Пример задачи с разбором по алгоритму.

Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

к практическому занятию

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

Тема:Общая нозология. Реактивность и резистентность организма, их значение в патологии.

Цель занятия: изучить основные вопросы, входящие в раздел «Общая нозология». Уметь определять основные категории и понятия общей нозологии; использовать эти категории и понятия при патофизиологическом анализе типовых патологических процессов и/или форм патологии.

Задачи:

1.рассмотреть основные вопросы общей нозологии;

2. обучить принципам составления схем патогенеза;

3. изучить влияние реактивности и резистентности на развитие патологических процессов.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: понятие реактивности и резистентности как биологического явления.

После изучения темы: основные категории и понятия нозологии, этиологии, патогенеза, понятия реактивности и резистентности.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Разбирать задачи по теме: «Общая нозология».

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тест-контроль по теме.

2. Беседа по теме занятия.

1). Общая нозология. Отличие нозологии от патологии. Определения болезни. Понятие о норме и патологии. Характеристика основных категорий патологии:

-повреждение, виды повреждения и принципы его классификации;

-реакции – защитно-приспособительные и патологические, понятие об адаптации и компенсации;

-патологический процесс;

-патологическое состояние.

2). Этиология. Понятия причинности и детерминизма в этиологии.

3). Этиологический фактор и условия, их роль в возникновении болезни.

4). Принципы классификации этиологических факторов. Понятие о факторах риска. Роль социальных факторов, «болезни цивилизации».

5). Основные научные направления общей этиологии (монокаузализм, кондиционализм, конституционализм, теория факторов, теория социальной дезадаптации).

6). Общий патогенез: цепь патогенеза, характеристика элементов, входящих в цепь патогенеза на примере высотной болезни и других патологических процессов.

7). Понятие о нозологических формах, симптомах и синдромах. Стадии и исход болезни. Принципы профилактики и лечения болезней.

8). Реактивность и резистентность организма, их роль в патологии.

9) Роль наследственности в формировании реактивности и резистентности. Причины наследственных форм патологии. Патогенез наследственных форм патологии. Классификация наследственных форм патологии. Болезни с наследственной предрасположенностью.

Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1 (с примером разбора). Музыкант (пианист) легко поранил палец руки, где возникли явления воспаления. Есть ли у него болезнь? Ответ обосновать.

Ответ: у музыканта сформировался локальный патологический процесс (воспаление), а не болезнь, т.к. отсутствуют характерные признаки болезни: нет нарушений гомеостаза, не нарушена жизнедеятельность всего организма, не нарушены взаимоотношения с окружающей средой.

Задача №2. Недостаток витамина "С" в пище следует считать условием или причиной заболевания? Ответ обосновать.

Ответ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Дополнительная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

2. Патофизиология: учебник : в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Методические указания подготовлены:

ст. преподаватель Колодкина Е.В._____________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 2 от «14» сентября 2012 г.

Зав. кафедрой: ___________________________ А.П. Спицин

Наши рекомендации