Аэродромы

Лекция14

В состав аэропорта входят аэродром, специальные наземные сооружения и здания, световое и радиотехническое оборудование и др.

Собственно аэродромом называют земельный участок, таким образом подготовленный и оборудованный, что он обеспечивает взлет, посадку, руление и техническое обслуживание самолетов.

В зависимости от своего назначения все авиалинии делятся на международные и внутригосударственные, а последние — на магистральные (государственные) и местные. В соответствии с этим и аэропорты по своему назначению делятся на международные, государственные и местные. По своему совершенству и оборудованию международные и государственные аэропорты должны обеспечивать нормальную эксплуатацию современных тяжеловесных скоростных самолетов, тогда как местные — эксплуатацию самолетов легких и средних типов.

Аэродромы в свою очередь (и часто независимо от аэропортов) подразделяются на следующие группы: внеклассные и 1— V классов. По своему назначению различают аэродромы транспортные, специального применения (сельскохозяйственной и лесной авиации, медицинской помощи, аэрофотосъемки и т. п.), заводские (для летных испытаний), школьные (учебные) и клубно-спортивные. По длительности использования аэродромы делятся на постоянные и временные, а по видам обслуживания летно-эксплуатационной работы самолетов — на базовые (где базируются летные подразделения и ведется капитальный ремонт самолетов), начальные или конечные (начинаются или заканчиваются полеты по определенному маршруту), промежуточные и запасные.

Исходя из особенностей движения самолета при взлете и посадке аэродром должен удовлетворять следующим условиям: 1) иметь достаточно большой участок земли для оборудования его для безопасного взлета и приземления самолетов с большими скоростями (250—300 км/час); 2) иметь на сопредельных участках воздушное пространство, свободное от препятствий, для безопасного набора высоты при взлетах и снижения перед посадкой. В связи с этим в аэродромах различают территорию собственно аэродрома и примыкающую к ней территорию. К последней относятся воздушные подходы к аэродрому, зоны ожидания (для ожидания разрешения на посадку) и т. п.

В территорию собственно аэродрома входят летная зона и зоны застройки (служебной и жилой). Главной частью аэродрома является летная зона, включающая в себя летное поле, полосы безопасности и полосы воздушных подходов.

Летное поле — это территория, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки самолетов.

Полосы безопасности представляют собой участки, окаймляющие летное поле и позволяющие самолету использовать их для руления (концевые) или при отклонениях от движения по взлетно-посадочной полосе (боковые). Капитальность и размеры полос безопасности зависят от категории аэродрома и типов самолетов, его использующих.

Полосы воздушных подходов — это участки, расположенные по оси летной полосы, но уже за пределами собственно территории аэродрома. В пределах этих полос не должно быть никаких возвышающихся препятствий, которые могли бы создать опасность для самолетов, взлетающих или идущих на посадку. Ширина таких полос, как и длина, зависит от категории аэродрома и для внеклассных достигает десятков километров (длина до 50 км). Специальных инженерных сооружений, если не считать осветительных устройств, в пределах полос воздушных подходов не создают.

Необходимое минимальное расстояние от аэродрома до городской застройки зависит от класса аэродрома и типа самолета и составляет не менее 30 км для внеклассных, 20—10 км для II и III классов и не менее 5 км для аэродромов еще более низкого класса.

Наши рекомендации