Упражнение 14. Установите несостоятельность аргументов, запишите схему

Установите несостоятельность аргументов, запишите схему.

Образец:

а) записываем задачу, находим тезис (Т) и аргументы (а,, а2, а3... ап): В суждении <Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок* распределены субъект и предикат (Т), так как и субъект, и предикат в общеотрицательных суждениях распределены fafj, данное же суж­дение является общеотрицательным (a2j;

б) устанавливаем связь между тезисом и аргументами: ai, а2 -> Т;

в) устанавливаем истинность или ложность аргументов:

а, - «Субьект и предикат распределены в общеотрицательных суждени­ях- - истинен, соответствует правилам распределенности терминов в суж­дениях;

аг - «Данное суждение является общеотрицательным» - ложен. (Несо­стоятельность аргументов обосновывается так же, как и несостоятель­ность тезиса, по схемам, приведенным в упражнении 12);

г) записываем схему:

а2 -»Т, 1 а2

1т '.

Ложность аргумента приводит к необоснованности тезиса. (Рассуждение идет по неправильному модусу условно-категорического умозаключения.)

14.1. Определение «Неосторожное преступление - это преступление, совершенное по неосторожности» - ошибочно, так как наруше­но одно из правил определения понятий: члены определения должны исключать друг друга.

14.2. Это не может не быть правдой, потому что это истина.

14.3. Куры летают, так как куры - птицы, а все птицы летают.

14.4. Хитров не совершал кражи, так как кража - тайное похищение личного имущества, а он унес компьютер из своего учреждения.

14.5. Пьер Леже - веселый, остроумный человек, ибо он француз, а все французы веселы и остроумны.

14.6. Какую ошибку в рассуждении допустила одна из героинь А. Н. Островского, утверждая: «Благородного человека сейчас видно: у него все поступки благородные».

14.7. Утверждение «Иванов - студент юридического вуза», следую­щее из посылок «Иванов мог поступить в юридический или пе­дагогический вуз», «Он не поступил в педагогический», - недос­товерно, потому что нарушено правило отрицающе-утвер-152

Глава 6. Логические основы аргументации

ждающего модуса разделительно-категорического силлогизма -разделительная посылка не является строгой дизъюнкцией.

14.8. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери; «Все го- I ворят: нет правды на земле».

14.9. Молодежь должна учиться, так как ученье - свет, а неученье -тьма.

14.10- Семенов - истинный интеллигент, он закончил институт, а ка­ждый человек, имеющий высшее образование, интеллигентен.

14.11. «Машенька. Но почему же вам непременно угрожает опас­ность. Турусина.О чем же ты спрашиваешь, я не понимаю? Ты сама видела в самых воротах нам перешла дорогу какая-то женщина» (А. Н. Островский).

14.12. Понятия «студент» и «спортсмен» находятся в отношении под­чинения, так как в это отношение вступают понятия, объемы которых пересекаются.

14.13. Если какое-либо художественное произведение высоко оцени­вается большинством москвичей, оно обладает несомненными художественными достоинствами. Произведения ЧеЙза-- вы­сокохудожественны, ибо они получили высокую оценку боль­шинства москвичей.

14.14. Суждение «Любая захватническая война - несправедлива» яв­ляется общеотрицательным, потому что по количеству оно об­щее, а по качеству - отрицательное.

14.15. Заключение «Петров - студент МГЮА», вытекающее из посы- ж лок «Все студенты МГЮА изучают логику», «Петров - изуча­ет логику», - достоверно. Его достоверность основана на том,

что заключение строится по первой фигуре простого категори­ческого силлогизма,.правила которой соблюдены: большая по­сылка - общее суждение, меньшая - утвердительное.

Упражнение^

Установите несостоятельность демонстрации, запишите схему. Образец:

а) записываем задачу, находим тезис (Т), аргументы (ai... aj: <Судья Пас­тухов может участвовать в рассмотрении данного дела (Г), потому что он не является потерпевшим (а,/ А нам известно, что судья не может участ­вовать в рассмотрении дела в том случае, если он является потерпевшим*

б) выявляем логическую связь между тезисом и аргументами (at, аг):

6.4. Правила и ошибки в аргументации

аг - Судья не может участвовать в рассмотрении дела (д), если он являет­ся потерпевшим (р), (р ~> q); а, - Судья Пастухов не является потерпевшим (]р); Т - Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (1 q); в) записываем схему:

Lt;

Рассуждение идет по неправильному модусу условно-категорического умозаключения - от отрицания основания flp) к отрицанию следствия Л*

Аргументация, построенная по неправильному модусу, не позволяет полу­чить достоверного заключения.

15.1. Антонов - голубоглазый человек, поэтому со всей определенно­стью можно сказать, что он уроженец Севера, потому что боль­шинство северян - голубоглазы.

15.2. Во время отпуска мой друг мог поехать и в Омск, и в Иркутск. Я думаю, что он не был в Иркутске, так как почти две недели провел в Омске.

15.3. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери:

Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Что пользы в нем?

15.4. Студенты нашей группы Андреев и Павлов плохо подготови­лись к экзамену по экономической теории и не сдали его; со­вершенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по логике.

15.5. Около двадцати студентов МГЮА успешно выступили с докла­дами на научной конференции. Этот факт убедительно свиде­тельствует о том, что большинство студентов МГЮА занимают­ся научной работой.

15.6. - Тотчас же королева

Пошла к его величеству И, будто между прочим Сказала невпопад: Ах, да, мой друг, по поводу Обещанного масла... Хотите ли попробовать На завтрак мармелад?

(Милн)154

Глава 6. Логические основы аргументации

15.7. Следствием установлено, что поджог склада могли совершить трое его рабочих - Адоскин, Борисов или Сергеев. На данном этапе расследования установлено полное алиби Сергеева. Из этого факта со всей очевидностью вытекает, что преступление совершено Адоскиным и Борисовым.

15.8. Если человек имеет .неустойчивую нервную систему, то он спо­собен на преступление. Андреев совершил преступление, следо­вательно, он имеет неустойчивую нервную систему.

15.9. Какая ошибка допущена в следующем софизме: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего».

15.10. Несомненно, что Древняя Греция дала миру многих выдаю­щихся философов. Свидетельство тому - философское насле­дие Аристотеля.

15.11. Для меня очевидно, что Николаев не может знать и любить ни музыку, ни поэзию. Я исхожу из того, что человечество делится на «физиков» и «лириков». Николаев же работает в области точных наук.

15.12. «Как вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтись?» (Чехов).

15.13. Иванов и Сидоров учатся в одной группе, неплохо успевают по всем предметам, любят музыку. Иванов - хороший спортсмен. Несомненно спортом занимается и Сидоров.

15.14. «Если бы никто не совал носа в чужие дела, - проворчала Гер­цогиня, - мир завертелся бы куда быстрей, чем сейчас. -Ну и что же тут хорошего? - с готовностью подхватила Али­са... - Представляете, какая бы началась путаница? Никто бы не знал, когда день, когда ночь. Ведь тогда бы от вращения... -Кстати, об отвращении! - сказала Герцогиня. - отвратитель­ных девчонок казнят! - Алиса испуганно покосилась на Пова­риху...*1.

15.15. Рассуждая по аналогии с правилами первой фигуры простого категорического силлогизма, с необходимостью приходим к выводу, что по правилам второй фигуры простого категори­ческого силлогизма - большая посылка должна быть общим суждением.

1 Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. М., 1977. С. 76.

Наши рекомендации