Автопилот АП-28Л1 самолета Ан-24
Описание устройства и работы реального пилота, предоставленное Сергеем Скожевниковым.
Назначение и комплект. Электрический автопилот АП-28Л1, устанавливаемый на самолете АН-24, предназначен для автоматического пилотирования самолета относительно продольной, поперечной и вертикальной осей и управления полетом самолета по заданной траектории.
Кроме того, автопилот разгружает экипаж от физической работы по управлению самолетом и позволяет сосредоточить внимание на решении навигационных задач.
Автопилот обеспечивает:
автоматический полет самолета по ортодромии от сигналов гирополукомпаса ГПК-52ЛП и по локсодромии от сигналов компаса ГИК-1;
стабилизацию положения самолета вокруг центра тяжести относительно продольной, поперечной и вертикальной осей;
стабилизацию высоты полета с точностью ±20 м при включенном корректоре высоты КВ-11;
выполнение координированных разворотов с углом крена до ±30°;
набор высоты, планирование и снижение с углом тангажа до ±20°;
автоматические довороты на углы до 120° от левого задатчика курса ЗК-2;
автоматическое триммирование руля высоты с сигнализацией об отказе капала триммирования (на пульте управления автопилотом загорается лампа с надписью «Усилие от себя» или «Усилие на себя»);
возможность отключения рулевой машины канала высоты (выключателем «Тангаж»), что может потребоваться при заходе на посадку;
приведение самолета крежиму горизонтального полета (нажатием кнопки «горизонт») из любого положения, если углы крепа не превышают ±30°, а углы тангажа ±20°;
возможность управления самолетом вручную при включенном автопилоте, используя метод пересиливания рулевых машин, если по каким-то причинам нельзя выключить автопилот (величина усилий, необходимая для пересиливания автопилота, на штурвале около 20 кгс, на колонке и педалях до 30 кгс);
возможность управления самолетом вручную после нажатия кнопки «Совмещенное управление»; при отпускании кнопки автопилот снова берет управление самолетом на себя.
Если происходит отказ любого канала управления автопилота, рулевая машина отключается автоматически с сигнализацией об отключении (загорается сигнальная лампа с надписью «Курс — Крен» или «Тангаж»;
включение автопилота не требует предварительной настройки и может производиться на любом курсе и при любых положениях продольной и поперечной осей самолета в зоне углов ±205 по тангажу и ±30° по крену. Причем при включении автопилота тангаж и курс самолета сохраняются такими, какими они были в момент включения автопилота, а по крену самолет автоматически выходит в нулевой крен;
аварийное отключение автопилота осуществляется выключателем с надписью «Аварийное отключение рулевых машин автопилота», расположенного на горизонтальной панели пульта левого пилота.
В комплект автопилота АП-28Л 1 входят:
пульт управления автопилотом на центральном пульте пилотов;
выключатель «Аварийное отключение рулевых машин автопилота» (на горизонтальной панели пульта левого пилота);
задатчик курса ЗК-2 (на средней панели приборной доски слева);
две кнопки отключения автопилота и две кнопки совмещенного управления (на штурвалах левого и правого пилотов);
лампы сигнализации отключения рулевых машин с надписью «Курс—Крен» и «Тангаж» (над левой и правой панелью приборном доски пилотов);
агрегат управления, усилитель рулевых машин, блок связи и корректор высоты КВ-11 (под столиком штурмана);
блок триммиравання (под полом кабины экипажа слева);
датчик угловых скоростей (над потолком пассажирской кабины, между шпангоутами 12 и 13);
рулевая машина элеронов и датчик предельных отклонений элеронов ДПОР (в левой части центроплана);
блок фазочувствительных выпрямителей (под полом пассажирской кабины, между шпангоутами № 18 и 19);
блок реле (под потолком слева между шпангоутами № 21 и 22);
рулевые машины руля высоты, руля направления и триммера руля высоты (в негерметичной хвостовой части фюзеляжа);
датчик предельных отклонений руля высоты и руля направления (в негерметичной хвостовой части фюзеляжа на шпангоуте №45);
выключатель ДПОР руля высоты и руля направления и выключатель проверки автопилота на земле (под столиком штурмана),
В качестве датчиков углов крена и тангажа используется правый гиродатчик АГД-1, а в качестве датчиков углов курса применяются компас ГИК-1 и гирополукомпас ГПК-52ЛП.
Питается автопилот постоянным током напряжением 28,5 В, переменным трехфазным током напряжением 36 В, частотой 400 Гц, а также переменным трехфазным током напряжением 115 В, частотой 400 Гц. Включается в работу с помощью автомата защиты сети АЗС-5, расположенного на электрощитке АЗС с надписью «ДП-28», а также выключателем «Питание» на пульте автопилота.
Защита цепи питания постоянным током от коротких замыканий и перегрузок производится с помощью ДЗС-5 и предохранителями СП-1, СП-5, расположенными в распределительной коробке (РК) кабины экипажа. Защита цепи переменного трехфазного тока производится тремя предохранителями СП-5 (на панели переменного тока 115/36 В), а цепи переменного трехфазного тока напряжением 115 В, частотой 400 Гц — двумя предохранителями СП-10. установленными в РК переменного тока 115 В.
Пульт управления предназначен для включения и выключения автопилота и его агрегатов, сигнализации готовности к включению автопилота и корректора высоты КВ-11, а также для управления самолетом с помощью рукоятки «Разворот» и переключателей «Спуск — Подъем» и «Тангаж».
На пульте управления (рис. 44) размещены:
желтая лампа «Готов», которая при загорании сигнализирует о готовности автопилота к включению рулевых машинок;
зеленая лампа «Включен», сигнализирующая при загорании о том, что автопилот включен;
рукоятка «Разворот» — для выполнения координированных разворотов;
два переключателя «Спуск — Подъем» для изменения высоты полета левым или правым пилотом;
выключатель «Автотриммер» для включениия и блока триммирования рулевой машины руля высоты;
выключатель «Питание» для включения и выключения автопилота;
кнопка «Включение АП»— для включения рулевых машин автопилота;
переключатель «ГМК — ГПК — Разворот»— для подключения к автопилоту компаса ГИК-1. гирополукомпаса ГПК-52АП или левого задатчика курса ЗК-2;
выключатель «Тангаж» — для отключения рулевой машины руля высоты;
лампа с надписью «От себя» и «На себя», сигнализирующие о возникновении усилия на колонке при отказе канала триммирования;
кнопка «Горизонт» — для автоматического приведения самолета к горизонту;
кнопка «КВ» и лампа сигнализации «КВ» — для включения н сигнализации о включении высотного корректора КВ-11.
Проверка автопилота АП-28Л1 перед полетом. Перед запуском авиадвигателей необходимо убедиться, что выключатель «Питание» на пульте управления автопилотом установлен в положение «Отключено», выключатель «Тангаж» — в положение «Включено», переключатель «ГИК — ГПК— Развороты» — в положение «ГИК» или «ГПК», рукоятка «Разворот» — в пулевое положение. Затем необходимо:
включить автоматы защиты сети (АЗС н АЗР) гироиндукцнонного компаса ГИК-1 и гирополукомпаса ГПК-42АП. авиагоризонта АГД-1 и автопилота АП-28Л1;
убедиться, что выключатель датчиков «ДПОР» законтрен и опломбирован в положении «Включено», а выключатель «Проверка ЛП на земле» установлен в положение «Работа»;
расстопорить органы управления самолетом п проверить свободным ход рулей, отклоняя их от одного крайнего положения до другого;
органы управления должны перемещаться свободно без затираний.
После запуска авиадвигателей и подачи на бортсеть напряжении 28.5 В, 36 В и 115 В необходимо включить выключатели ГИК. ГПК, ЛГД, а через 2—3 мин нажатием кнопки «Быстрое согласование» согласовать комплект компаса ГПК-1, а также убедиться в нормальной работе правого авиагоризонта АГД-1.
Далее необходимо:
выключатель «Питание» на пульте управления автопилотом установить в положение «Включено»; через 10—100 с должна загореться желтая лампа «Готов»;
поочередно и резко отклонить органы управления самолетом от нейтрального положения не больше чем на половину их хода: при этом желтая лампа «Готов» должна погаснуть, а после прекращении движения штурвала или педалей— загореться;
установить педали и штурвал в нейтральное положение;
нажать кнопку «Включение АП при горящей желтой лампе «Готов»; при этом лампа «Готов» должна погаснуть, а зеленая лампа «Включен» — загореться;
прикладывая небольшие усилия к органам управления (около 10 кгс), убедиться, что рулевые машины препятствуют свободному перемещению органов управления самолетом, т. е. включены;
проверить срабатывание датчиков ДПОР, прикладывая поочередно усилия около 20 кгс к штурвалу, но крену и около 30 кгс по тангажу; над приборной доской слева н справа должны загореться лампы сигнализации отключения рулевых машин «Курс — Крен», а также «Тангаж»;
убедиться при этом, что штурвал по крену и тангажу, а также педали должны свободно перемещаться;
для включения рулевых машин нажать кнопку «Отключение АП», а затем установить органы управления в нулевое положение н нажать кнопку «Включение ЛП»; лампы сигнализации «Курс — Крен» и «Тангаж» должны погаснуть;
включить выключатель «Автотриммер», а затем потянуть на себя штурвал с усилием около 10 кгс; приблизительно через 1 с начнет двигаться штурвал триммера, а через 6—10 с должна загореться лампа «На себя»;
после этого выполнить аналогичную проверку, прикладывая усилия к штурвалу от себя;
повернуть штурвал триммера руля высоты на себя или от себя и убедиться, что пересиливание автотриммера возможно;
повернуть-рукоятку «Разворот» влево, затем вправо — штурвал должен отклониться в соответствующую сторону;
поставить переключатель «Спуск — Подъем» в положение «Спуск», затем «Подъем» — штурвал должен отклоняться соответственно от себя и па себя;
Примечание, Чтобы не произошло срабатывания ДПОР, руль высоты отклонять не более чем на 3°, элероны не более чем на 5°. При срабатывании ДПОР необходимо сначала нажать кнопку «Отключение АП», а затем кнопку «Включение АП» и продолжать проверку.
оставить штурвал отклоненным по крену н тангажу, затем нажать кнопку «Горизонт»: органы управления самолетом должны возвратиться в положение, близкое к нейтральному; при этом должна загореться зеленая лампа «КВ», а рукоятка «Разворот» н переключатели «Спуск — Подъем» отключиться от управления самолетом;
для подключения рукоятки «Разворот» н переключателей «Спуск — Подъем» рукоятку установить в нейтральное положение и нажать кнопку «Включение ЛП», при этом лампа «КВ» должна погаснуть;
нажать и держать кнопку совмещенного управления левого, а затем правого пилотов и убедиться, что рулевые машины отключены (органы управления свободно перемешаются) после этого отпустить кнопку и, пересиливая органы управления, убедиться, что рулевые машины снова включены:
поставить выключатель «Тангаж» в положение «Отключено» и убедиться, что штурвал по тангажу перемещается свободно, после этого выключатель «Тангаж» поставить в положение «Включено»;
нажать кнопку «Отключение АП» на левом или правом штурвале, при этом зеленая лампа «Включен» должна погаснуть, а желтая лампа «Готов» — загореться, затем выключатель «Питание» поставить в положение «Отключено», лампа «Готов» должна погаснуть — автопилот полностью выключен н обесточен.
После проверки необходимо убедиться в свободном отклонении органов управления самолетом, а затем установить их в нейтральное положение (при необходимости застопорить). При несоответствии работы автопилота вышеперечисленным требованиям пользоваться им в полете запрещается.
Пользование автопилотом АП-28Л1 в полете. Пользование автопилотом допускается на высоте полета не ниже 300 м во всем диапазоне эксплуатационных высот, скоростей, масс и центровок самолета. При выполнении полетов ночью или в сложных метеорологических условиях развороты самолета следует выполнять с креном не более 20°.
Включение автопилота обеспечивается при любой эволюции самолета, если углы крена не превышают ±30°, а углы тангажа ±20°. Если управление самолетом осуществляется с помощью автопилота и у пилота возникла необходимость быстро вмешаться в это управление, ему необходимо нажать кнопку «Совмещенное управление» на ручке штурвала с обратной стороны. При нажатой кнопке рулевые машины отключаются, и пилот может вручную изменять траекторию полета самолета с помощью штурвала и педалей. Приотпускании кнопки «Совмещенное управление» рулевые машины подключаются к управлению автоматически, и автопилот начинает действовать.
Пределы и точность работы антопилота:
диапазон предельных углов по крену ±360°, по тангажу ±80°;
зона рабочих углов по крену ±30°, по тангажу ±15°;
точность стабилизации курса ±1°, тангажа н крена ±0,5°, высоты (при включенном КВ-11) ±20 м.
В полете при включенном автопилоте запрещается оставлять пилотажно-навигационные приборы без наблюдения, а также производить арретирование правого авиагоризонта АГД-1.
При слабой и умеренной болтанке пилотирование самолета с включенным автопилотом повышает точность выдерживания заданного режима полета. При попадании самолета в зону сильной болтанки, а также при полете на одном авиадвигателе автопилот должен быть выключен.
Если рукоятка «Разворот» находится вотклоненном положении, включения рулевых машин не происходит.
В горизонтальном полете (на высоте не ниже 300 м) необходимо установить рукоятку «Разворот» в нулевое положение, выключатели «Автотриммер» и «Тангаж» —в положение «Включено», а переключатель «ГИК—ГПК—Развороты» в положение «ГПК» и нажатием кнопки согласовать комплект компаса ГИК-1, если полет будет выполняться по локсодромии, или установить переключатель в положение «ГПК», если полет будет совершаться по ортодромии. После этого следует включить выключатель «Питание». Через 10 — 100 с на пульте управления должна загореться желтая лампа «Готов». Затем необходимо установить режим горизонтального полета и сбалансировать самолет триммерами.
При горящей лампе «Готов» необходимо нажать кнопку «Включение АП». Лампа «Готов» должна погаснуть, а зеленая лампа «Включен» — загореться, сигнализируя о включении автопилота.
Для включения режима стабилизации высоты необходимо нажать кнопку «КВ». На пульте управления должна загореться зеленая лампа «КВ», сигнализируя о включении корректора высоты КВ-1 I.
Во избежание появления ощутимых перегрузок вертикальная скорость самолета в момент включения КВ-11 не должна превышать 1,5 м/с. При включенном корректоре высоты КВ-11 сохраняется возможность выполнения разворотов от рукоятки «Разворот».
Следует помнить, что при нажатии на переключатель «Спуск — Подъем» корректор высоты КВ-11 автоматически отключается и на пульте управления гаснет зеленая лампа «КБ».
Для повторного включения корректора высоты КВ-11 надо вывести самолет в прямолинейный горизонтальный полет и снова нажать кнопку «КВ».
Для выполнения разворота самолета необходимо плавно повернуть рукоятку «Разворот» вправо или влево. При достижении самолетом необходимого крена оставьте рукоятку в отклоненном положении. Самолет с установившимся креном будет совершить координированный разворот. Для прекращения разворота следует вывести самолет из крена, повернув рукоятку «Разворот» в нулевое положение.
Вывод самолета из крена с помощью рукоятки «Разворот» осуществлять в два этапа: сначала рукоятка «Разворот» устанавливается в первое фиксированное положение при подходе к нулю, а когда изменение крена прекратится — в нулевое положение.
При вводе самолета в разворот и при выводе из разворота возможны небольшие рывки педалей и смещение шарика указателя скольжения до 0,5 его диаметра.
Для выполнения доворота на заданный курс необходимо кремальерой па левом задатчике курса ЗК-2 установить новый заданный курс против верхнего неподвижного треугольного индекса. Затем переключатель «ГИК — ГПК — Разворот» переключить в положение «Развороты». Самолет войдет в крен, и автоматически будет совершать координированный доворот.
В процессе доворота кремальерой можно изменять курс доворота не выходя из пределов 120°. После окончания доворота самолет плавно выйдет из доворота и будет совершать полет по заданному курсу. После этого необходимо переключатель установить и положение «ГПК», если полет будет совершаться по ортодромии, или в положение «ГИК» — если по локсодромии.
Для выполнения снижения или набора высоты необходимо установить (нажать) переключатель «Спуск — Подъем» в положение «Спуск» или «Подъем» и держать его в этом положении до выполнения самолетом необходимого угла тангажа, затем отпустить переключатель; самолет с установившимся углом тангажа будет снижаться или набирать высоту.
Для вывода самолета в прямолинейный горизонтальный полет следует установить переключатель «Спуск — Подъем» в положение «Подъем» при снижении самолета и в положение «Спуск» при наборе высоты или нажать кнопку «Горизонт» на пульте управления автопилота. Кнопку «Горизонт» можно нажимать как при включенном автопилоте (горит зеленая лампа «Включен»), так и при отключенных рулевых машинах (горит желтая лампа «Готов»).
При нажатии кнопки «Горизонт» самолет автоматически будет приведен по крену и тангажу в положение прямолинейного горизонтального полета. После окончания процесса приведения самолета в горизонтальное положение автоматически включается корректор высоты КВ-11 (загорается зеленая лампа «КВ») и отключаются переключатели «Спуск — Подъем» и рукоятка «Разворот».
Для того чтобы управлять самолетом от рукоятки «Разворот» и переключателей «Спуск — Подъем» необходимо установить рукоятку «Разворот» в нулевое положение (если она была отклонена), а затем нажать кнопку «Включение ЛП».
Автоматическое триммирование. В полете с отключенным автотриммером при отключении автопилота возможен рывок руля высоты из-за изменившегося во время полета балансировочного положения руля. Поэтому при длительном полете рекомендуется периодически отключать автопилот и триммировать рули управления. Включением автотриммера обеспечивается автоматическое снятие нагрузок с руля высоты при включенном автопилоте. В этом случае надо иметь в виду, что при наличии усилии на руле высоты и выключенном выключателе «Автотриммер» горит одна из ламп «От себя» или «На себя». После отключения автотриммера снимаются усилия с руля высоты, и лампа гаснет.
Если же снятия усилий автотриммертом не произошло и горит одна из ламп, то пилот во время отключения автопилота должен быть готов к парированию рывка руля высоты. Горящая лампа указывает направление движения штурвала при отключении автопилота .
При управлении самолетом по тангажу с помощью переключателя «Спуск — Подъем» автотриммер автоматически отключается, а после окончания управления включается.
Совмещенное управление и отключение автопилота. Если в полете возникла необходимость изменения траектории полета самолета вручную, пилот должен нажать и держать кнопку «Совмещенное управление», расположенную на штурвале левого и правого пилота. На пульте управления автопилота должна загореться лампа «Готов», а сигнальная лампа «Включен» должна погаснуть. После изменения траектории полета, если горит лампа «Готов», необходимо отпустить кнопку «Совмещенное управление». Лампа «Готов» должна погаснуть, а лампа «Включен» загореться, что свидетельствует о включении автопилота.
Для отключения автопилота необходимо нажать кнопку «Отключение АП», расположенную на штурвале у левого или правого пилота, При этом лампа «Включен» должна погаснуть, а лампа «Готов» загореться. Затем выключатель «Питание» на пульте автопилота установить в положение «Отключено». Лампа «Готова» должна погаснуть. Автопилот полностью обесточен и выключен.
Особые случаи в полете. Безопасность полета самолета при отказе автопилота обеспечивается датчиками предельных отклонении рулей (ДПОР), возможностью пересиливания рулевых машин и ограничением усилии, развиваемых рулевыми машинами.
При отказах автопилота, вызывающих резкую перекладку элеронов, датчики ДПОР автоматически отключают рулевые машины крена и курса, одновременно загорается лампа сигнализации отключения рулевых машин «Курс — Крен». При этом отказ сопровождается изменением крена на 7—8° через 5 секунд с момента отказа автопилота. При отказе автопилота по тангажу, что вызывает резкую перекладку руля высоты на скоростях от 220 до 280 км/ч, автоматически отключается рулевая машина руля высоты; одновременно загорается лампа сигнализации отключения рулевой машины «Тангаж».
На скоростях от 280 км/ч до максимальной при отказах автопилота по тангажу рулевая машина не отключается ввиду малого заброса руля высоты. Отказ сопровождается ростом перегрузки
(ny = ±0,5), угловая скорость изменения тангажа при этом не превышает 2 град/с.
При отказе одного из авиадвигателей (с флюгированнем винта или с переходом его па авторотацию) автопилот удерживает самолет от резкого кренения. Через 10—15 секунд с момента отказа авиадвигателя крен изменится на 3—5°. В этом случае пилоту необходимо отключить автопилот, или, используя метод пересилвания, вынести самолет на заданный режим полета и дальнейшее пилотирование выполнять с выключенным автопилотом.
Если при нажатии па кнопку «Отключение АП» или при выключении выключателя «Питание» автопилот в полете не отключается, необходимо, отключить рулевые машины автопилота выключателем «Аварийное отключение рулевых машин автопилота», который расположен на горизонтальной панели пульта левого пилота. В полете при любых проявлениях отказов и неисправностей автопилот должен быть выключен.
Выключать источник переменного трехфазного тока напряжением 36 В, частотой 400 Гц, питающий автопилот, можно только после заруливания самолета на стоянку, так как руление с неработающими гироприборами вызывает их повреждение.