РазделIII. Структура текста и факторы текстообразования
И эту песню я невольно Отдам на смех и поруганье, Затем, что нестерпимо больно Душе любовное молчанье.
Ключевое для понимания общего смысла произведения высказывание (...нестерпимо больно /Душе любовное молчанье), расположенное в конце, обобщая и синтезируя отдельные сигналы смыслового кода текста, отражает вербально выраженные эмоции и психологически важные детали в монологе лирической героини.
Динамика текстового развертывания связана с последовательным и многоканальным усилением минорного эмоционального состояния героини и его художественно-образной конкретизации: от указания на мимику (Я улыбаться перестала), сигнализирующую о душевном неблагополучии, причины которого проясняются в конце, — к приему психологического параллелизма, эксплицирующего в сознании читателя представление об ассоциативной сопряженности холода в природе и в душе лирической героини (Морозный ветер губы студит). Далее — к открытому выражению чувства безнадежности, осознания одиночества и непонимания окружающими благодаря анафоре и синтаксическому параллелизму ( Одной надеждой меньше стало,/ Одною песней больше будет). Повтор (песней, песню), антитеза (меньше — больше), амплификация контекстуальных синонимов (смех, поруганье) усиливают чувство тоски, одиночества и конкретизируют образ поэта, который не может молчать (И эту песню я невольно/Отдам на смех и поруганье). Заключительные строки объясняют причину сильных душевных переживаний лирической героини,(<3й-тем, что нестерпимо больно / Душе любовное молчанье).
Отмеченные регулятивные средства (лексические и синтаксические) актуализируют на ассоциативной основе концепты «страдание»(улыбаться перестала; Одной надеждой меньше стало; нестерпимо больно); «холод»(Морозный ветер губы студит); «одиночество»(смех и поруганье), «любовь»(любовноемолчанье); «поэзию»(Одною песней больше будет. / И эту песню я невольно / Отдам на смех и поруганье). Регулятивные средства стимулируют последующую «сборку» сложной ментальной структуры — фрейма ситуации потери любви. В формировании фрейма значимы регулятивные структуры, элементами которых являются указанные регулятивные средства. К регулятивным структурам относятся отмеченные стилистические приемы и конвергенция как доминирующий тип выдвижения. На их основе в сознании читателя происходит обобщение полученных сигналов эстетической информации и их свертывание в модель сознания — фрейм. В процессе его соотнесения с картиной мира читателя, ценностными ориентирами происходит формирование представлений об идейном содержании произведения и его пафосе — выражении горечи и страдания от потери любви.
Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование
При этом важна регулятивная макроструктура текста, эксплицирующая его общий эстетический смысл благодаря осознанию коммуникативной стратегии автора. В рассматриваемом произведении она связана с поэтапным усилением смыслов «страдание», «холод», «одиночество» в их соотнесенности. Ведущий принцип текстовой организации, связанный с «накоплением» смысловых признаков описываемой ситуации, заключается в том, что причина ее и связанный с этим ключевой концепт «любовь» раскрываются лишь в конце, логически завершая смысловое развертывание текста в сознании читателя.
Таким образом, регулятивные средства стимулируют речемысли-тельную деятельность читателя, закладывая основы для последующего моделирования концептов, являясь ключом к последующей «сборке» моделей сознания. Регулятивные структуры определяют свертывание полученной информации в модели сознания (фреймы). Способы регу-лятивности, позволяющие приобщиться к коммуникативной стратегии автора и его творческому замыслу, дают возможность включить данные фреймы в концептуальную картину мира читателя, формируя его представление об общем смысле художественного произведения.
Подведем итоги:
• Система различных кодов текста находит отражение в его регуля
тивной макроструктуре.
• Регулятивность вслед за Е.В. Сидоровым трактуется как системное
качество текста, заключающееся в его способности «управлять» по
знавательной деятельностью читателя.
• Регулятивность художественного текста имеет нежесткий, вариатив
ный характер; осуществляется на ассоциативной основе; характе
ризуется образной ориентацией, лексикоцентризмом, поскольку ли
тературное произведение — это явление словесной культуры, а сло
во — это форма воплощения образа.
• Регулятивность связана с другими системными качествами, отме
ченными Е.В. Сидоровым: информативностью, структурностью,
интегративностъю. На уровне целого произведения, таким образом,
существуют регулятивность как одно из его системных качеств и
регулятивная эпифункция как коммуникативное проявление его эс
тетической функции.
• В рамках макроструктуры текста выделяются способы регулятив-
ности, т.е. принципы организации различных текстовых микро
структур, регулирующих процесс восприятия литературного про
изведения адресатом на основе соотнесенности с общей целевой
программой текста.
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
На уровне элементов текста на основе их способности выполнять регулятивную функцию выделяются регулятивные средства. Средства регулятивности художественного текста дифференцируются на лингвистические (ритмико-звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические) и экстралингвистические (композиционные, логические, графические). В ряде случаев можно говорить о преобладании средств регулятив-ности одного типа, своеобразной доминанте регулятивности. По характеру следования в тексте дифференцируются контактные и дистантные регулятивные средства. По соотнесенности с информативно-смысловым и прагматическим уровнями текста выделяются прагмемы и информемы. Среди регулятивных структур имеются яркие и слабые по интенсивности воздействия, коммуникативному эффекту. На основе способности актуализировать микроцель в рамках текстовых фрагментов или макроцель в пределах целого текста в соответствии с его коммуникативной стратегией различаются ре-гулятивы-локативы и регулятивы-концепты. В основу дифференциации регулятивных структур (регулятивов) положено осознание читателем мотива (микроцели) в рамках общей коммуникативной стратегии автора. Формирующиеся на основе регулятивных средств регулятивные структуры позволяют свернуть полученную информацию в модели сознания (фреймы). Их связь в процессе текстового развертывания формирует представление об общем эстетическом смысле литературного произведения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
> Что понимается под регулятивностью текста?
> Кто ввел данное понятие?
> С какими системными качествами текста связана регулятивность?
> Что понимается под регулятивными средствами?
> Какие виды регулятивных средств вы знаете?
> Как вы определите понятие «регулятивные структуры»?
> Что понимается под регулятивной стратегией текста?
> Как определяется граница регулятивов?
> Какова роль регулятивной макроструктуры текста для его смыслово
го развертывания?
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ III
Выдвижение текста в качестве главного объекта исследования в современной филологической науке позволило существенно расширить представление об этом феномене: его своеобразии, единицах и уровне-вой организации, общей структуре, семантике, прагматике, текстообра-зующих возможностях языковых единиц разных уровней, категориях и
Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование
факторах текстообразования, закономерностях первичной и вторичной текстовой деятельности, смысловом развертывании.
В данной книге освещение важных вопросов теории текста, связанных с его структурной организацией, основано на коммуникативно-дея-тельностном подходе к тексту как системе знаков и знаковых последовательностей, отражающих сопряжение первичной и вторичной коммуникативной деятельности автора и адресата. Это обусловило выделение в рамках коммуникативной стилистики текста информативно-смыслового и прагматического уровней текста и соответствующих им подуровней в лингвистическом и экстралингвистическом аспектах.
С лингвистической точки зрения выделены: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический — в рамках информативно-смыслового уровня и экспрессивно-стилистический и функционально-стилистический — в рамках прагматического уровня. Очевидно, что прагматический уровень основывается на информативно-смысловом, т.е. репрезентируется его средствами при условии выполнения ими дополнительной функции — воздействия на читателя.
Что касается единиц текста, то наряду с рассмотрением разных точек зрения в книге предложена следующая концепция: в лингвистическом аспекте выделены информемы, т.е. носители интеллектуально-информативной функции. Ими могут быть (условно) единицы звукового уровня (фонема / звук) в случае их эстетической актуализации в тексте, морфологического (морфема / морф), лексического (лексема / лек-са), синтаксического (предложение / высказывание) уровней. (Единицы выделены в аспекте «язык / речь», поскольку текст, являясь речевым произведением, воплощает диалектическую связь языка / речи).
К прагмемам в лингвистическом аспекте отнесены стилемы (обобщенное название указанных выше единиц, обладающих прагматическим эффектом (экспрессивности, эмоциональности, оценочности, стилистической маркированности), а также такие более сложные единицы, как стилистические приемы и типы выдвижения (конвергенция, сцепление, повтор, обманутое ожидание).
В экстралингвистическом аспекте в рамках информативно-смыслового уровня выделены: предметно-логический (денотативный), тематический, сюжетно-композиционный подуровни. Предметно-логический (денотативный) подуровень рассмотрен как формирующийся из воплощенных в тексте реалий разной степени обобщения и конкретности: от денотата, системы денотатов до целостного художественно воплощенного в тексте (если он художественный) фрагмента действительности. В качестве единиц собственно логического плана художественного текста з аспекте восприятия рассмотрены: первичные конкретно-чувственные представления — вторичные образы (представления) — понятия — система понятий — формирование логико-философского каркаса целого текста.
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
Предметно-логический подуровень текста соотнесен с другими подсистемами информативно-смыслового уровня, в частности с тематическим.
В рамках тематического подуровня в качестве единиц текста выделены соответственно: элемент микротемы; микротема; субподтема; тема; тематический блок, дискурс (совокупность речевых проявлений действующего лица и сопутствующих им обстоятельств), создающие в сознании читателя общую тематическую структуру текста. Сюжетно-ком-позиционный подуровень рассмотрен как складывающийся из последовательности описываемых фрагментов ситуаций, событий, эпизодов и их системы, формирующих в конечном счете композиционную структуру всего произведения. Единицы этого подуровня реализуются в разных по объему отрезках текста.
Единицы различных подуровней прагматического уровня рассмотрены, во-первых, как отражающиеся в сознании читателя в иерархии идей и образов: от микроидеи до целостного концепта текста и от микрообразов до системы художественных образов и глобального художественного образа мира в рамках целого художественного произведения. Во-вторых, в лирическом произведении особую значимость имеет эмоциональный подуровень, в качестве единиц которого рассмотрены эмо-темы (лингвистически репрезентированные сигналы эмотивности). Система эмотем формирует в сознании читателя представление об эмоциональном тоне, который может варьироваться и формировать общую эмоциональную тональность произведения. Единицы идейного подуровня образуют иерархию от микроидей до общего концепта текста.
Если по горизонтали единицы прагматического уровня в экстралингвистическом плане связаны иерархическими отношениями, то по вертикали их отличают более сложные отношения. Помимо относительной ассоциативной корреляции можно говорить о взаимосвязи единиц эмоционально-образного и идейного подуровней в аспекте «форма — содержание».
Предложенная в пособии комплексная модель системно-структурной организации текста в коммуникативно-деятельностном аспекте отражает двуединую природу текста и единиц, имеющих лингвистическую и экстралингвистическую сущность. Важнейшие элементы текста представлены здесь в их взаимосвязи с ориентацией на целостность текста с позиций автора и воспринимающего субъекта (читателя, исследователя). Воплощенный в такой модели комплексный подход к тексту создает предпосылки для его объективной интерпретации.
Анализ текстообразующих возможностей разных единиц языка показал, что все они участвуют в порождении текста, однако их тексто-образующий потенциал и «радиус действия» различны в перспективе целого произведения. Под перспективой текста понимается рассмотрение его единиц и частей с точки зрения их участия в текстовом развер-
397 Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование
тывании в соответствии с содержательным планом текста, интенцией автора и коммуникативной стратегией произведения.
Локальным радиусом действия обычно обладают «малые» текстовые единицы, хотя имеются и исключения. Текстообразующие возможности звуковых единиц и их комплексов (ономатопея, звуковой символизм) связаны с рождаемыми ими ассоциациями и смыслами. Тексто-образующий потенциал морфем проявляется в их повторе, синонимии и сопряжении на основе эмоционально-оценочной и стилистической окраски. Особенно это характерно для авангардных текстов (текста-зауми, текста-палиндрома, текста, содержащего слова-неологизмы словообразовательного происхождения) и для различных текстовых проявлений языковой игры.
Самыми большими текстообразующими возможностями обладает слово. Благодаря многообразным ассоциативным связям (референтным, лпуативно-тематическим, парадигматическим, синтагматическим, когнитивным, культурологическим и др.) оно участвует в формировании разных уровней текста (предметно-логического, тематического, эмоционального, гюразного). Текстообразующие возможности слова связаны с его коммуникативным потенциалом. Он определяется как закрепленная в сознании =>:сителей языка благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в хществе традиции употребления потенциальная способность слов пря-*: или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения, геэедавая «квант» знания о явлениях реального мира или сознания и переделенный прагматический заряд (он может быть и нулевым).
Текстообразующие возможности предложений / высказываний, согласно денотативному направлению в изучении семантики предложе-шя. обусловлены их способностью соотноситься с определенными си- и отражать координацию их элементов. «Семантический ра- та^ещтожеташ зависит от его структурно-семантической :рганизации, инициальности позиции, соотпес^^о^^^^ъ«\вт^^^&5»л композиционно-смысловым звеном текста (С.Г. Ильенко).
Текстообразующий потенциал сложного синтаксического целого в грамматике текста рассматривается как обусловленный тема-рематичес-згами отношениями в рамках текстовых фрагментов.
Категории и факторы текстообразования рассмотрены как причины, условия, определяющие и стимулирующие отбор и организацию языковых средств, необходимых для построения текста (Н.А. Купина). К основным категориям текстообразования отнесены образ автора и эбраз адресата.
В дополнение к имеющимся факторам текстообразования (объективным и субъективным, лингвистическим и экстралингвистическим), заявленным М.Н. Кожиной, В.А. Кухаренко, Н.А. Купиной, нами вы-
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
делены ассоциативные нормы и пресуппозиция (фоновые знания), а также стилистические приемы и типы выдвижения.
К объективным лингвистическим факторам текстообразования отнесены: языковая норма; функциональный стиль; тип изложения. Среди субъективных лингвистических факторов названы языковые средства, организованные особым образом (ключевые слова, заглавия, тематические группы, стилистические приемы, типы выдвижения).
Среди объективных экстралингвистических факторов текстообразования выделены: ситуация (фрагмент действительности, который отражен в тексте), жанр, ассоциативные нормы, пресуппозиция (фоновые знания).
К субъективным экстралингвистическим факторам текстообразования в эстетической сфере отнесены: характер ситуации (реальная, условная); личность автора; идейно-эстетическая направленность произведения (эмоциональный тон, образный строй, сюжетно-композицион-ные особенности, идея).
При рассмотрении текста как структурно-семантического образования за основу взято понятие «семантического признака» представленной в тексте реалии. В итоге текст как структурно-семантическое образование предстает в виде сети семантических признаков разных рангов и уровня обобщения. Семантические признаки разных рангов и уровня обобщения рассмотрены в книге как закодированные вербально информативные сигналы различных реалий мира, воплощенного в тексте (от отдельных элементов до ситуаций, эпизодов, событий и т.д. в иерархии расширяющихся контекстов). Установлено, что связывающие различные семантические признаки отношения дополнения, усиления и контраста коммуникативно значимы на разных этапах смыслового развертывания текста и реализуются в лексических структурах разных типов. Эти типы, выделенные в пособии по ряду критериев, по-разному организуют смысловое развертывание текста.
К наиболее значимым экстралингвистическим параметрам в анализе текста, наряду с уже рассмотренными экстралингвистическими факторами текстообразования, отнесены фактор адресата, личность автора, социально-исторический и культурный контексты эпохи.
Наряду с рассмотрением различных теорий смыслового восприятия текста (М. Минского, И.А. Зимней, А.А. Брудного, О.Л. Каменской и др.), в книге представлена концепция, опирающаяся на теорию регу-лятивности, теорию текстовых ассоциаций и смыслового развертывания текста, разработанная в рамках коммуникативной стилистики текста. Суть концепции заключается в том, что на основе регулятивной макроструктуры текста стимулируется ассоциативная деятельность адресата, в процессе которой происходит смысловое развертывание текста в сознании читателя. При этом важна структура различных кодов текста (языкового, предметного, сюжетно-композиционного, образно-
Раздел III.Структура текста и факторы текстообразования
коммуникативного обучения и компьютерных технологий. Текстоведе-ние как относительно молодая интегративная область знания, несомненно, нуждается в дальнейшей разработке. Это касается как общей и частной теории текста, так и учебно-методических аспектов преподавания ее в школьной и вузовской практике. Теория текста и практика обучения текстовой деятельности, несомненно, займут заметное место в лингвистике и сфере образования в новом тысячелетии.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ III
1. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и
аспекты анализа: Учебник для вузов. М.: Академический проект; Екате
ринбург: Деловая книга, 2004.
2. Бахтин ММ. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гума
нитарных науках: Опыт философского анализа // Русская словесность: Ан
тология / Под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Асайепна, 1997. С. 227—249.
3. Болотнова Н.С., Безменова Л.Р. и др. Основы текстоведения в школе:
Кн. для учителя. Томск, 2000 [а].
4. Болотнова Н.С., Бабенко ИМ., Васильева А.А. и др. Коммуникативная сти
листика художественного текста: лексическая структура и идиостиль.
Томск, 2001 [а].
5. Волгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос, 2003.
6. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.М.: На
ука, 1981.
8. Ипполитова НА. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.:
Флинта, 1998.
9. Ильенко С.Г. Русистика: Избранные труды. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Гер
цена, 2003.
10. |
Казарин Ю.В. Поэтический текст как система. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. ун-та, 1999.
12. |
11. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2004. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М.: Высш. шк., 1992.
18. 19. 20. 21. 22. |
13. Купина НА. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980.
14. Купина НА., Николина Н.А. Филологический анализ художественного тек
ста: Практикум. М.: Флинта: Наука, 2003.
15. Лотман ЮМ. Структура художественного текста. М., 1970.
16. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
17. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983.
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Рус. яз., 1988.
Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980.
Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов. М.: Едиториал УРСС, 2002. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М., 1987. Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика). М., 1988.