Занятие №1. Понятие и терминологическая культура

(2 часа)

1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки.

2. Общая характеристика понятия. Понятие и слово.

3. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение.

4. Структура понятия. Объем и содержание.

5. Виды понятий.

6. Отношения между понятиями.

Контрольные вопросы (по теме «Предмет логики и ее задачи»[2])

1. Чем отличается чувственное познание от абстрактного мышления?

2. Мышление – это непосредственный или опосредованный способ отражения действительности?

3. Каковы формы чувственного опыта и логические формымысли?

4. Может ли быть мышление без языка? Почему?

5. Чем объясняется существование искусственных языков?

6. Что означают слова-синонимы, слова-антонимы и слова-омонимы?

7. Только ли формальная логика изучает мышление?

8. Чем отличается истинность мышления от его формальной правильности?

9. В чем особенность формализованного языка?

10. Из чего образуется символический язык?

11. Какие логики называется неклассическими?

12. Каковы принципы построения модальной логики?

Контрольные вопросы (по теме «Теория понятия»)

1. Что такое понятие?

2. Как оно выражается в языке?

3. Как образуется понятие?

4. Что такое признак?

5. Какова структура понятия?

6. Как установить содержание понятия?

7. Как определить объём понятия?

8. Как связаны содержание и объём понятия?

9. Различаются ли понятия по объёму?

10. Различаются ли понятия по содержанию?

11. Какие существуют отношения между понятиями по объёму и содержанию?

12. Какие виды понятий существуют?

13. Что значит дать логическую характеристику понятию?

Упражнения

Вспомните, какие слова и почему называются синонимами, антонимами и омонимами.

1. Вставьте в скобки слово-омоним, которое соответствует понятиям, стоящим за скобками:

собака ( . . . ) прейскурант,

шалость ( . . . ) болезнь,

металл ( . . . ) кожа,

животное ( . . . ) монах,

лес ( . . . ) химический элемент,

игральная карта ( . . . ) литературное произведение,

небесное тело ( . . . ) морской обитатель,

символ девичьей красоты ( . . . ) символ смерти,

одежда балерины ( . . . ) упаковка,

шифр ( . . . ) слесарный инструмент.

(Цит. по­: Айзенк, Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк. – М., 1972).

Приведите собственные примеры омонимов и определите смысл «логического тождества».

2. Установите формы мысли, представленные в следующих выражениях:

«13 – нечётное число», «7 не делится на 3 без остатка», «блок», «искусственный интеллект», «факультет БГУИР», «средневековая эпоха», «контроллер», «Париж – моя мечта», «экономический факультет БГУИР расположен в пятом корпусе», «поскольку студенты всех специальностей БГУИР изучают логику, то и Вы, как студент БГУИР, будете ее изучать», «акция», «сознательный», «выбор», «безбилетный», «автобус».

3. Укажите объем следующих понятий:

Черное море, независимый, поэт пушкинской поры, персональный компьютер, декан, алогичный, кентавр, самая кровопролитная война, Циклоп, создатель дизеля, цветы, русалка, зависимость, Клеопатра, даосизм, лама, Президент Республики Беларусь, основатель кибернетики, вечный двигатель.

4. Определите вид отношений по содержанию и объёму между следующими понятиями:

столица – Лондон,

нация – общность людей,

геометрическая фигура – стройная фигура,

мобильный телефон – современный телефон,

классическая музыка – классическая литература,

аудитория №301 – аудитория №321,

аудитория №301 – дело №301,

клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства,

ЭВМ – закон Божий,

Аристотель – создатель логики,

образование – здоровье.

5. Укажите понятия, подчиненные нижеследующим:

книга, закон, событие, акция, программа, планета, устройство ввода–вывода, преступление, движение, задача, документ, балет, пьеса, роман, механизм, наука, монитор, радиатор.

6. Укажите понятия, подчиняющие нижеследующие:

кино, свадьба, фарс, математика, агорафобия, банан, лекция, закон де Моргана, БГУИР, А. С. Пушкин, гепатит, буддизм, епископ, кража, повесть, роза, пролог, мобильный телефон, винчестер.

7. Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствуют следующим схемам:

                               
   
Занятие №1. Понятие и терминологическая культура - student2.ru
     
Занятие №1. Понятие и терминологическая культура - student2.ru
     
Занятие №1. Понятие и терминологическая культура - student2.ru
      Занятие №1. Понятие и терминологическая культура - student2.ru
      Занятие №1. Понятие и терминологическая культура - student2.ru
 
 
 
 
 
  Занятие №1. Понятие и терминологическая культура - student2.ru
    Занятие №1. Понятие и терминологическая культура - student2.ru
 
    Занятие №1. Понятие и терминологическая культура - student2.ru
 

Литература

Малыхина, Г. И. Логика / Г. И. Малыхина. – Минск, 2003, 2005. – Гл. I, гл. II, § 1–4.

Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. – М., 1986. – Гл. II. § 1–4.

Краткий словарь по логике / Д. П. Горский [и др.]. – М., 1991.

Кириллов, В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М., 1982. – Гл. II. § 1–4.

Логика / под ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 1994. – Гл. II. § 1, 2.

Сборник упражнений по логике.– Минск, 1990. – Гл. II. § 5–7.

Свинцов, В. И. Логика / В. И. Свинцов. – М., 1987. – Гл. II. § 12–23.

Формальная логика / отв. ред. И. А. Чупахин, И. Н. Бродский. – Л., 1987. – Гл. I. § 1, 2.

Наши рекомендации