Методика работы над словосочетанием
Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации
Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях способствуют пониманию детьми текста при чтении и развитию речи (правильному образованию предложений и грамматически точному их использованию).
Синтаксис — это правила соединения слов, это законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова и, наконец, это основа нашего речевого поведения и нашего взаимопонимания.
Основная единица синтаксиса — предложение.
Основная направленность речи — это выражение и восприятие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы и окончания, служебные слова, порядок слов и интонация — все это «работает» в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Именно поэтому синтаксис важен с первых шагов изучения родного языка.
Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения, (в том виде, в каком она существовала в первых русских грамматиках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившейся на две части — на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно) связанной с морфологическим учением о частях речи и их формообразовании (морфологическая схема до сих пор используется в школьной практике). По этой схеме подлежащее может быть выражено только именительным падежом, а для выражения сказуемого предназначен глагол или глагол-связка в соединении с другой частью речи; остальные члены предложения выражены существительными в косвенных падежах, прилагательными, наречиями и признаются второстепенными, т.е. необязательными. Но учащиеся в речевой практике используют различные предложения, которые не укладываются в эту схему, и это подсказывается языковым чутьем. Например: У меня болит голова. В школе 29 классов. Ветром снесло крышу.
Методика работы над словосочетанием
В практике начального обучения употребляются термины «словосочетание», «пара слов».
Работа над словосочетанием в начальной школе решает такие задачи:
1) Развитие мышления и речи (изучение разных групп словосочетаний в структуре предложения и параллельно в связном тексте)
2) Формирование орфографического навыка:
- умения выделить словосочетания
- правильно ставить вопрос от слова к слову
- на основе установления зависимости между словами определить падежное окончание частей речи
3) Осознание словосочетаний как особой единицы языка служащей для образования предложений (включение словосочетаний в состав предложения, где каждый член словосочетания становится членом предложения. Начиная с 3 класса дети учатся выделять из предложения его основу (подлежащее и сказуемое) и словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу слова). При анализе предложений следует учитывать, что одно и то же слово в большинстве случаев входит не в одно словосочетание, а в два).
Анализ словосочетания позволяет показать функции падежей, родовых, числовых и личных окончаний, предлогов, особенности согласования и управления.
Рассмотрим целесообразные формы и приемы работы над словосочетанием:
1. Составление словосочетаний из данных слов: березка, дом, книга, село, интересный, деревенский, зеленый, дальний.
2. Постановка вопросов от слова к слову: ходить по лесу, яркое солнце, решать задачу.
3. Составление сочетаний и определение рода, числа и падежа.
4. Склонение словосочетаний, состоящих из прилагательного и существительного: высокая гора, низкий пень.
5.Составление глагольных словосочетаний и распознавание падежей существительных: рисую чем?...; рисую где?...; рисую что?... .
6. Составление словосочетаний, с использованием глаголов и предлогов:
(Подчеркнуть приставки и предлоги) пришли в ..., вышли из..., отошли от..., подошли к..., зашли за... .
7. Замена сочетаний слов противоположными по смыслу: привязать коня, отплыть от берега, подойти к столу.
8. Подбор словосочетаний, близких по смыслу: густой лес, громко кричать, говорить тихо.
Для формирования навыка правописания падежных окончаний имен существительных рекомендуются следующие виды упражнений в составлении словосочетаний:
1. Поставить существительные в нужном падеже, выделить падежные окончания существительных: рассказ о (герой), письмо от (брат), подплыть к (лодка), жить в (деревня, город).
2. Включить в состав предложения слова, данные в скобках, установить связь между словами, выделить падежные окончания существительных: Два дня ребята были в (поход). Рано утром они вышли из (город). Потом поехали на (поезд, машина). Вечером подъехали к (деревня).
3. Выписать словосочетания из предложений.
4. Подобрать к данному слову зависимые слова: Помогать (кому?)..., (в чем?)..., (чем?) .... Принести (кому?)..., (что?) ..., (в чем?) ... .
5.Составить словосочетания, используя слова: у сосны, от сосны, к сосне, на сосну. Определить падеж существительных.
Работа над словосочетаниями способствует развитию речи и мышления, обогащению словаря учащихся, формированию орфографического навыка, повышению культуры речи.