоизменения. Укажите в них основу и окончание. Отметьте такие слова, которые не имеют форм словоизменения.
1.1. Статья, соловей, панно, тиски, гвоздь, край, алиби, комментарий, совесть, по-моему, свой, сразу, жюри, рама.
1.2. Спасла, высох, вдвоем, меня, по-русски, маренго, умывались, птичий, рабочий, лисий, синий.
7. Докажите, что в данных ниже словах одна основа является словоизменительной и формообразующей; словоизменительной и словообразовательной:
сильный, вольный, сила, серьезный, стена, город, певучий, читая, веселее, стол.
8. Определите виды основ (непрерывная, прерывная, простая, сложная, членимая, нечленимая) в следующих словоформах:
воронка, сражались, громкий, чью-нибудь, моются, лесозаготовки, славяновед, обуть, завтра, вчерашний, птичий, кто-то, сине-зеленый.
9. Найдите основы производные и членимые, членимые, но непроизводные в данных ниже словах:
ножик, свергнуть, лесной, агитация, курносый, обуть, дружба, почтамт, радуга, улица, выключатель, борец, пастух, прибавить, письмо, бодрость.
10. В монографии «Русский язык и советское общество. Словообразование современного русского литературного языка» (М., 1968, с. 214-216) говорится о шести степенях членимости слов. Назовем их.
1). Слова типа летчик. Основы их имеют самую высокую степень членимости. Границы между морфами в них предельно четки. Это обусловлено тем, что такие слова входят в двойные ряды соотношений – по производящей основе и по аффиксу. Ср.: летать – летчик и разведчик, наводчик, заказчик и т. д.; суффикс -чик имеет одно и то же словообразовательное значение наименования лица по действию.
2). Основы слов типа пастух членятся хуже, менее четко. Они входят только в один ряд соотношений – по производящей основе.
Ср. пас(у) – пастух. Часть -тух является уникальной. Однако у этого слова имеются в языке соотносительные с ним суффиксы лица -тель, -щик.
3). Основы слов типа стеклярус. Тоже входят в один ряд – по производящей основе: стекл(о) – стеклярик. Элемент -ярус не имеет в языке соотносительных по значению суффиксов.
Буженина. Членится бужен-ин(а). Часть бужен- в других словах не встречается. В языке имеются слова, обладающие таким же суффиксом, который обозначает разновидность мяса.
Ср.: конина, осетрина и т. п. Основы этих слов хорошо членятся. На их фоне и осмысливается основа существительного буженина.
Малина. У таких слов нет ряда по основе, но они входят в ряд слов по суффиксу: калина, рябина, крушина. Ряд этот состоит только из слов со связанным корнем. Поэтому основы слов типа малина, калина и др. имеют меньшую степень членимости, чем основы слов типа буженина.
Кочегар и кочерга. Ни одна из выделенных в этих словах частей нигде больше не встречается, не входит ни в один ряд с явными морфемами. Основы обоих слов являются нечленимыми.
Примечание. На стр. 215 – в сноске – сказано: «Рябина» – не «рябая ягода», поэтому рябина не того же корня, что рябой.
Как видно из изложенного, первая степень членимости характерна для большинства производных основ. Основы второй и третьей степени членимости лишь условно могут считаться производными из-за неполноценности, ущербности некорневых элементов. В четвертом и пятом типах представлены слабо членимые непроизводные основы. В шестой тип объединяются непроизводные нечленимые основы. С точки зрения членимости основы, входящие в этот тип, не представляют интереса. В системе всей лексики русского языка доля слов 2-5 типов весьма скромная. По подсчетам А.Н. Тихонова, на 145 000 слов они вместе составляют приблизительно 0,5%.
По мнению [с. 69] Г.П. Цыганенко, в плане морфемики современного русского языка следует выделить лишь три номера шкалы членимости : 1) слова со свободным корнем и регулярными аффиксами (летчик, тысячник), 2) слова со свободным корнем, но уникальным аффиксом (пастух, любовь), 3) слова со связанным корнем, но с регулярным аффиксом (привыкать, отвыкать; атеизм, футурист). Однако, как заметила Е.А. Земская, такие слова членятся хуже, чем слова со свободными корнями.
В «Русской грамматике» (1980, т. I, с. 130) выделяется суффикс -ик в словах брусника, черника, костяника и др. Такие слова принадлежат к словам с ослабленной членимостью. В словообразовательном словаре А.Н. Тихонова все эти слова, кроме пастух и стеклярус, даны без членения на суффиксальные морфемы. А в слове пастух выделен суффикс -ух (ср. пастьба, паства, пастырь и т. п.). Но, по мнению А.Н. Тихонова [ с. 76 ], некоторые нечленимые основы могут стать членимыми. Так, основа заимствованного слова ипподром первоначально не членилась. Ныне элемент -дром является суффиксом; ср.: аэродром, велодром, космодром и др. То же самое следует сказать о морфемах –трон, -бус, -рам(а), тек(а), -навт, -план и т. п.
А каково ваше мнение на этот счет?
11. Морфемный анализ слова. Цель морфемного анализа – выявить все имеющиеся в слове морфемы, живые с точки зрения современного языкового сознания.
Перед морфемным анализом ставятся следующие задачи:
- расчленить данные словоформы на морфы;
- свести их к определенным типам морфем;
- установить значение тех и других;
- определить характер варьирования морфов.
С чего начинается морфемный анализ? Какова последовательность в членения служебных словообразовательных морфем – суффиксов, приставок, постфиксов? Что выделяется в последнюю очередь?
Сделайте морфемный анализ данных ниже слов: белизна, зимовка, слиток, прогорклый, учитель, первопричина. Образец. Водянистость.
1. Его анализ начинается с определения окончания, вычленение которого осуществляется на фоне грамматических форм этого слова; склоняем (если глагол – спрягаем) его: водянистостьø, водянистости…, водянистью…Значит, изменяемой частью в этих формах является –и, -ью[-jy]. Это окончания; в им. и вин.п. ед.ч. оно нулевое. Основа слова водянистос[т’]-.
2. Затем последовательно вчленяются служебные словообразовательные морфемы – суффиксы (в других словах могут быть и префиксы, постфиксы); первым с конца основы выделяется суффикс имени качества –ость, который встречается в словах смолистость, землистость, жилистость; новость, сухость, сырость и т. п.
Далее в слове водянистость отменяется суффикс –ист, который имеется в прилагательных пятнистый, мясистый, болотистый, туманистый и др. и обозначает «содержащий (часто в большом колиестве) то, что названо в производящей основе» (пятно, мясо, болото, туман).
Выделение третьего суффикса (-ян-) со значением «относящийся к тому, что названо производящей основой», осуществляется на фоне слов типа травяной, масляный, ледяной, нефтяной и т. п.
Таким образом, после отделения суффиксов – ость, -ист-, -ян- в слове водянистость остается часть вод-. Ее содержат однокоренные образования вода, водица, водный, обводнить, маловодье, приводниться и т.п. Она является общей частью всех этих слов, носительницей общего для них значения. Это корень слова. Как видим, корень слова при морфемном анализе выделяется в первую очередь [Тих. 2002, с. 69-70].
12. В.В. Лопатин считает, что подлинный морфемный анализ начинается тогда, когда уже установлена (путем последовательного примененного словообразовательного анализа) словообразовательная структура слова, выяснено значение (в том числе и словообразовательное) каждой морфемы и структурная функция каждого вычленяемого в слове отрезка [ 7. с.28]. А ваше мнение на этот счет?
Выполните морфемный анализ словоформ учительский, понаписали, навинчиваться, распетушиться, нажариться, восьмиклассник, железнодорожник, себялюбец, железобетонный, поделикатничать.
13. Какие факторы обусловливают то, что орфография в одних случаях сохраняет, а в других затемняет морфемный состав слова?
Рассмотрим следующие примеры: судья, синий, по-рыбачьи, рыбачий, станция, швея, воробья, лисьих, длинношеее, тряпье, платье, безлесье, приморье. В каких словах j является конечным звуком основы, а в каких он выступает как суффикс собирательности или суффикс при преффиксально-суффиксальной деривации?
14. Учащимся предлагали разобрать слова розовый (относящийся к розе) и розовый ( светло-алый) по составу. Ответы были двоякого рода: роз-ов-ый и розов-ый. Кто прав? Или оба ответа верны?
Т е м а 3