Тема: Фразеологические единицы, их основные признаки
Теоретические вопросы: 1. Какой оборот речи называется фразеологическим? 2. Назовите признаки фразеологической единицы, в чем ее отличие от слова? 3. Какие основные типы фразеологических единиц вы знаете (по классификации В.В.Виноградова и классификации А.М.Чепасовой.? 3. Могут ли фразеологические единицы быть многозначными, омонимами, синонимами, антонимами? 4. Изучаются ли фразеологические единицы в начальной школе?
На занятие принести фразеологические словари.
Задание 1.
Определите значения у фразеологических единиц, и укажите, с какой частью речи они соотносятся.
Заключительный аккорд, накалять атмосферу, ни шатко ни валко, семь верст до небес, эзопов язык, терять голову, мыльный пузырь, вывести из себя, под каблуком, ума палата, точка зрения, с гулькин нос, до упаду, медовый месяц, с бухты-барахты, не в духе, шила в мешке не утаишь.
Задание 2.
Распределите фразеологические единицы по группам:1 фразеологические сращения 2. фразеологические единства 3. фразеологические сочетания 4. фразеологические выражения
Очертя голову, в ус не дует, маменькин сынок, тепличное растение, была не была, буланый конь, отказаться наотрез, было дело под Полтавой, плакать навзрыд, собака на сене как кошка с собакой, себе на уме, без задних ног, насупить брови, в Европу прорубить окно, есть еще порох в пороховницах, закадычный друг, кожа да кости, гладить против шерсти, комар носу не подточит, бить баклуши, гнаться за двумя зайцами, писчая бумага, премудрый пескарь, обагрить кровью, на деревню дедушке, кровь с молоком, дать маху, кромешная тьма, как бы чего не вышло одержать победу.
Задание 3.
Подберите синонимы-фразеологизмы к словам и словосочетаниям: «мало», «много», «глупый человек», «умный человек», «неожиданно».
Задание 4.
Подберите антонимы к фразеологическим единицам.
Смотреть сквозь пальцы, втоптать в грязь, держать язык за зубами, за глаза, не в своей тарелке, в два счета, кошки на душе скребут, лыка не вяжет, черепашьим шагом, ни днем ни ночью
Занятие 6.
Тема: Фонетическое членение речи. Артикуляционная характеристика звуков речи. Согласные и гласные, их акустические и артикуляционные различия. Классификация гласных и согласных звуков.
Теоретические вопросы:
- Сегментные фонетические единицы.
- Звук речи как наименьшая сегментная единица. Три аспекта изучения звуков речи.
- Понятие фонетического слова. Энклитики и проклитики.
- Речевой такт и фраза.
- Суперсегментные фонетические единицы.
- Классификация звуков речи. Согласные и гласные, их акустические и артикуляционные различия.
- Классификация гласных звуков по месту и степени подъема языка, по наличию или отсутствию лабиализации и по другим признакам.
На занятие принести: схему речевого аппарата, таблицы характеристик гласных и согласных звуков.
Задание 1. Затранскрибируйте слова. Укажите, сколько звуков в данных словах. Если есть несовпадение букв и звуков, то объясните причину.
В жизни, приходится, много, мнение, дискуссия, убеждения, всего, она, от нее, увели, дуб, в клетку, сдавленный.
Задание 2. Затранскрибируйте слова. Дайте характеристику гласных звуков по месту, степени подъема языка, по лабиализации.
Игла, веником, весенние, балет, береговой, багряный.
Задание 3. Затранскрибируйте слова. Укажите согласные звуки, определите их по звонкости/глухости (парный/непарный), твердости/мягкости, (парный/непарный)
Я, вижу, яркий свет, кричат, есть, нежной, душу, тайны, ракрывать, нужно, полнеба, смешно, в часы, язык.
Задание 4. Пользусь таблицей, дайте характеристику согласных звуков.
Звук | Участие голоса и шума | Звонкий/глухой | Способ образования | Место образова-ния | Мягкий/твердый |
т' | шумн | Глухой, парный | взрывной | Передне-яз. зубной | Мягкий парный |
Стройка, мельница, черемуха, кипящий, битва, догадка, жезл, фары, шелк, дягиль, бывший, вести.
Задание 4. Затранскрибируйте текст, укажите сильные и слабые позиции гласных, сильные и слабые позиции согласных
По гаснущим рельсам бежит паровозик, как будто сдвигают застежку на «молнии».
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурноу, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную.
Практическое занятие № 7