Гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня

264. Основными фазами динамики работоспособности являются:

а) период врабатываемости;

б) период высокой, устойчивой работоспособности;

в) период снижения работоспособности;

г) период восстановления работоспособности.

265. Продолжительность отдыха, необходимого для восстановления
работоспособности, определяется:

а) степенью снижения функции;

б) характером выполняемой работы;

в) режимом дня учреждения;

г) материально-техническим оснащением учреждения.

266. Гигиенические мероприятия, направленные на профилактику переутомления, целесообразно проводить в следующей фазе динамики работо­способности: а) в фазе врабатываемости;

б) в фазе высокой, устойчивой работоспособности;

в) в начале периода снижения работоспособности (появление нестабиль­ности показателей) — в зоне начальной компенсации падения работоспособности;

г) в фазе снижения работоспособности — зоне «конечного порыва».

267. Признаками утомления детей и подростков являются:

а) снижение продуктивности труда;

б) вначале ослабление внутреннего торможения, а затем усиление;

в) вначале усиление внутреннего торможения, а затем ослабление;

г) появление астеноневротических реакций;

д) появление чувства усталости;

е) ухудшение регуляции физиологических функций.

268. Установите соответствие:
Показатель

Утомление

Переутомление

Признаки

А. Снижение продуктивности труда

Б. Астеноневротические расстройства

В. Снижение сопротивляемости организма

Г. Появление чувства усталости

Д. Быстрое исчезновение признаков утомления после отдыха

269. Наиболее рациональными мероприятиями по восстановлению
умственной работоспособности школьников являются:

а) активный отдых в условиях открытого воздуха;

б) пассивный отдых (чтение художественной литературы, просмотр телепередач);

в) занятия физкультурой в спортивном зале;

г) соблюдение гигиенических рекомендаций режима труда и отдыха.

270. Гигиеническими принципами составления расписания занятий являются:

а) учет трудности предмета;

б) учет физиологической кривой дневной и недельной работоспособности;

в) учет необходимости переключения видов деятельности;

г) расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни наивысшей работоспособности;

д) расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни начинающегося утомления;

е) расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни выраженного утомления.

271. Трудность предмета для учащихся определяется:

а) объемом и содержанием программы;

б) новизной предмета;

в) возможностью наглядного преподавания;

г) индивидуальными способностями учащихся;

д) местом в расписании;

е) подготовленностью и опытом преподавателя.

272. Гигиенически полноценное расписание должно быть в первую очередь составлено:

а) для 1-х классов;

б) для 3-х классов;

в) для 5-х классов;

г) для 7-х классов;

д) для 11-х классов.

273.Облегченным днем недели для учащихся начальной школы должен
быть:

а) понедельник;

б) вторник;

в) среда;

г) четверг;

д) пятница.

274. Облегченным днем недели для учащихся средних и старших классов
школы должен быть:

а) понедельник;

б) вторник;

в) среда;

г) четверг;

д) пятница.

275. Во вторую смену санитарными правилами запрещена организация
занятий для учащихся:

а) 1-х классов;

б) 3-х классов;

в) 5-х классов;

г) 10-х классов;

д) 11-х классов;

е) классов компенсирующего обучения.

276. Во вторую смену санитарными правилами запрещена организация занятий для учащихся школ с углубленным и расширенным содержанием обучения:

а) 1-х классов;

б) 3-х классов;

в) 5-х классов;

г) 10-х классов;

д) 11-х классов.

277. Сдвоенные уроки санитарными правилами допускаются:

а) в начальных классах для уроков рисования, труда;

б) в начальных классах для уроков физкультуры целевого назначения (плавание, лыжи);

в) для учащихся 5—9 классов по основным предметам;

г) для учащихся 5—9 классов для уроков физкультуры целевого назначения (плавание, лыжи), технологии;

д) для учащихся 10—11 классов по основным предметам.

278. Оптимальным вариантом расписания для учащихся 1 класса во вторник является:

а) физкультура, математика, чтение, русский язык;

б) чтение, русский язык, математика, физкультура;

в) математика, чтение, физкультура, русский язык;

г) математика, физкультура, русский язык, чтение.

279. Оптимальным вариантом расписания для учащихся 1 класса во вторник является:

а) ритмика, математика, чтение, русский язык;

б) чтение, русский язык, математика, ритмика;

в) математика, чтение, ритмика, русский язык;

г) математика, ритмика, русский язык, чтение.

280. Оптимальным вариантом расписания для учащихся 1 класса во вторник является:

а) труд, математика, чтение, русский язык;

б) чтение, русский язык, математика, труд;

в) математика, чтение, труд, труд;

г) математика, чтение, труд, русский язык.

281.Установите соответствие:

1) Положительные стороны организации занятий по 5-дневной учебной неделе

2) Отрицательные стороны организации занятий по 5-дневной учебной неделе

A. Увеличение объема дневной нагрузки
Б. Уменьшение объема дневной нагрузки

B. Нарушение динамического стереотипа
Г. Упрочение динамического стереотипа

Д. Увеличение времени для отдыха, семейных и культурно-массовых мероприятий

282. Гигиенически рациональным является непрерывная продолжительность учебных занятий не более:

а) 2—3 недель;

б) 6—7 недель;

в) 10—12 недель;

г) 13—14 недель.

283. Максимально допустимая учебная недельная нагрузка в часах при 5-дневной учебной неделе должна быть:

а) больше, чем при 6-дневной неделе во всех классах;

б) меньше, чем при 6-дневной неделе во всех классах;

в) больше, чем при 6-дневной неделе только в 10—11 классах;

г) меньше, чем при 6-дневной неделе только в 10—11 классах;

д) одинаковой.

284. Наиболее утомительным предметом для первоклассников является:
а) математика;

б) письмо;

в) чтение;

г) ручной труд;

д) физкультура.

285. Наиболее трудными, по ранговой шкале И.Г. Сивкова, для 5—11 классов являются:

а) математика;

б) русский язык для национальных школ;
и) иностранный язык;

г) история;

д) родной язык, литература.

286. Вариативность образования обеспечивается наличием в учебных планах:

а) общеобразовательного базового компонента (федерального);

б) регионально-национального компонента;

и) компонента, определяемого учителями, учащимися и родителями (школьного);

г) творческого компонента.

287. Часы факультативных занятий должны входить в объем предельно
допустимой нагрузки учащихся:

а) только для учащихся начальной школы;

б) только для учащихся школ с расширенным и углубленным содержанием обучения;

в) только для учащихся коррекционных школ;

г) для учащихся всех видов образовательных учреждений.

288. По данным корректурной пробы у учащегося отмечается:

Показатель До урока После урока
Число знаков
Число ошибок

а) улучшение работоспособности;

б) отсутствие изменений;

в) начальное утомление;

г) значительное утомление. (б)

289. По данным корректурной пробы у учащегося отмечается:

Показатель До урока После урока
Число знаков
Число ошибок

а) улучшение работоспособности;

б) отсутствие изменений;

в) начальное утомление;

г) значительное утомление.

290. По данным корректурной пробы у учащегося отмечается:

Показатель До урока После урока
Число знаков
Число ошибок

а) улучшение работоспособности;

б) отсутствие изменений;

в) начальное утомление;

г) значительное утомление.

291. По данным корректурной пробы у учащегося отмечается:

Показатель До урока После урока
Число знаков
Число ошибок

а) улучшение работоспособности;

б) отсутствие изменений;

в) начальное утомление;

г) значительное утомление.

292. Об утомлении учащегося свидетельствуют следующие изменения в показателях теста САН:

а) появление дивергенции между самочувствием и активностью;

б) появление дивергенции между активностью и настроением;

в) появление дивергенции между самочувствием и настроением;

г) снижение всех показателей.

293. Основным методом изучения организации занятий является:

а) исследование латентного периода зрительно-моторной реакции до и после занятия;

б) хронометраж занятий;

в) исследование умственной работоспособности до и после занятия;

г) исследование психоэмоционального состояния до и после занятия;

д) исследование выживаемости знаний.

294. По результатам хронометража занятий можно определить:

а) продолжительность занятия и его структурных частей;

б) плотность занятия;

в) норму выработки;

г) физиологическую стоимость занятия;

д) число видов деятельности и момент наступления утомления.

295.Плотность занятия определяется как соотношение:

а) времени учебной работы учащегося к общему времени занятия;

б) времени самостоятельной работы учащуюся к общему времени занятия;

в) времени отвлечений учащеюся к общему времени занятия;

г) времени активного внимания учащегося к общему времени занятия;

д) времени занятий физическими упражнениями к общему времени занятия.

296. Для оценки физиологической стоимости урока чтения в 1 классе
целесообразно использовать:

а) корректурную буквенную пробу;

б) корректурную фигурную пробу;

в) многоканальную световую хронорефлексометрию;

г) офтальмоэргометрию;

д) треморометрию;

е) тест САН;

ж) тест Люшера.

297. Для оценки физиологической стоимости урока математики в 1 клас­се целесообразно использовать:

а) корректурную буквенную пробу;

б) корректурную фигурную пробу;

в) тест арифметические вычисления;

г) треморометрию;

д) тест САН;

е) тест Люшера.

298. Для оценки физиологической стоимости урока ручного труда в 1 классе целесообразно использовать:

а) корректурную буквенную пробу;

б) корректурную фигурную пробу;

в) тест арифметические вычисления;

г) треморометрию;

д) тест САН;

е) тест Люшера.

299. Для оценки физиологической стоимости урока физкультуры в 1 классе целесообразно использовать:

а) корректурную буквенную пробу;

б) корректурную фигурную пробу;

в) измерение пульса, давления;

г) динамометрию кистевую;

д) функциональные пробы с нагрузкой;

е) тест САН;

ж) тест Люшера.

300. Для оценки физиологической стоимости урока письма в I классе целесообразно использовать:

а) корректурную буквенную пробу;

б) корректурную фигурную пробу;

в) многоканальную световую хронорефлексометрию;

г) офтальмоэргометрию;

д) треморометрию;

е) тест САН;

ж) тест Люшера.

301. Для оценки физиологической стоимости урока технологии (швейное дело) в 6 классе целесообразно использовать:

а) корректурную буквенную пробу;

б) корректурную фигурную пробу;

в) многоканальную световую хронорефлексометрию;

г) треморометрию;

д) тест Люшера.

302. Для оценки физиологической стоимости урока технологии (слесарное дело у мальчиков) в 7 классе целесообразно использовать:

а) корректурную буквенную пробу;

б) корректурную фигурную пробу;

в) многоканальную световую хронорефлексометрию;

г) кистевую динамометрию;

д) треморометрию;

е) тест Люшера.

303. Для оценки физиологической стоимости урока информатики в 10 классе целесообразно использовать:

а) корректурную буквенную пробу;

б) корректурную фигурную пробу;

в) изучение КЧСМ;

г) офтальмоэргометрию;

д) треморометрию;

е) тест САН.

304. Для оценки физиологической стоимости различных форм контроля знаний у старших школьников целесообразно использовать:

а) корректурную буквенную пробу;

б) офтальмоэргометрию;

в) измерение пульса, давления;

г) изучение содержания гормонов, их метаболитов и микроэлементов в моче;

д) тест САН;

е) тест Люшера. (в, г, д)

305. При санитарно-эпидемиологической экспертизе новых педагогических технологий необходимо изучение:

а) содержания программы обучения;

б) учебного плана и расписания;

в) работоспособности учащихся и ее динамики;

г) психоэмоционального состояния учащихся и его динамики;

д) состояния здоровья учащихся и его динамики.

306. Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим критериям:

а) плотность урока;

б) количество, продолжительность и чередование видов деятельности;

в) количество видов преподавания;

г) применение ТСО;

д) психологический климат на уроке;

е) наличие физкультурных минуток.

307. Основными требованиями к организации перемен являются:

а) 10-минутные перемены между уроками, после 3-го урока перемена 20—30 минут;

б) 5-минутные перемены между уроками, после 2-го урока перемена 20 минут;

в) возможность переменить вид деятельности;

г) подвижные игры по выбору учащегося на открытом воздухе;

д) подвижные игры в рекреации под руководством преподавателя.

308. Гигиенически рациональная организация урока в 1 классе характеризуется (установите соответствие):

Показатель

1. Число эмоциональных разрядок

2. Количество видов деятельности

3. Количество видов преподавания

4. Число физкультурных пауз

Числовое выражение

A - 1; Б - 2; B - 3; Г – 4

309. Правильно организованная физкультурная пауза на уроке:

а) длится 1—2 минуты;

б) длится 4—5 минут;

в) включает упражнения для мелких мышц кисти;

г) включает упражнения для глаз;

д) включает упражнения дли крупных позных мышц;

е) включает упражнения для мышц свода стопы.

310. Гимнастика для профилактики зрительного переутомления на уроках должна включать:

а) моргание, зажмуривание глаз;

б) движение глаз;

и) перевод взгляда вблизь и вдаль;

г) самомассаж глаз;

д) чтение мелкого и крупного шрифта.

311. При построении режима дня детей необходимо учитывать:

а) возраст;

б) пол;

в) состояние здоровья;

г) тип учреждения;

д) вместимость и благоустройство учреждения;

е) биоритмологические особенности.

312. Основными методами изучения режима дня детей и подростков являются:

а) хронометраж;

б) самохронометраж;

в) анкетный опрос;

г) тест САН;

д) хронорефлексометрия.

313. Основными группами методов определения биоритмологии
типов являются:

а) физиологические;

б) поведенческие;

в) субъективные;

г) морфологические

314. Формирование биоритмологического профиля (типа) детей и ростков в основном завершается:

а) во внутриутробном периоде;

б) в течение периода новорожденности;

в) в течение 1 года жизни;

г) к 6—7 годам;

д) к 17—18 годам.

315. Сущность феномена биоритмологических проявлений в том, что:

а) оптимальное состояние организма наблюдается при совпадении времени деятельности с акрофазой биоритмов;

б) ритмичность функций организма обнаруживается только при минимальном уровне нагрузок;

в) ритмичность функций организма обнаруживается только при среднем уровне нагрузок;

г) ритмичность функций организма обнаруживается только при максимальном уровне нагрузок.

316. Организм ребенка более подвержен десинхронозу, так как для него характерны:

а) несформированность биоритмологического типа;

б) гетерохронность созревания процессов регуляции функций организма;

в) малый опыт социализации;

г) зависимость от временной среды взрослых;

д) преобладание утреннего биоритмального типа.

317. Наиболее чувствительными к воздействию факторов внешней среды являются дети и подростки с:

а) утренним биоритмологическим типом;

б) вечерним биоритмологическим типом;

в) аритмичным биоритмологическим типом;

г) биоритмологическим типом с двумя пиками активности.

318. Основными мероприятиями по профилактике десинхроноза являются:

а) совмещение деятельности с акрофазой биоритмальной активности;

б) увеличение продолжительности сна;

в) повышение двигательной активности, в том числе и в учебные часы;

г) повышение двигательной активности, в основном во внеучебное время;

д) сокращение продолжительности сна.

319. Особенностями режима дня санаторных учреждений для детей с отклонениями в состоянии здоровья являются:

а) наличие ступенчатого режима (от щадящего к общему) для детских
учреждений;

б) сокращение продолжительности уроков и их числа;

в) увеличение пребывания на свежем воздухе;

г) увеличение кратности и продолжительности сна;

д) увеличение кратности питания;

е) выделение времени на лечебно-диагностические процедуры.

320. В режиме дня детей и подростков обязательно наличие таких эле­ментов, как:

а) двигательная активность на свежем воздухе;

б) занятия в спортивных секциях;

в) кружковые занятия;

г) свободное время.

321. Основными причинами нарушений сна у детей и подростков являются:

а) перегрузка домашними заданиями;

б) отсутствие постоянного режима дня;

в) личностные особенности;

г) неблагоприятные условия среды;

д) соматические заболевания;

е) нервно-психические заболевания и отклонения

322. Во время сна у детей и подростков:

а) идут репаративные процессы в клетках головного мозга;

б) регулируются личностные конфликты;

в) происходит перевод информации из долговременной памяти в оперативную;

г) происходит перевод информации из оперативной памяти в долговременную.

323. Основными принципами построения режима дня являются:

а) оптимальная продолжительность всех видов деятельности;

б) чередование видов деятельности;

в) регулярность видов деятельности;

г) учет морфофункциональных возможностей организма;

д) отсутствие стабильности режима.

324. К концу дня в учебных помещениях учреждений для детей и подростков наблюдается:

а) повышение температуры и влажности воздуха;

б) понижение температуры и влажности воздуха;

в) рост бактериальной загрязненности воздуха;

г) снижение бактериальной загрязненности воздуха;

д) увеличение содержания органических веществ в воздухе;

е) ухудшение ионного состава воздуха;

ж) увеличение уровней шума

325. Санитарно-эпидемиологический надзор за условиями и организацией обучения детей включает:

а) гигиеническую оценку состояния школьных зданий (достаточность
площадей, степень благоустройства);

б) оценку соблюдения норм учебной нагрузки;

в) оценку режима учебного дня;

г) лабораторный и инструментальный контроль за условиями обучения;

д) контроль организации медицинского обеспечения школ.

Наши рекомендации