Основные принципы генеративного синтаксиса
§ 111. Описанию центральных положений трансформационно-порождающей (порождающей, генеративной) грамматики, основы которой разработаны американским лингвистом Н. Хомским, в настоящей книге посвящена специальная глава. Это объясняется как определенной специфичностью данного направления, так и тем влиянием, которое оно оказало и продолжает оказывать на современную мировую лингвистику.
Основные принципы теории порождающей грамматики целесообразно рассмотреть в историческом разрезе, прослеживая становление данной лингвистической концепции. Целесообразность именно такого подхода следует из двух соображений: во-первых, поскольку эта теория довольно радикально отличается от других течений теоретического языкознания, полезно проследить, к каким более традиционным концепциям она восходит; во-вторых, в литературе нередко обсуждаются разные стадии развития порождающей грамматики, поэтому для чтения соответствующих работ необходимо иметь об этих стадиях хотя бы самые общие представления.
§ 112. Истоки трансформационно-порождающей грамматики следует искать в дескриптивной лингвистике, которая стремилась разработать детальные и строго определенные формальные процедуры для перехода от текста к системе языка[63]. Первым шагом, предваряющим появление новой теории, явились попытки такого описания синтаксиса, которое было бы основано на тех же принципах, что и описание фонологии и морфологии. Дело в том, что как фонология, так и морфология оперировали единицами-инвариантами — фонемами, морфемами, которые реализовывались как классы вариантов — аллофонов, алломорфов, причем выбор варианта определялся окружением, т. е. дистрибуцией. Что касается синтаксиса, то здесь ситуация оказывалась существенно иной: во-первых, трудно вообще рассматривать предложения как специфические единицы синтаксиса, тем более инвариантные, которые образовывали бы собственную систему, во-вторых, столь же нелегко говорить о какой-либо особой дистрибуции предложений, так как почти каждое предложение может находиться в любом окружении. По существу в рамках дескриптивной лингвистики отсутствовало представление о парадигматике в синтаксисе, хотя таковое (пусть упрощенное) и было разработано применительно к фонологии и морфологии.
§ 113. Чтобы ввести в синтаксис требуемое «измерение» — парадигматику, необходимо было создать концепцию, согласно которой между предложениями устанавливались бы определенные отношения в системе. Такая концепция возникла, и парадигматические отношения в синтаксисе истолковывались в ее рамках следующим образом: все существующие и потенциально возможные предложения разбивались на два неравных класса — ядерных предложений и производных. Ядерные предложения — это такие предложения, которые не могут рассматриваться как полученные путем преобразования и/или комбинирования каких-либо других предложений. Например, предложение Он не спит не является ядерным, так как его можно рассматривать как результат преобразования утвердительного предложения Он спит. Именно это последнее является ядерным, а предложение Он не спит — соответственно производным, так как оно произведено от предложения Он спит по специальному правилу — правилу введения отрицания. Точно так же из двух предложений — активной конструкции и пассивной (Художник нарисовал картину и Картина нарисована художником) — первое предложение выступает как ядерное, а второе — как производное.
Были выделены (для английского и некоторых других языков) те структуры, которые лежат в основе ядерных предложений.
Правила, по которым из ядерных предложений получались производные, были названы трансформационными правилами, или трансформациями.
Описанные представления и послужили исходным пунктом для создания новой теории — теории трансформационно-порождающей грамматики.
§ 114. Прежде всего изложим некоторые общие принципы этой теории, которые были сформулированы уже на раннем этапе ее развития и большинство которых остаются в силе и для современных работ Хомского и его последователей.
По Хомскому, грамматика должна устанавливать соотношение между акустическими (речевыми) сигналами и смыслами (ср. соотношение «смысл →←текст»).
Предложений может существовать теоретически бесконечно много. Вполне очевидно, утверждает Хомский, что наша память не в состоянии хранить даже просто слишком большое число предложений. Кроме того, мы постоянно производим и соответственно понимаем совершенно новые предложения — в этом проявляется, по словам Хомского, «творческий аспект» языка. Следовательно, то, что усваивает каждый человек, овладевая языком, — это не набор предложений, а набор, или, вернее, система правил: в основе всех возможных предложений лежит одна и та же система правил, что и обеспечивает возможность их создания и понимания. Это и есть знание языка, или, по Хомскому, языковая компетенция носителя языка.
«Пуская в ход» свое знание языка, носитель языка производит и понимает реальные предложения, и эта деятельность называется употреблением.
§ 115. Трансформационно-порождающая грамматика — теория компетенции, а не употребления[64]. Эта теория объясняет, как порождаются предложения.
Существенно подчеркнуть, что термин «порождение» Хомским используется не в том смысле, в каком он употребляется в предшествующих разделах настоящей книги. Поскольку теория Хомского описывает компетенцию носителя языка, а не процессы производства и восприятия реальных предложений, то породить предложение, по Хомскому, — это значит дать его структурную характеристику. Структурная характеристика предложения считается известной, если указаны некоторые единицы и правила оперирования с ними, и данное предложение можно охарактеризовать «через» эти единицы и правила, т. е. описать через более простые объекты, взаимодействующие по определенным правилам (подробнее см. ниже). Структурная характеристика лежит в основе как производства, так и восприятия предложения, но непосредственно не отражает ни того, ни другого.
Соответственно правила установления соотношений между сигналами и смыслами (см. выше) — это правила не перехода от сигнала к смыслу и наоборот, а правила порождения предложений, в рамках которых каждый смысл может получить «акустическую» интерпретацию, а каждый сигнал — смысловую. Несмотря на внешнюю динамичность таких правил, по существу, они носят скорее статический характер, так как не описывают процессов речепроизводства и речевосприятия.
§ 116. В генеративной лингвистике требованию, согласно которому грамматика должна обеспечивать установление соотношений сигналов со смыслами, придается абсолютный характер: считается, что всякий раз, когда существуют реальные возможности разной смысловой интерпретации данного предложения, грамматика должна объяснить, почему это возможно. Например, предложение Посещения родственников не всегда приятны имеет две возможные смысловые интерпретации: «Посещать родственников не всегда приятно» и «Когда [вас] посещают родственники, это не всегда приятно». Однако при обеих смысловых интерпретациях это предложение имеет одну и ту же синтаксическую структуру, во всяком случае одну и ту же структуру в терминах НС, а именно от этой теории отталкивался Хомский.
В теории, не исходящей из постулатов Хомского, такое положение не является нетерпимым: можно сказать, что при обоих смыслах грамматическая структура остается одной и той же, и различия в значении просто выходят за рамки грамматики. Однако требование дать объяснение любым различиям в смысле в рамках грамматики не позволяет генеративной лингвистике признать подобный ответ состоятельным. Из наличия примеров, аналогичных приведенному выше, Хомский делает иной вывод: очевидно, заключает он, традиционная структурная лингвистика ограничивается анализом поверхностных явлений в синтаксисе, или, иначе, анализом поверхностной структуры предложения. Коль скоро такая поверхностная структура не дает возможности объяснить различные интерпретации одного и того же высказывания (как в приведенном примере), предложению присуща помимо поверхностной структуры также некоторая глубинная структура. В таком случае предложению указанного типа должна соответствовать одна поверхностная структура, но две глубинные.
§ 117. Понятие глубинной структуры — самое сложное в теории порождающих грамматик и, кроме того, подвергшееся наибольшим изменениям в процессе развития теории. К описанию более ранних представлений о глубинной структуре, соответствующих этапу выхода в свет «Синтаксических структур» Хомского, целесообразно перейти через понятие синтаксического описания (которое, в общем, эквивалентно понятию структурной характеристики предложения; см. выше).
Каждому предложению должно соответствовать его синтаксическое описание, которое содержит исчерпывающую информацию о данном предложении — от его семантической интерпретации до фонетической формы. Тот аспект синтаксического описания, который определяет семантическую интерпретацию предложения, является глубинной структурой последнего; тот аспект синтаксического описания предложения, который определяет его фонетическую форму, является поверхностной структурой данного предложения[65]. В генеративной лингвистике в качестве поверхностной структуры фигурирует структура в терминах НС, которая изображается в виде НС-показателя, т. е. дерева НС.
§ 118. Общее строение порождающей грамматики имеет следующий вид. Грамматика состоит из трех компонентов: синтаксического, семантического и фонологического. Два последних компонента являются чисто «интерпретирующими»: основной компонент — это синтаксический, он порождает предложения (точнее, их синтаксические описания), а семантический и фонологический компоненты лишь придают им соответствующую интерпретацию, первый — смысловую, второй — фонетическую.
§ 118.1. Синтаксический компонент содержит, в свою очередь, базовый субкомпонент и трансформационный субкомпонент.
Базовый субкомпонент оперирует правилами подстановки. В качестве таких правил были использованы правила анализа по НС с одним, однако, существенным отличием: если в грамматике НС применение правил типа S → NP, VP — это именно анализ, разложение готового предложения, то в порождающей грамматике правила подстановки, внешне имеющие тот же вид, не связаны ни с анализом, ни с синтезом предложения, а представляют собой развертывание (порождение) его структурной характеристики.
Базовый субкомпонент (как и все компоненты и субкомпоненты грамматики) мыслится в виде своего рода устройства, работающего автоматически следующим образом: на вход этого устройства подается символ S (предложение), который по правилам подстановки заменяется символами NP (именная составляющая) и VP (глагольная составляющая) и т. д., в общем так же, как это делается в грамматике НС. Соответственно в результате получается дерево уже известного нам типа:
Схема 1
S | ||||
NP | VP | |||
V | NP и т. д. |
/110//111/
§ 118.2. Базовый субкомпонент описанным способом порождает базовые НС‑показатели и соответствующие им базовые цепочки. Эти цепочки и показатели поступают в распоряжение трансформационного субкомпонента, работа которого состоит в применении к базовым НС‑показателям трансформационных правил.
Трансформационные правила делятся на обязательные и факультативные, т. е. соответственно правила, применение которых для порождения предложений данного типа обязательно, и все остальные.
Предложения, которые порождаются с применением только обязательных трансформаций, называются ядерными[66].
В основе каждого предложения лежит одно или несколько ядерных предложений. В последнем случае последовательность НС‑показателей ядерных предложений называется базисом предложения.
В зависимости от того, к одному или более НС‑показателям они применяются, трансформации делятся на сингулярные (одинарные) и обобщенные.
§ 118.3. Последовательность НС‑показателей и трансформационных правил, которые к ним применяются для порождения соответствующего предложения, и представляет собой глубинную структуру данного предложения, или его трансформационный показатель (Т‑показатель).
Рассмотрим упрощенный пример того, как осуществляется порождение предложения в генеративной грамматике.
Допустим, необходимо породить предложение Я боюсь, рабочий, который покинул работу, будет уволен (русский перевод английского примера, принадлежащего Хомскому). Базисом этого предложения является последовательность из НС‑показателей трех ядерных предложений[67], которые порождаются базовым субкомпонентом и некоторыми обязательными трансформациями:
A1 — Я боюсь Δ (символ «дельта» — это так называемый «пустой символ», допускающий подстановку на его место необходимых непустых символов, знаков соответствующих категорий, а в терминальной цепочке — слов или конструкций);
A2 — Δ уволит рабочего;
A3 — Рабочий покинул работу.
Если очень упростить и деформализовать синтаксические процедуры, то процесс порождения предложения будет выглядеть следующим образом.
Первая трансформация применяется к ядерному предложению A3. Это — одинарная определительная трансформация /111//112/ (Tопр.), и состоит она в превращении предложения A3 в конструкцию, где VP выступает как определение к NP: Рабочий (NP) покинул работу (VP) → Рабочий, который покинул работу.
Вторая трансформация — обобщенная трансформация вставления (Tвст.): результат первой трансформации она «вставляет» в ядерное предложение A2[68]. Результат этой трансформации: Δ уволит рабочего, который покинул работу.
Третья трансформация — одинарная трансформация пассивизации (Tпасс.), результат предыдущих трансформаций она превращает в конструкцию: Рабочий, который покинул работу, будет уволен Δ.
Четвертая трансформация — одинарная трансформация опущения (Tопущ.): ее действием опускается «пустой символ» в приведенной выше конструкции.
Наконец, последняя трансформация — снова обобщенная трансформация вставления, которая «вставляет» результат всех предыдущих трансформаций на место «пустого символа» предложения A1 и получает: Я боюсь, рабочий, который покинул работу, будет уволен.
Все эти процедуры могут быть представлены схематически:
Схема 2
A1 | Tвст. | |||||||||
A2 | Tвст. | Tпасс. | Tопущ. | |||||||
A3 | Tопр. | |||||||||
Приводимая здесь схема 2 и является T‑показатслем, т. е. глубинной структурой предложения Я боюсь, рабочий, который покинул работу, будет уволен.
Его поверхностная структура — НС‑показатель — изображена на другой схеме (схема 3), где Conj — союзное слово[69]: /112//113/
Схема 3
S | |||||||||||||||||||||||||
NP | VP | ||||||||||||||||||||||||
я | V | NP | |||||||||||||||||||||||
боюсь | NP | VP | |||||||||||||||||||||||
NP | VP | Aux. | V | ||||||||||||||||||||||
рабочий | Conj. | VP | будет | уволен | |||||||||||||||||||||
который | V | NP | |||||||||||||||||||||||
покинул | работу | ||||||||||||||||||||||||
Знание Т‑показателя дает всю необходимую информацию о семантической интерпретации предложения, а знание НС‑показателя определяет не только поверхностную структуру, но и фонетическую интерпретацию предложения.
§ 119. Новая версия трансформационно-порождающей грамматики («стандартная теория») появилась с выходом в свет «Аспектов теории синтаксиса» Хомского.
Из существенных модификаций, которые были внесены на этом этапе, следует отметить две: во-первых, в базовый субкомпонент был введен лексикон, или словарь, во-вторых, в базовом субкомпоненте было разрешено применение рекурсивных правил, т. е. таких правил подстановки, которые в порождении данного предложения уже применялись и могут применяться еще раз. Главным образом это относится к правилам, оперирующим символом S: если раньше он мог появиться только один раз в самом начале порождения, то теперь было разрешено подставлять этот символ вместо «пустого» или символа NP (а иногда, по-видимому, и VP), в результате чего правила подстановки начинали действовать «заново». /113//114/
Схема 4
S | ||||||||||||||||||||||||||||
NP | VP | |||||||||||||||||||||||||||
я | V | NP | ||||||||||||||||||||||||||
боюсь | S | |||||||||||||||||||||||||||
NP | VP | |||||||||||||||||||||||||||
Δ | V | NP | D | |||||||||||||||||||||||||
уволит | пасс. | |||||||||||||||||||||||||||
S | N | |||||||||||||||||||||||||||
NP | VP | рабочего | ||||||||||||||||||||||||||
рабочий | V | NP | ||||||||||||||||||||||||||
покинул | работу | |||||||||||||||||||||||||||
Это привело к тому, что отпала необходимость в различении сингулярных и обобщенных трансформаций, ненужным стал особый трансформационный показатель: в данной версии базовый субкомпонент путем многократного введения символа S непосредственно порождает так называемые обобщенные НС‑показатели. Именно обобщенные НС‑показатели выступают здесь глубинной структурой предложения. /114//115/
На приводимой выше схеме (схема 4) изображен обобщенный НС‑показатель уже использовавшегося выше предложения Я боюсь, рабочий, который покинул работу, будет уволен (D — вид «пустого символа», указывающего на возможность применения трансформации пассивизации).
§ 120. Таким образом, в данной версии порождающей грамматики базовый субкомпонент непосредственно порождает глубинные структуры, которые затем поступают в распоряжение трансформационного субкомпонента. Трансформационный субкомпонент производит поверхностную структуру из глубинной.
Одновременно глубинная структура поступает в семантический компонент, который придает предложению семантическую интерпретацию. Поверхностная структура, в свою очередь, поступает в распоряжение фонологического компонента, который придает предложению фонетическую интерпретацию.
Общее строение грамматики в упрощенном виде можно представить схематически:
Схема 5
Синтаксический компонент | |||
| |||
Глубинные структуры |
| Семантическая интерпретация | |
| |||
Поверхностные структуры |
| Фонетическая интерпретация |
В настоящей версии порождающей грамматики по-прежнему считается, что семантическая интерпретация предложения полностью определяется его глубинной структурой[70]. Это объясняется тем, что глубинная структура наиболее прямым и непосредственным образом соотносится с семантической. Так, если семантическая интерпретация именной составляющей поверхност-/115//116/ной структуры отнюдь не однозначна, то первая именная составляющая глубинной структуры (S → NP, VP) всегда соответствует субъекту, а вторая именная составляющая (VP → V, NP) — объекту и т. п.