Лингвистическая периодизация (грамматическая) по А.Н. Гвоздеву

Период Под- период (этап) Воз- раст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слова Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предложений Грамматический строй Существи- тельные Глаголы Прилага- тельные Местоимения, наречия Служебные части речи Звуки Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней Однословное предложение 1г. 3 м. 1г. 8 м. отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов) Нет Несколько названий лиц, предметов (22 слова) Несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов) Нет Нет Нет Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га». а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь. Нет Нет
Предложения из двух слов-корней. 1г. 8 м. Объединяет в одном предложении два аморфных слова Нет Несклоняемые Неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай». Нет Нет Нет Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных часто путается один из слогов. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный Появляется в середине некоторых слов: льк, ськ, цьк, Нет
Усвоение грамматической структуры предложения Первые формы слов 1г.10м. 2 года Рост предложения до 3-4 слов Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично. Разграничено начинают употреблять следующие падежи: винит. с окончанием–у; Именит. мн.ч. с окончанием –ы, -и(фонетич. всегда и); Иногда предложный с окончанием–е Суффиксы уменьшительности Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки. Появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице) Нет предлогов и союзов. Частицы: ка, да, то, не В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу),может сохраняться количество слов в четырех -сложных словах К 2 годам твердые: н, т, д Боль-шинство стечений заме-щаются одним звуком Нет
Усвоение флексой системы языка 2 года 2 г. 6 м. Дальнейший рост простого предложения Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами. Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам,вилкам». Суффиксы –ок, -чик и др. Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн.числе –ы (фонетически –и). Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род. 23 прилагательных. Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит.падеж Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. Появляются предлоги: в. на, у, с. Союзы: и, то ,а, потому что, тогда, когда. В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки. Твердые с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуляционно близких звуков. Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. Нет
Усвоение служебных частиц речи 2 г. 6м. 3 года Развитие сложного предложения Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода. Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа: -ов, -ами, ах. Начинается влияния окончания ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а. (рога, стулья); суффиксы увеличенности, принадлежности. Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело». С 3-х лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. Ч, ш, ж, щ,твердыйц Заканчивается усвоение групп согласных Нет
Усвоение морфологической системы русского языка   3 года 4 года Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы. Продолжается влияние окончания –ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении. Часто нарушается чередование в основах. Частицы неопускаются. Неологизмы с использованием приставок. Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. Усваиваются сравнительные степени наречий. Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица: бы при усвоенном наклонении. Звуковая сторона речи усвоена После 3-х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов.
  4 года 6 лет Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который. Усваиваются все частные грамматические формы. Овладевает окончательно всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. Нарушается чередование в основах глагола при создании новых форм. Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. Употребляется одно деепричастие сидя Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.   С 4-х лет 6 мес. Попытка объяснить слова на основе их значения («детские этимологии») С 5-ти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.

Наши рекомендации