Лексико-грамматические разряды существительных 9 страница
Образование деепричастия обусловлено видом глагола.
От глаголов несовершенного вида деепричастия образуются: 1) прибавлением к основе настоящего времени словоизменительных суффиксов -а/-я, реже — -учи/-ючи: трещат —> треща; несут —» неся; идут —» идучи (устар.); жалеть —» жалея и жалеючи (нар.-поэт.); 2) прибавлением к основе инфинитива (или прошедшего времени) словоизменительных суффиксов -в, -вши: быть —» быв и бывши (нар.-поэт.); есть —* евши.
От глаголов совершенного вида деепричастия образуются прибавлением словоизменительных суффиксов -в, -вши, -ши к основе инфинитива (прошедшего времени): разобрать —> разобрав; рассмеяться —> рассмеявшись; вытрясти —» вытрясши.
Некоторые глаголы имеют вариантные формы деепричастия: идти —» идя и идучи (устар.); озябнуть —» озябнув и озябши (устар.); увидеть —> увидя и увидев.
J I Морфологический разбор
деепричастия
Анализируя деепричастие как особую форму глагола, нужно сначала дать общую характеристику глагола и лишь затем охарактеризовать само деепричастие.
Образец:
Глядя на ульи с пчелами... легко представляешь себе мир людей и вещей согласованных... (Пришв.).
1. Начальная форма глядеть. Это глагол.
2. Постоянные морфологические признаки: глагол непереходный, невозвратный, личный, несовершенного вида, II спряжения.
3.Переменные морфологические признаки: глагол употреблен в форме деепричастия (образованного от основы настоящего времени прибавлением словоизменительного суффикса -а, графически -я), в действительной форме (страдательных форм у данного глагола нет).
4. В предложении деепричастие является главным словом обособленного деепричастного оборота, который выступает в роли обстоятельства времени.
357-Выпишите деепричастия. Выполните их полный морфологический разбор.
1. Петров опустил голову, положил на левый бок широкую ладонь, стараясь смягчить сердцебиение2 (Марк.). 2. Становилось жарко, белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу... (Л.). 3. Махая шляпами, провожающие уходят и, оборачиваясь, кланяются уже с искренней приветливостью (Б.). 4. Семен, притаив дыхание, вел девушку с осмотрительной нежностью (Герц.). 5. Волки переходили2 пруд и стояли в камышах, нюхая жилой запах усадьбы (А Т.).
358.Выполните полный морфологический разбор всех глагольных форм, включая формы причастий и деепричастий.
1. Германн трепетал, как тигр, ожидая назначенного вре
мени (П.). 2. Где-то под оврагом лошади еще раз взметнулись,
но она, вскочив, успела вырвать вожжи из рук ошалевшего ма
лого (Б.). 3. И лошади, шумно всхрапнув, вдруг диким гало
пом ударяют вбок, влево, по пашне, малый на вожжах валится
назад, а тележка, со стуком и треском, мотаясь, бьется1 по
взметам... (Б.). 4. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на за
сыпанных снегом рябинах (Пауст.).
------------------- ____________________________________ J@>
Наречие
Лексико-грамматические разряды наречий
Наречиемназывается самостоятельная часть речи, не имеющая переменных морфологических признаков (кроме степеней сравнения), которая в предложении является обстоятель-
ством [...Люди естественно и просто раскрывают свою душу (Фад.)]. частью главного члена в безличном предложении [...Весьма легко и просто прикидываться равнодушным, молчаливым гордецом (Т.)] или вводным словом [Картины, открывавшиеся в стороны с Ай-Петри, естественно, привели к разговору о живописи (С.-Ц.)].
Наречия делятся наЗлексико-грамматических разряда: признаковые, предикативные и модальные наречия.
Признаковые наречияобозначают вторичный признак, т. е. не признак предмета, а признак действия, состояния или другого признака: говорить убедительно, читать очень быстро, слишком медленный, на улице почти тепло. Признаковые наречия, как видно из приведенных примеров, могут быть при помощи синтаксической связи примыкания подчинены глаголам, прилагательным или другим наречиям. В предложении такие наречия являются обстоятельствами.
От признаковых наречий нужно отличать несклоняемые прилагательные, т. е. слова, обозначающие признак предмета (а не признак действия или другого признака) и сочетающиеся с существительными: глаза (к а к и е?) навыкате, волосы (к а к и е?) торчком. Кроме того, не следует смешивать признаковые наречия с омонимичными краткими формами среднего рода единственного числа качественных прилагательных, ср.: Селение в горах было живописно (каково? — выделенное слово является прилагательным) и Пеночкин встал, живописно сбросил с себя плащ, вышел из коляски (Т.) — выделенное слово отвечает на вопрос как? и является признаковым наречием.
По характеру значения признаковые наречия делятся на семантические группы знаменательных и местоименных наречий.
Знаменательные наречия называют тот или иной признак признака: весело, весьма, по-русски.
В рамках разряда знаменательных наречий принято разграничивать: 1) наречия меры и степени: весьма, крайне, очень, почти; 2) качественные наречия образа действия: весело, красиво, отчетливо, образованные от качественных прилагательных; 3) относительные наречия образа действия: вслух, по-детски, пешком; 4) наречия причины: поневоле, его-
пяча, сдуру; 5) наречия следствия: добела, досыта; 6) наречия ли: назло, нарочно, специально; 7) наречия места: вверх, дома, назад; 8) наречия времени: вчера, скоро и др. Наречия об-оаза действия, меры и степени называются определительными, все остальные — обстоятельственными.
Местоименные наречия не называют признак признака, а лишь указывают на него: где, как, куда.
Среди местоименных наречий выделяются практически те же смысловые группы, что и среди знаменательных наречий: меры и степени (так: Он такзагорел!), образа действия (как, так: Какмы доберемся до выставки?), причины (почему, потому, поэтому), цели (зачем); особенно многочисленны местоименные наречия места (где, куда, откуда, там, тут, здесь, туда, сюда, всюду, повсюду, везде, нигде, никуда, ниоткуда, негде, неоткуда, некуда, где-нибудь, куда-либо, кое-где) и времени (когда, тогда, затем, всегда, иногда, никогда, некогда, когда-нибудь, когда-либо).
Кроме того, местоименные наречия можно разбить на семантические группы, подобные тем, что выделяются среди местоимений как части речи, а именно: указательные (здесь, там, тут, сюда, туда, тогда, затем), определительные (иногда, всегда, всюду, повсюду, везде), вопросительно-относительные (где, куда, откуда, когда, зачем, почему, как), а также две группы наречий, образованных от вопросительно-относительных при помощи словообразовательных морфем: отрицательные (нигде, негде, никуда, некуда, никогда, некогда, незачем и т. п.) и неопределенные (где-нибудь, кое-когда и т. п.).
Предикативные наречияназывают различные состояния живых существ или окружающей среды и составляют именную часть главного члена безличных предложений: Детям было весело; На улице уже тепло; Мне очень жаль.
Многие предикативные наречия по форме совпадают с признаковыми наречиями;ср.: Маленькой елочке холодно зимой (холодно — предикативное наречие). — Он холодно посмотрел на обидчика и отвернулся (холодно — признаковое наречие). Однако некоторые предикативные наречия по форме соотносятся с существительными: Пора, мой друг, пора...(П.);Нам порав школу [ср. с омонимичным существительным по-Ра-' Когда же юности мятежной пришла Онегину п°ра... (П.)]; Теперь не времяговорить об этом (ср. с сущест-
вительным время в предложениях типа Московское время — 20 часов); Но нашим дамам, видно, леньсойти с крыльца... (П.); Кому охотасудиться?.. (П.)- Что касается предикативных наречий типа жаль, можно, нельзя, то они не имеют соответствий ни среди признаковых наречий, ни в других частях речи.
Грамматическое своеобразие предикативных наречий связано с тем, что они: 1) не имеют значения признака действия или признака какого-либо другого признака; 2) в предложении не являются обстоятельством. Поэтому предикативные наречия часто рассматриваются отдельно от наречий, выделяются в качестве самостоятельной части речи, которую академик Л. В. Щерба предложил называть «категорией состояния»; другие же ученые называют предикативные наречия «безлично-предикативными словами» (предикативами).
Модальные наречияиспользуются как слова, служащие для выражения субъективного отношения говорящего к тому, о чем и как он говорит: вероятно (выражается неуверенность говорящего в достоверности передаваемой информации: Завтра, вероятно,будет дождь), во-первых (подобные наречия устанавливают порядок изложения мыслей в сложном предложении и тексте), по-моему (средство выражения авторства того или иного умозаключения: По-моему, этот учебник очень хорош при подготовке в вуз) и др.
От признаковых и безлично-предикативных наречий модальные слова отличаются тем, что в предложении они не связаны с другими словами (пунктуационно и интонационно они обязательно обособляются), не являются членом предложения; в речи модальные слова выступают в роли вводных слов, а также нередко сами по себе составляют особые высказывания («слова-предложения»): Вы, разумеется, уже прочли новый роман этого писателя? — Конечно! Благодаря отмеченным грамматическим особенностям и этот разряд наречий нередко выделяется в качестве особой части речи, которую вслед за академиком В. В. Виноградовым называют «модальными словами».
От модальных наречий следует отличать вводные конструкции, которые также передают различные субъективные отношения говорящего, но состоят из нескольких слов, каждое из которых принадлежит к той или иной части речи; ср.: Завтра, как все говорят, будет тепло (данная вводная конст-
рукция состоит из трех различных слов: союза как, местоимения все и глагола говорят).
359.Разграничьте формы наречий и прилагательных.
1. Вот пришел он к синему морю. Неспокойно3 синее море (JJ.). 2. Я долго слушал сосен шум... (Н. Р.). 3. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (Л.). 4. Восстав поутру молчаливо, граф одевается лениво, отделкой розовых ногтей, зевая, занялся небрежно и галстук вяжет неприлежно, и мокрой щеткою своей не гладит стриженых кудрей (П.). 5. Одно в нем было нехорошо: ужасно падок был на деньги {Л.). 6. Картины висели криво, кресла шатались (Пауст.). 7. На макушке березы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, неожиданно вдруг смолкает (С.-М.). 8. Когда читаешь1 роман какой-нибудь, то кажется, что все это старо, и все так понятно, а как сама полюбишь, то и видно тебе, что никто ничто на свете не знает... (Ч.). 9. Лиза к нему несправедлива. Это очень дурно (Т.).
360.Определите, к каким частям речи относятся выделенные
омонимичные формы. Обоснуйте свой ответ, рассмотрев значение
слов, их грамматические свойства, синтаксическую функцию.
1. Чародейкою зимоюоколдован, лес стоит3... (Тют.). 2. Шумит лес, шумит и днем,и ночью, зимойшумит и летом (Кор.). 3. И как же этот самый лес хорош поздней осенью,когда прилетают вальдшнепы! (Т.). 4. Весенним ранним утром,в праздничный день, мама иногда будила меня, на руках подносила к окну: «Посмотри, как солнце играет!» (С.-М.). 5. Весноюи летом, осеньюи зимоюя часто ходил на Вертушинку, наблюдал жизнь птиц, живущих3 на ее берегах, любовался Цветами (С.-М.). 6. Ранней весною,когда еще не оделся зеленою листвою лес, цветет, отражаясь в весенней воде желтыми пуховками, нежная ива (С.-М.). 7. В дали большой комнаты, У той, задней, стены стоял на ступеньках высокий стол, и за ним сидел небольшой Михаил Иванович (Пришв.). 8. К пол-Дню ветер затих, и вдалипо краю степи заходили волны жары w •)• 9. Чичиков посмотрел в глубькомнаты... (Г.). 10.Спортсмен нырнул вглубьи скрылся из виду.
361. Выделите в предложениях наречия. Укажите их лексико-
Рамматический разряд и группу по значению.
1. Безлюдный мыс далеко вдавался в море (Б.). 2. По улицам слона водили, как видно напоказ — известно, что слоны в диковинку у нас (Кр.). 3. Генерал принимал сначала Тентетни-кова довольно хорошо и радушно... (Г.). 4. Минька вспомнил свой экзамен, и ему стало вдвойне хорошо (В. Ш.). 5. Орловский мужик невелик ростом, угрюм, глядит исподлобья (Т.). 6. А вдали машет крыльями мельница (Ч.). 7. А по-здешнему я говорить умею прекрасно (П.). 8. Берг говорил очень точно спокойно и учтиво (Л. Т.). 9. Она шила в очках и держала в больших рабочих руках иголку по-крестьянски тремя пальцами (Л. Т.). 10. Жаль, славный был парень! (Т.). 11. Я сегодня так грустно настроен, так устал от мучительных дум (Н.). 12. Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она (П.).
362. Определите группу признаковых наречий по значению (на
речия знаменательные и местоименные, определительные и обсто
ятельственные и т. д.).
Быстро, утром, далеко, босиком, пешком, вечером, вскачь, галопом, днем, по-осеннему, очень, совершенно, по-братски, чрезвычайно, грустно, вверх, бодро, еле-еле, тягуче, по-человечьи, по-рыбьи, вниз, полностью, вдвое, втрое, вверху, зимой, сбоку, ночью, поздно, назло, по-собачьи, нарочно, наспех, весело, рано, внизу, напоказ, вприпрыжку, вручную, всегда, дома, красиво, всюду, волнующе, чуть-чуть, со зла, умышленно, горячо.
363. Распределите производные наречия по группам с учетом
части речи производящего слова.
Навсегда, без устали, вверх, вкрутую, издалека, сдуру, подолгу, порывисто, смело, волнующе, наглухо, заживо, вызывающе, зря, втрое, без ума, осенью, со зла, начисто, наскоро, вдвое, по-моему, с размаху, по-твоему, с налета, до смерти, ввысь, налево, надолго, истерически, до упаду, вглубь, намного, врассыпную, вдаль, без толку, вниз, летом.
364. Распределите наречия по группам в зависимости от того, от
каких форм прилагательных они образованы — полных или крат
ких.
Певуче, замертво, громко, заново, широко, легко, внезапно, вхолостую, по-доброму, по-рыцарски, слева, понапрасну,
0.русски, подкупающе, раздражающе, замертво, добела, братски, по-детски.
365. Образуйте от прилагательных наречия.
Легкий, внезапный, простой, светлый, удивленный, уме
лый, страстный, темный, сухой, чистый, хороший, домашний,
птичий, пустой, собачий.
__________________________________________________ &>
Правописание наречий
1. В наречиях, имеющих приставки из-, до-, с- и образованных префиксально-суффиксальным способом от прилагательного или существительного, на конце пишется суффикс -а: издавна (от давний), добела (от белый), сначала (от начало), а наречия с приставками в-, за-, на- оканчиваются суффиксом -о: влево (от левый), запросто (от простой), набело (от белый). Если наречие образовано суффиксальным способом, на конце пишется -о: доверчиво (от доверчивый), связно (от связный).
2. Приставка кое- и постфиксы -то, -либо, -нибудь пишутся в местоименных наречиях через дефис: кое-как, где-то, когда-нибудь.
3. Через дефис пишутся наречия, образованные от прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому, -ему, -ски, -ки: по-вашему, по-товарищески, по-немецки. Так же пишутся наречия, образованные от притяжательных прилагательных при помощи приставки по- и оканчивающиеся на -ьи: по-заячьи, по-волчьи, а также слово по-латыни.
4. Через дефис пишутся наречия во-первых, во-вторых, в-пятых и под., образованные от порядковых числительных при помощи приставки в-/во-.
5. Слитно пишутся наречия вверх, вверху, доверху, кверху, наверх, сверху; ввысь, вглубь, вдаль, вдали, издали; вниз, вни-3У< снизу, книзу; вначале, сначала, вширь, назад. Их нужно отличать от омонимичных сочетаний существительных с предлогами, которые пишутся раздельно. Отличить помогает наличие зависимого слова: оно относится к существительному с предлогом, а не к наречию, ср.: Внизу горы, камни (нет за-
висимых от наречия слов). — В низу горы — камни (есть зависимое слово горы).
6. Слитно пишутся местоименные наречия затем, оттого отчего, потому, поэтому. Их нужно отличать от омонимичных сочетаний местоимений с предлогами, которые пишутся раздельно. Наречие можно заменить в тексте близким по смыслу наречием, а местоимение нельзя, ср.: Сначала выступил поэт, затем (= потом) прозаик. — За темлесом увидите речку (замена наречием невозможна).
7. Написание наречных сочетаний и наречий, образованных от существительных с предлогами, необходимо запоминать: без толку, до отказа, поодиночке, смолоду. В случае затруднения нужно обращаться к орфографическому словарю.
366. Определите способы образования наречий. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Снов.., занов.., начнет.., дочист.., затемн.., докрасн.., до-сыт.., изобильн.., справ.., налев.., сначал.., искос, задолг.., заведом.., вшестер.., наглух.., дословн.., наскор.., напрасн.., доверительн.., доходчив.. .
367- Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание наречий. В каких словосочетаниях нет наречий?
(Ло)осеннему холодно; прошелся (ло)первому снегу; разговор (по)польски; (кое)где зеленеет трава; борщ (по)украински; (ло)христианскому обычаю; ползти (до)пластунски; простились (по)приятельски; (во)первых, нужно выучить правило; лес (по)преимуществу смешанный; свистеть (по)птичьи; одеться (по)наряднее; когда(то) виделись; нырнуть (гсо)глубже; ког-ц,&(нибудь) встретимся.
368.Спишите, раскрывая скобки. Определите, к каким частям речи относятся эти слова.
1. (В)низу видны бухты и заливы. 2. (В)низу холма протоптана тропинка. 3. Смотреть (в)верх не позволяет яркое солнце. 4. (В)дали виден маяк. 5. (В)дали морской еле заметны рыбачьи лодки. 6. Лайнер набирает2 скорость, устремляясь (в)высь. 7. Иллюстрация помещена (в)верху страницы-8. (В)верх дерева ударила молния! 9. (С)начала лета шли про-
ливные3 дожди. 10. Повесть (с)начала показалась неинтересной, но чтение постепенно меня увлекло. 11. (Ло)этому делу возбуждено следствие. 12. Был сильный мороз, (по)этому занятия в младших классах отменили. 13. Поднялся сильный ветер, (за)тем пошел дождь. 14. Я обратился (за)тем, что положено мне по закону. 15. Он отказался (от)того, (от)чего на его месте вряд ли бы кто-то отказался.
369. Спишите, раскрывая скобки. Проверьте написание наречий и наречных сочетаний по орфографическому словарю.
Идти (в)брод, бежать (без)оглядки, работает (без)устали,
(в)добавок к сказанному, (в)первые на экране, попасть (в)про-
сак, застать (в)расплох, изменился (до)неузнаваемости, напол
нить (до)отказа, пребывают (за)границей, (на)веки в памяти,
отложить (ма)завтра, доказательства (на)лицо, (ка)перекор
судьбе, взять (на)прокат, быть (на)чеку, задача (не)(под)сплу,
заметить (не)взначай, один(на)один со стихией, точь(в)точь
как в прошлый раз, много лет живут бок(о)бок, (тотп)час сори
ентировался.
_________________________________________________ ^
Степени сравнения наречий
Единственный переменный (словоизменительный) морфологический признак наречий — степени сравнения:красиво — красивее — всего/всех красивее. Сравнительная и превосходная степени сравнения регулярно образуются от словарной формы (т. е. от положительной степени) признаковых качественных наречий способа действия и предикативных наречий, а также от некоторых модальных наречий: Вернее всего, мы не поедем завтра на футбол.
Сравнительная степень наречий бывает простой (Ребенок засмеялся еще громче) и составной (На улице было всё более холодно; Этот рассказ написан менее талантливо).Простая форма сравнительной степени наречий образуется прибавлением к основе слова словоизменительных суффиксов -ее/-ец, -е, -ше (при этом суффикс положительной степени -о Усекается): весело —» веселее, веселей (разг.), сухо —> суше, горько —» горше (поэт.); единичный суффикс -же используется только в форме глубже (от глубоко). Слова хорошо, плохо, ма-
ло образуют простую форму сравнительной степени от основы с другим корнем: лучше, хуже, меньше. Составная форма сравнительной степени встречается преимущественно в книжной речи и образуется при помощи вспомогательных слов более или менее: более тепло, менее весело.
Превосходная степень наречий обычно образуется прибавлением к форме положительной степени вспомогательных слов наиболее, наименее: наиболее весело, наименее холодно или же к простой форме сравнительной степени вспомогательных слов всех, всего: веселее всех, теплее всего. Простая форма превосходной степени (покорнейше прошу, нижайше кланяюсь) воспринимается как архаичная.
370. Замените начальную форму наречий на форму сравнитель
ной степени (образуйте все возможные виды этой формы).
Быстро бежать, рано вставать, поздно ложиться, много работать, мало говорить, хорошо учиться, плохо читать, красиво танцевать, печально петь, глубоко нырять, высоко прыгать, далеко ехать, близко жить, логично излагать, продавать дешево.
371. Определите, в форме какой степени сравнения (положитель
ной, сравнительной, превосходной) употреблены наречия. При этом
не смешивайте формы наречий и прилагательных!
1. Санки начинают бежать3 все тише и тише, дыханье пе
рестает замирать (Ч.). 2. ...Там и там в лесу, ближе и дальше,
как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны (С.-М.).
3. Волчица в эти дни переменилась: похудела и вытянулась,
стала выше на ногах и стройнее (С.-М.). 4. ...Но кто не любит
вас, тот во сто раз глупей (П.). 5. Седые вербы у плетня неж
нее головы наклонят (Ее). 6. И являлася она у дверей иль у
окна ранней звездочки светлее (П.). 7. Море шумело все бли
же, явственней, и с ним мешался все усиливающийся хвой
ный шум (Б.). 8. Под ним струя светлей лазури, над ним луч
солнца золотой... (Л.). 9. Лимонный свет становился ярче,
леса — темнее, сырее, бархатней (Б.). 10. Часто недосыпаю,
рано проснулся и нынче (Б.).
___________________________________________________ &>
Т |
Морфологический разбор наречия
При морфологическом разборе необходимо указать лекси-ко-грамматический разряд наречия (признаковое, безлично-предикативное или модальное), для признаковых наречий нужно указать, знаменательным или местоименным оно является, и определить группу по значению. Если наречие может образовывать степени сравнения, то следует отметить это его свойство и определить степень сравнения.
1. О б р а з е ц:
...И журавли, печальнопролетая, уж не жалеют больше
ни о ком (Ее).
Печально — признаковое наречие, используется в тексте в своей начальной (словарной) форме. Наречие знаменательное, обстоятельственное (качественное, образа действия). Употреблено в положительной степени (ср.: печальнее, более/менее печально, печальнее всего/всех); в предложении является обстоятельством образа действия.
2. О б р а з е ц:
...Я бродил по городу и всходил на здешнюю высокую колокольню, откудавидны многие цепи гор... (Карам.). Откуда — признаковое наречие, местоименное, обстоятельственное (места), вопросительно-относительное; по степеням сравнения не изменяется; в предложении является союзным словом.
3. О б р а з е ц:
По утрам неприятнее всегобыло умываться (Б.).
Неприятнее всего — начальная форма неприятно. Это предикативное наречие; употреблено в превосходной степени; в предложении является частью главного члена безличного предложения.
4. О б р а з е ц:
Можно было, конечно,сходить к старшему брату... (Кат.).
Конечно — модальное наречие; по степеням сравнения не изменяется; в предложении является вводным словом (выражает уверенность говорящего в достоверности передаваемой информации).
372. Выполните полный морфологический разбор наречий.
1. Дни бежали. Серенький домик стоял3 по-прежнему скучный. Ветер свободно гулял в черных сучьях1 старого вяза... Скучно было снаружи, но невесело было и внутри: семья начала нуждаться (И. Шмелев).
2. Мор заметил взгляд, брошенный Наем на башенные часы, но истолковал его по-своему.
— Наверное, грустно, когда истекает час величайшего2 и неповторимого триумфа? — спросил он своим жирным голосом, которому тщетно пытался придать оттенок тонкой иронии (Ю. Нагибин).
3. Верхушки елей освещало солнце. Медленно поднима
лись ввысь, розовели облака. Торопливо, наперебой кричали
петухи, будто каждый старался раньше других рассказать лю
дям о начале нового дня. Лыжники жмурились от снежных
ковров, часто останавливались, отдыхали, опершись подбород
ками2 в палки, и смотрели вдаль, где что-то тихо мерцало
(К. Паустовский).
Служебные части речи Предлог
Предлог — это служебная часть речи, используемая как средство синтаксического подчинения существительных (а также предметно-личных местоимений) другим словам в словосочетании и в предложении. Выражая синтаксические отношения, предлоги по значению сопоставимы с падежными окончаниями, поэтому выступают с ними в едином комплексе, образуя целостную предложно-падежную конструкцию.
Некоторые предлоги сочетаются с несколькими падежами: в, на, о/об — с винительным и предложным: идти в школу, работать в школе; смотреть на берег, стоять на берегу; удариться о кресло, говорить о кресле; за и под — с винительным и творительным: спрятаться за дерево, стоять за деревом; нырнуть под воду, находиться под водой; между — с родительным и творительным: плыть между берегов (устар.)
и между берегами. Предлоги с и по сочетаются с тремя падежами каждый: с — с родительным: упасть с дерева, винительным: вырасти с дерево (разг.) и творительным: с деревом не могут сравниться по высоте другие растения; по— с дательным: идти по улице, винительным: вода по колено и предложным: по окончании института.
Предлоги делятся на: 1) непроизводные (или первообразные): в, без, к, на, при и др.; 2) производные (или непервообразные), образованные от других частей речи: навстречу, посредством, несмотря на, согласно, благодаря или же путем сложения двух первообразных предлогов: из-за, по-над и др.
373. Спишите. Подчеркните предлоги и охарактеризуйте их с
точки зрения структуры.
1. К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены, они рвались из-под седла, и с каждым мгновением мы были все ближе и ближе... (Л.). 2. Она раскрыла зонтик и хотела было идти домой, как вдруг из-за угла избушки выехал, на низеньких беговых дрожках, человек лет тридцати, в сером пальто... (Т.). 3. Все они [пчелки] вылетали из-за плетня пчельника и над конюшней скрывались по направлению к болоту (Л. Т.). 4. Он взглянул опять направо и увидел, что по пустынному полю навстречу к нему бежало что-то (Л. Т.).