Сертификационные органы и система аккредитации в ЕС
Однако принятия единых европейских законов и норм ещё недостаточно. Если каждое государство будет настаивать на том, чтобы выполнение этих нормативов проверялось по их собственным правилам, то экспортёрам всё равно придётся за это расплачиваться, а именно искать соответствующий испытательный орган, подавать заявку, иной раз годами ждать, идти на большие расходы. И всё это с неизвестным результатом. Кроме того, способы проверки соответствия также могут существенно различаться и приводить к разным результатам. А малейшее несоответствие может означать экономический отказ.
Поэтому взаимное признание испытаний и сертификатов является важнейшим предметом гармонизации.
Сертификационный орган (СО) - это юридически независимое предприятие, которое организует предусмотренные проверки каких-либо изделий или услуг (т.н. продукции) на их соответствие установленным техническим, нормативным или другим требованиям и на основании положительных результатов проверок выдает от своего имени документированное подтверждение - сертификат соответствия.
Каждый СО должен отвечать общим критериям, специально установленным для таких органов в европейских нормах EN 45011, 45012, 45013. Основные из них:
Для заявителей не должно быть препятствий в получении услуг СО;
В деятельности СО должны соблюдаться внепартийность и нейтралитет без какой-либо дискриминации в методах работы;
СО должен располагать специально обученным, компетентным персоналом, организовывать регулярное повышение его квалификации и документировать данные по квалификации персонала;
СО должен иметь руководителя, ответственного перед Контрольной комиссией (КК);
СО должен организовать КК, которая несет ответственность за его деятельность и составлена из представителей „заинтересованных кругов" (потребителей, гос.органов, стандартизаторов, науки, экономики). В задачи КК входит: определение политики деятельности, надзор за её осуществлением, контроль финансов, создание специализированных комиссий (при необходимости);
Организационная структура СО должна быть общественно открытой, т.е. должны публиковаться: органиграмма с иерархической структурой и распределением ответственности, данные о юридическом статусе, о формах финансирования, детальные описания систем сертификации, в которых ведется работа;
Должен вестись регистр по выдаваемым сертификатам, их перечень должен публиковаться;
Требуется, чтобы СО располагал Руководством по качеству и документированными Процедурами, в которых отражается выполнение вышеуказанных критериев.
Следует подчеркнуть, что действующие в европейских странах СО являются негосударственными предприятиями различных форм собственности. В большинстве случаев это общества с ограниченной ответственностью. Общей европейской крышей для всех СО является ЕОТС (Европейская организация по испытаниям и сертификации). Эта организация была создана совместно Комиссией ЕС, Секретариатом европейской зоны свободной торговли (EFTA) и Европейскими комитетами по стандартизации CEN/CENELEC.
ЕОТС имеет трёхступенчатую структуру:
Во главе стоит Совет. Он выполняет, в основном, координирующую функцию. Кроме того, он призван следить, чтобы учитывались интересы всех кругов.
Далее располагаются комиссии по подразделениям и по специализации, в которых обсуждаются конкретные вопросы деятельности.
Базис образуют согласительные группы, в которых объединяются СО и ИЛ по определенным видам продукции для совместной работы. В них заключаются соглашения по сертификации и испытаниям.
Для осуществления своей деятельности как компетентного и признанного органа по сертификации СО должен получить аккредитацию, т.е. формальное признание третьим лицом (т.н. органом по аккредитации) его компетенции выполнять соответствующие виды сертификации.
С этой целью в каждом европейском государстве созданы национальные системы аккредитации СО и испытательных лабораторий (ИЛ). Несмотря на организационные различия этих систем в разных странах, все они подчиняются общим требованиям, которые определены в Директивах Комиссии ЕС и европейских нормах серии EN 45000.
В частности, один из руководящих принципов гласит: система аккредитации должна быть плюралистической, а ни в коем образе централизованной и стоящей целиком под надзором государства.
Поэтому, с одной стороны, существуют органы по аккредитации в виде негосударственных предприятий, работающие в условиях рыночной экономики на общепринятых договорных началах. С другой стороны, государство создает свои органы по аккредитации для защиты правовых интересов в тех сферах, которые подлежат государственному регулированию.
Различные органы по аккредитации в каждой стране, как правило, объединены в национальную систему одним координирующим органом – советом.
СО или ИЛ, аккредитованные в одной из стран ЕС, автоматически получают признание своих сертификатов среди остальных членов содружества. Это обусловлено принятой Комиссией ЕС в июле 1989 года Глобальной концепцией по сертификации и испытаниям промышленной продукции, утверждающей, что испытания и сертификаты одной из стран-членов ЕС признаются во всех остальных. Причем, здесь нет никакой принципиальной разницы между законодательно регулируемыми и нерегулируемыми областями.
В законодательно нерегулируемых областях ни сертификация, ни аккредитация СО не требуются с точки зрения государственных законов. Они выполняются добровольно, а их вынужденность вызвана лишь условиями конкурентной рыночной борьбы. Сертификация в этих областях ведется, как правило, на соответствие определенным национальным или европейским техническим нормам по желанию заявителя.
В законодательно регулируемых областях должна обязательно проводиться сертификация аккредитованными СО на соответствие гармонизированным европейским нормативам - Директивам ЕС, утверждённым Комиссией ЕС. СО в этих областях не являются государственными, однако, органы по их аккредитации обычно имеют государственную ориентацию.
Если СО аккредитован национальным органом по аккредитации в законодательно регулируемых областях, то он может быть нотифицирован Комиссией ЕС.
Нотифицировать - формально зарегистрировать СО через Комиссию ЕС в официальном перечне ЕС с присвоением соответствующего номера. Для этого СО подаёт заявку в свой правительственный орган, который через своё постоянное представительство в Брюсселе официально сообщает Комиссии ЕС, что данный национальный СО в своей деятельности отвечает всем указанным в Директивах ЕС требованиям.