Слово-помощник луна. На луне.

Русский язык

Тема.Правило правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Ход урока.

Организационный момент

1.Приветствие.Мотивация.

(На доске стихотворение)

Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал.
Очень я хочу учиться,

Не лениться, а трудиться

- Ребята, прочитайте стихотворение на доске. Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением поднимите руку ? Кто не хочет лениться, а хочет трудиться и узнать что-то новое?

ΙΙ. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока.

Представление существительного как части речи

-Для того, чтобы провести исследование, нам нужно подготовиться к нему. Какую часть речи мы изучали на протяжении последних уроков. (Игра «Пересадки»)

( Имя существительное.)

- Сколько падежей в русском языке? (Шесть )

- Назовите падеж, который называют падеж – работяга? ( Творительный )

- Назовите непостоянные признаки сущ. (Падеж, число)

- Назовите падеж, у которого два предлога к, по. ( Д. п. )

- Какое правило написания ь у существительных после шипящих вы знаете? ( У существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.)

- Что такое склонение? (Изменение имён существительных по вопросам, или изменением по падежам и числам)

- Как правильно определять склонение?

(Обязательно ставить существительное в начальную форму)

2- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

− Как вы ее понимаете?

( Дети. Мы узнаем что-то новое. )

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок. Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому открываем тетради. Запишите число. Классная работа.

- Запишите эту пословицу. Выполните синтаксический разбор этого предложения и морфологический разбор слова жизни. (Два ученика работают у доски.)

( Проверка : Проверьте работу ребят у доски.)

Выпишите из пословицы в столбик имена существительные в начальной форме, определите у них род и склонение.

( Дети записывают слова: ДЕНЬ, ЖИЗНЬ. ЧАСТИЦА, МУДРОСТЬ.)

- Назовите, в каких словах написание окончаний может вызвать затруднение? Почему?

(Жизни, мудрости. Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)

- Может кто-то из вас догадался, как называется эта орфограмма? (Орфограмма называется безударные окончания имён существительных.)

- Вот вы и сделали своё первое открытие. Молодцы!

- А как проверить гласную в окончании? Можем сразу ответить на этот вопрос? Почему? (Нет, не знаем правило проверки.)

- Определите цель нашего урока. На уроке мы будем выводить правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Тема нашего урока: «Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных»

- Какую задачу мы поставим перед собой.

(Научиться применять правило и правильно писать безударные падежные окончания)

III Физкультминутка по профилактике нарушения осанки.

Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!

-Тихо сядьте за парты. Проверьте правила посадки.

IV Знакомство с новым материалом.

Работа над темой.

Решение проблемы.

1. Исследование.

- Проведём исследование. Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Просклоняйте имена существительные, впишите только ударные окончания, поставьте ударение.

Скл. Луна, земля

Скл. Конь, окно

Скл. Печь, степь.

-Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками? ( Учащиеся сравнивают ударные и безударные окончания и делают вывод, что слова-помощники имеют ударные окончания.)

- Какие вы знаете правила, где правописание безударных гласных проверяется ударением? (Безударные гласные в корне слова.)

в) – Сформулируйте самостоятельно правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Посоветуйтесь в группах и представители ваших «учёных советов» попробуют сформулировать правило.

( Высказывания «учёных»)

- Сравните свою формулировку с данной в учебнике: «Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении. Слова-помощники для проверки:

1скл. – луна, земля

2 скл. – конь□, окно

3 скл. - печь□, степь□

2.Выработка алгоритма.«Как нужно действовать , чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного».

- Попробуйте самостоятельно определить, как же нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении.

1) Ставлю существительное в … … и определяю … .

2) Подбираю … и ставлю … .

3) Пишу такое окончание, как … .

4) Проверяю: обозначаю орфограмму.

1). Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится: в тетрад… - ( что?) тетрадь□,3-е склонение.

2) Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму: степь – в степи

3) Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.

4) Проверяю написанное: в степи в тетради.

- Попробуйте применить этот алгоритм и вставить нужное окончание:

на пол□_, в дом□_, о стройк□_, к лошад□_.

- Какие окончания вставили? Почему? (Подобрали слова-помощники, поставили их в ту же форму и по ударному окончанию определили безударное.)

V Физкультминутка.

Упражнение «Задуй свечу»

VI Первичное закрепление.

1 Опираясь на знания алгоритма , проведём орфографическую минутку в виде небольшой викторины. Отвечайте на вопросы коротко- имена существительные с предлогами. Работаем по алгоритму, ребята комментируют окончания имён существительных.

Выполняем нужные действия и записываем в тетрадь.

Вопрос Предполагаемый ответ
Где восходит солнце? На востоке- восток, м. р. , 2 скл., на плече, на чём? П. П.
А где заходит? На западе
Где находятся два полюса земли ? На севере, на юге
На чём весной висят серёжки? На берёзе
На каких кустах сиреневые цветы? На сирени
В каком месяце заканчивается 2 четверть? В декабре

- Что объединяет данную группу? ( Это имена существительные в предложном падеже с безударным окончанием)

-Какое слово лишнее? ( В декабре, ударное окончание)

-Какую орфографическую задачу мы можем решить с помощью этого слова?

( Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения)

Работа парами.

-Мы узнали , как нужно действовать чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных. А теперь проверьте сами себя. Потренируйтесь в использовании алгоритма. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

На подушк□, без гореч□, для земляник□, у дочер□, без палк□, у дяд□, к соседк□, к мыш□ ( Выполняется парами с использованием алгоритма «Расскажи по схеме» и таблички «В копилку знаний» со словами-помощниками.)

Образец рассуждения:

на подушк□ (и или е?)

1. (Что?) подушка – 1-е склонение.

Слово-помощник луна. На луне.

3. Пишу: на подушке.

4. Сверяю: на луне.

- А как пишутся ударные и безударные падежные окончания, если склонения одинаковые? ( Они пишутся одинаково.)

- Значит , если в слове на луне ударное окончание –е, то и у слова на подушкебезударное окончание… (-е), так как падеж … ( один), склонение … (одно).

- Итак, ещё раз формулируем правило.

«Безударные падежные окончания имён существительных можно проверить ударным падежным окончанием того же типа склонения».

Проверка: Проверьте свою работу (е,и,и,и,и,и,е,и) Оцените свои знания на полях.

( Во время проверки учитель открывает запись, учащиеся исправляют свои ошибки. Выбранный способ контроля является целесообразным, соответствует индивидуальным, возрастным особенностям детей, особенностям класса)

-Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок.

-Молодцы!

-Что объединяет все слова между собой? (Во всех словах есть орфограмма – безударная гласная в окончаниях имен существительных. )

- Как проверить написание безударной гласной в окончаниях имен существительных?

(Учащиеся рассказывают правило.)

Работа над правилом.

1. Чтение правила в учебнике.

2. Ответы на вопросы.

- Какие слова-помощники вы запомнили?

- Для чего они нужны?

- Только ли этими словами можно проверить безударную гласную в окончании, как вы думаете? ( Предположения детей.)

- Выберите из следующих слов те, которые смогли бы выполнить роль помощников:курица, лиса, поле ( Это слово лиса)

- А почему вы так думаете, докажите.

( При изменении этих существительных по падежам окончания у них будут ударными, поэтому они могут являться словами-помощниками.)

Обозначение орфограммы.

- Как графически обозначается орфограмма безударная гласная в окончании существительного? Как вы думаете? ( В слове обязательно нужно поставить ударение, потом выделить окончание.)

- Правильно, ставится ударение, выделяется окончание и одной чертой

подчёркивается гласная.

- А как мы объясняем выбор буквы? (Определяем склонение, записываем слово-помощник в том же падеже, выделяем окончание, ставим ударение, подчёркиваем букву двумя чертами.)

5.Дидактическая игра по рядам «Кто быстрее.»

(Работа в динамическихпарах.)

( Каждому ученику раздается слово-карточка (количество карточек соответствует числу ребят на уроке):

о геро…,

в туман…,

у братишк..…,

на барабан…,

о львенк…,

в берет…,

к коров…,

о лыжник…,

Задания:

1. Прочитай слово.

2. Запиши в тетрадь слово , вставляя безударную гласную.

3. По сигналу учителя обменяйся карточками по кругу.

Проверка:

Ученики “по цепочке” называют слово и пропущенную безударную гласную.

( Карточки по количеству детей в ряду. У каждого ребенка карточка, которую он передает своему соседу.)

На ветк_ сирен_,

в театр_ на спектакл_,

из жизн_ девочк_,

от пристан_ до деревн_,

около грядк_ ,

по тропинк_ к дач_ ,

Наши рекомендации