Синтаксическая классификация языков

Содержание

Введение …………………………………………………3

Предмет синтаксиса

Синтаксическая классификация языков

Синтаксические универсалии

Заключение

Литература

Введение

Человеческий язык, как и всякий сложный механизм, состоит из относительно независимых друг от друга компонентов. С древнейших времен языковеды выделяют в языке по меньшей мере три таких компонента — фонетику, грамматику и лексику. Грамматикой, или грамматическим строем, называется тот компонент языка, который обеспечивает выражение наиболее часто повторяющихся значений и использует для этого иерархически организованные конструкции, построенные в соответствии с ограниченным числом правил.

Таким образом, грамматика имеет дело не только с отдельными словами или частями слов (морфемами), но, главным образом, со способами их соединения в более сложные единицы, причем с такими, которые связаны с выражением самых частых семантических признаков (“действие”, “состояние”, “вопросительность”, “время”, “число”, “лицо” и т. п.). Из всех факторов речевой деятельности грамматика своей предсказуемостью и регулярностью в наибольшей степени напоминает природные явления.

Словом “грамматика” называют также раздел лингвистики, в котором изучается грамматический строй языка. “Синтаксисом” может называться и соответствующий раздел “грамматики” во втором значении.

Фонемы, аффиксы и наиболее употребительные слова образуют в языке конечные множества. Синтаксис, однако, имеет дело с потенциально неограниченным множеством предложений. Люди, как правило, не употребляют в своей речи новых фонем, морфем и слов, пользуясь уже имеющимися в языке. Однако носитель языка производит и воспринимает за свою жизнь огромное множество предложений, которые ни разу до того не были произнесены или написаны. Таким образом, в синтаксисе проявляется творческий аспект языка.

Предмет синтаксиса

Синтаксис, раздел граматики , изучающий внутреннюю структуру и общие свойства предложения. Основоположником принято считать греческого грамматика А. Дискола (II в.). В ходе развития лингвистической мысли содержание и удельный вес синтаксиса в описании языка менялись. В ранней лингвистической традиции под синтаксисом подразумевалось учение о предложении и его частях. Анализ предложения осуществлялся во всеобщих понятиях логики (учение о членах предложения). Категории синтаксиса, в отличие от морфологических форм, считались универсальными. Таким образом, синтаксис изучал содержащиеся в предложении мысли, т. е. смысловую сторону речи, и противопоставлялся фонетике и морфологии, изучающим сторону выражения. Позднее эта линия развития привела к пониманию синтаксиса как раздела грамматики, в котором явления языка рассматриваются в направлении от значения (функции) к форме.2 Поскольку предметом синтаксиса считалось актуальное содержание предложения, он иногда отождествлялся с методом синхронного (см. Синхрония) анализа и противопоставлялся диахроническому (см. Диахрония) подходу к языку.3 Во 2-й половине XIX в. в связи с пробуждением интереса к национальной специфике языков и переносом центра тяжести на морфологию синтаксис стал определяться как учение о функциях в предложении классов слов или частей речи.Синтаксис частей речи был продолжением морфологии. За его пределами, однако, оставались все явления, характеризующие предложение как целостную единицу. Они рассматривались как своего рода приложение к синтаксису частей речи, органически с ним не связанное. Стремясь преодолеть непоследовательность в членении грамматики, нем. учёный И. Рис определял систаксис как учение о сочетаниях слов, описываемых со стороны формы и содержания. Рис противопоставлял синтаксис учению о слове. Направление, начатое Рисом, было продолжено В. Матезиусом, определившим синтаксис как учение о средствах и способах комбинации номинативных единиц (см. Номинация). В этом же духе представляли себе предмет синтаксиса и многие другие лингвистические школы 1-й половины 20 в. Так, сторонники формальной и структурной грамматики понимают синтаксис как учение о сочетательных (комбинаторных, валентностных, реляционных) способностях слова — синтагматический синтаксис. Дескриптивисты (см. Дескриптивная лингвистика) видели задачу синтаксиса в изучении аранжировки слов (или морфем) в высказывании — дистрибутивный синтаксис. Представители логических и психологических направлений в грамматике (шире — сторонники содержательного подхода к языку) разрабатывают ситаксис как учение о предложении (высказывании). Невозможность ни исключить из описания языка один из этих двух аспектов, ни привести их к общему знаменателю имела своим следствием помещение в синтаксис двух самостоятельных, внутренне не объединённых разделов: учения о сочетательных потенциях слова и учения о предложении. Синтаксис трактуется как «учение о слове в предложении и о предложении в целом».4 Различие между этими частями синтаксиса обнаруживает себя через оппозицию двух видов изучаемых в них единиц: словосочетания — номинативной единицы, функционально эквивалентной слову, и предложения — предикативной, коммуникативной единицы.

Синтаксическая классификация языков

Классификация языков по синтаксическим типам опирается на важнейшие признаки семантической и формальной структуры главных членов предложения.
В языках номинативного типа предложение основано на противопоставлении подлежащего (субъекта действия) и дополнения (объекта действия).
В номинативных языках различаются переходные и непереходные глаголы, именительный и винительный падежи существительного, прямое и косвенное дополнения. В глагольном спряжении используются субъектно-объектные ряды личных аффиксов.
К этому типу относятся индоевропейские, семитские, дравидийские, финские, тюркские, монгольские, тайские языки, японский, корейский и китайский.
В языках эргативного типа предложение строится на противопоставлении не субъекта и объекта, а так называемого агентива (производителя действия) и фактитива (носителя действия).
В языках этого типа различаются эргативная и абсолютная конструкции. В предложении, имеющим прямое дополнение, подлежащее стоит в эргативном падеже, дополнение – в абсолютном. В предложении без дополнения подлежащее стоит в абсолютном падеже.
Подлежащее при непереходном действии совпадает по форме (абсолютный падеж) с объектом переходного действия.
Существительное в форме эргативного падежа обозначает кроме субъекта переходного действия также косвенный объект (часто инструмент действия). В эргативных языках глаголы делятся на агентивные и фактитивные, в склонении существительного различаются абсолютный и эргативный падежи, в предложении могут быть эргативное и абсолютное дополнения. В спряжении глаголов есть эргативный и абсолютные ряды личных аффиксов.
К эргативному типу относятся баскский, абхазо-адыгские, нахско-дагестанские, многие папуасские, австралийские, чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские и многие индейские языки.
В языках активного типа грамматически выражена категория активности / неактивности субъекта.
В языках этого типа имена делятся на активный и инактивный классы, а глаголы на активные и стативные. Существительное различает активный / инактивный падежи, у глагола есть активный и инактивный ряды личных аффиксов. Дополнения бывают ближайшими и дальнейшими.
К этому типу относятся языки на-дене, сиу, гуарани, эламский.
В языках классного типа структура предложения опирается на обозначение именных классов во всех членах предложения.
В этих языках существительные распределены по классам, которые обозначены специальными аффиксами.
К языкам этого типа относятся суахили, зулу, конго.

Наши рекомендации