Оценки физического развития индивидуума по шкалам регрессии
1. Сформировать таблицу 1 по данным физического развития индивидуума (Мфакт.) – рост, вес, ОГК
Таблица 1
Показатель | Мфакт. | М станд. | ∆+М | σ регр. | σ откл |
Рост | |||||
Вес | |||||
ОГК |
2. Найти по «Стандартам физического развития школьников г. Иркутска» оценочную таблицу физического развития (шкала регрессии по росту), соответствующую возрасту и полу ребенка.
3. Оценить показатель роста ребенка аналогично оценке по сигмальным отклонениям (см. Алгоритм 1)
4. В оценочной таблице найти напротив фактического роста ребенка показатели «должных значений» массы и ОГК
5. Определить разницу между значениями ребенка и показателями стандартов, которую со знаком + или – внести в таблицу
6. Определить σ регрессии из шкалы регрессии массы тела и окружности грудной клетки.
7. Найти сигмальное отклонение, для чего фактическое отклонение по весу и окружности грудной клетки делим на σ регрессии из шкалы регрессии. Результаты представить в таблицу
8. По сигмальным отклонениям оценить степень гармоничности физического развития.
9. Сформулировать заключение, в котором дается оценка по уровню роста, по степени гармоничности.
Образец заключения: Физическое развитие ребенка при росте
(указывается уровень роста) гармоничное (или дисгармоничное, или резкодисгармоничное).
Задача-пример
Оценить физическое развитие ребенка по шкале регрессии, возраст 13 лет, рост 157 см, окружность грудной клетки – 73 см, вес – 47 кг.
1. Оцениваем рост ребенка согласно алгоритму 1. Для этого находим в стандартах физического развития М станд, равный 153,5. Разница составляет 3,5, делим на сигму – 8,22, получаем сигмальное отклонение – 0,43. Оценивает рост мальчика как средний.
2. Находим по строке рота мальчика «должные» величины веса и окружности грудной клетки. Заносим в таблицу
3. Находим внизу столбцов в таблице стандартов величины сигм регрессии заносим в таблицу.
4. Рассчитываем сигмальное отклонение по массе и ОГК.
5. Оцениваем степень сигмальных отклонений. Так как сигмальное отклонение укладыается в пределах сигмального интервала М-1 σ до М+1 σ, физическое развитие – гармоничное.
Заключение. Физическое развитие мальчика 13 лет при среднем росте гармоничное.
Таблица 1
Показатель | Мфакт. | М станд. | ∆+М | σ регр. | σ откл |
Рост | Средний | ||||
Вес | 48.1 | -1.1 | 5.33 | -0.2 | |
ОГК | 76.3 | -3.3 | 4.55 | -0.73 |
НИИ гигиены детей и подростков МинздраваРФ разработаны методические рекомендации по контролю за состоянием здоровья на основе массовых скрининг-тестов, один из которых является -индивидуальная оценка физического развития. На этапе до врачебного контроля средним медицинским работникам рекомендована методика индивидуальной оценки физического развития по упрощенным таблицам региональных стандартов, разработанным также методом регрессионного анализа. С целью упрощения из таблиц исключены данные об окружности грудной клетки, что возможно благодаря высокой корреляции этого показателя с массой тела.
При оценке физического развития в соответствующей по полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке -соответствующий диапазон "нормы" массы тела. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется оно ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка. Использование данных таблиц позволяет определить следующие варианты физического развития детей.
I. Нормальное физическое развитие (масса тела; в пределах, нормальных вариантов: от М — 1 σ до М + 2 σ относительно роста.
2.Отклонение в физическом развитии:
а) дефицит массы тела (масса тела меньше значений минимального предела "нормы": σ относительно роста);
б) избыток массы тела (масса тела больше значений максимального предела "нормы": М +2 σ относительно роста);
в) низкий рост (варианты роста меньше указанных в таблице М — 2 σ ).