Сложение сокращенных основ

Занятие 8

I. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ПОНЯТИЕ О СОСТАВЕ СЛОВА. ЧАСТИ СЛОВА

Большинство знаменательных слов в русском языке делится на определённые значимые части. Например, в слове неразговорчивый выделяются части не-, -раз-, -говор-, -чив-, -ый; в слове подтолкнуть выделяются части под-, -толк-, -ну-, -ть. Есть и такие слова, которые невозможно делить на части, например: здесь, так, метро и др. В разделе «Морфемика» речь идет о морфемном составе слова, о разделении его на значимые части, то есть морфемы. Так, например, слово пригородный (прилагательное, изменяемая часть речи) содержит четыре морфемы: окончание -ый и основу пригородн-, в которой выделяется приставка при-, суффикс -н- и корень город-.

Наименьшая значимая часть слова называется морфемой.

В словах выделяются следующие морфемы:

— приставка

— корень

— суффикс

— окончание.

Отдельным видом морфемы является постфикс –ся (-сь), но в школьных учебниках его обычно называют суффиксом.

Корень – это главная морфема, которая выражает основное в лексическом значении слова и является обязательной. Слово может состоять только из корня (очень, так). Корень можно выделить при сравнении слова с родственными ему (однокоренными) словами.

В морфеме, особенно корневой, могут происходить различные чередования (гласных, в том числе чередования с нулём звука; и согласных), что необходимо учитывать при проведении морфемного анализа, например:

Заморозки – изморозь– мороженое – замораживать;

собирать – собрать – соберу – сбор;

вынести – выносить – ношение – донашивать;

доска – (нет) досок – досочка – досточка – дощатый;

облик – лицо – личико;

подлокотник – локтевой – облокачиваться;

водить – вожу – вождение – вести – вёл – ведущий.

Особую трудность при определении состава слова могут представлять единицы, в которых происходит чередование мягких согласных б, в, м, п, ф

с сочетаниями бл, вл, мл, пл, фл :

любить – люблю – влюблённый;

грести – гребу – гребля;

выловить –выловлю –выловленный – ловля;

кормить – кормлю – кормление;

земной – чернозём – оземь – земля – земляной;

лепить – леплю – слепленный:

разграфить – разграфлю – разграфлённый.

Слова, в которых есть такие чередования, надо отличать от слов с самостоятельной морфемой (суффиксом) -л- :

свет – светлый, тускнеть – тусклый, облезть – облезлый,

вышла, любила, уехал, кормилась, построился и др. (в формах глаголов прошедшего времени).

Слова с несколькими корнями называются сложными (могут быть с соединительными гласыми о и е и без соединительных гласных, иметь слитное и дефисное написание):

паровоз, судостроение, пылесос, белоснежный, светло-синий,

лесостепной, первобытнообщинный, плащ-палатка, детсад.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем или перед другой приставкой: неинтересно, безызвестный.

Обратите внимание на то, что в слове может быть не одна приставка, а также на то, что для более удобного произношения приставки на согласный могут иметь дополнительный компонент - о:

ис-под-воль, рас-с-просить, в-пере-мешку, не-со-гласие; не-со-из-меримый;

срывать – сорвать, подвязать – подогнуть, разбить – разобрать.

Приставки недо-, обез /обес-, сверх- являются неделимыми:

недовыполнить (план), недоглядеть (за детьми), обессиленный, обезжиренный, сверхобщительный, сверхэкономичный (хотя, например, с-верх-у, по-верх-у).

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса: подпрыг-ива-ю, подпрыг-ива-ющ-ий; дом-ик, дом-ищ-е, юн-ош-еск-ий, ожид-а-ем-ый, танц-ева-л-и.

В слове может быть один или несколько суффиксов: рыб-ак(1), скор-о(1), игр-а-л-и (2), невес-ом-ость(2), обид-е-вши-сь(3), откры-ва-ющ-ий-ся(3), уч-и- тель-ск-ий (3).

Чаще всего суффикс выражает в слове какую-то часть лексического значения (упрям-ец, заговр-щик, зим-н-ий, солом-енн-ый, чай-ник, вприпрыж-ку,одн-ажды);

и только некоторые суффиксы являются в слове выразителями грамматических значений (числа, наклонения, времени и др.). Например, в существительных чудо – чуд-ес-а, небо – неб-ес-а суффикс -ес- выражает грамматическое значение множественного числа;

таковы и многие суффиксы в глагольных формах:

1) суффикс прошедшего времени -л- (увидел, приснился).

Обратите внимание! Суффикс прошедшего времени может быть в некоторых глагольных словах нулевым. Сравним формы: замёрзла – замёрз∅, оглохла – оглох∅ (в этих формах мужского рода окончание тоже нулевое).

2) суффикс повелительного наклонения -и- (напиши, уберись);

3) суффиксы -ее / -ей, -е и др. прилагательных и наречий в формах сравнительной степени (новее, новей, быстрее, быстрей, ниже) и др.

Нередко вызывает трудности выделение суффикса -й- [-j-]. Например, в слове гостья имеется суффикс -й-, который перед гласной -я записывается с помощью разделительного мягкого знака. Таким образом, это слово состоит из корня, суффикса и окончания. Суффикс -j- (с разным значением) присутствует в таких, например, словах: Зауралье, бездорожье, перья и др. Суффикс -й- [-j] выделяется в притяжательных прилагательных: волчья шкура, козье молоко. В им. падеже муж. рода этот суффикс имеет вид -ий: волчий, козий. (В этих формах нулевое окончание: волч-ий-∅, коз-ий-∅.)

В некоторых суффиксах при изменении слова могут иметь место различные чередования, например:

ореш-ек – ореш-к-а; куп-ец – куп-ц-а; руч-к-а – руч-ек;

смеш-н-ой – смеш-он; танц-ева-ть – танц-у-ю;

завед-ова-ть – завед-у-ю и др.

Обратите внимание: В школьных учебниках нередко называют окончанием показатель неопределенной формы глагола –ть (-ти). Эта часть слова является суффиксом, т. к. она не изменяется (инфинитив – это неизменяемая форма глагола).

Окончание – это морфема, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении; это изменяющаяся часть слова, которая стоит после корня или после суффикса. Окончание выражает род, число, падеж или лицо:

солом-а, игрок-и, склеенн-ых, ухож-у.

Окончание может быть только у изменяемых частей речи!

Чтобы выделить окончание, нужно просклонять или проспрягать анализируемое слово, то есть как-то изменить его (нор-а, нор-ы, нор-е и т.д.; наш-а, наш-ей, наш-у и т.д.; дв-а, дв-ух, дв-ум и т.д.; ид-у, ид-ёшь, ид-ёт и т.д.).

Отсутствие окончания в отдельных формах у слов, обладающих словоизменением, квалифицируется как наличие у них нулевого окончания. Оно выделяется как нулевое (наряду с выраженными окончаниями) потому, что выражает какое-то грамматическое значение. Нулевое окончание можно «обнаружить», если начать изменять слово (по родам, числам, падежам).

Например: конь-∅ – нулевое окончание выражает значение м. р., им. п., ед. ч.), сравниваем с другими формами: кон-я, кон-ю;

отбросил-∅ – нулевое окончание глагола в прошедшем времени выражает значение м. р., ед. ч.); можно сравнить с формами отбросил-а, отбросил-и;

зданий-∅ – нулевое окончание выражает значение множ. ч. род. падежа, можно сравнить эту форму существительного с другими формами слова: здани[j]-е, здани[j]-ями и др.

Неизменяемые слова, которые не имеют окончаний

Неизменяемые слова (и формы слов) не имеют ни нулевых, ни каких-либо иных окончаний. Таким образом, нет окончаний у следующих слов:

1) у наречий (и у слов категории состояния): вдруг, сегодня, втроем, по-летнему, вприпрыжку, налево, сослепу, холодно, свежо (где-либо, кому-либо) и др.;

2) у деепричастий: делая, сделав, играя, сыграв, обидевшись;

3) у прилагательных в форме простой сравнительной степени: сильнее, новей, больше, тише;

4) у несклоняемых существительных и прилагательных: метро, пальто, алиби, хобби, хаки, беж, маренго;

5) у глаголов в форме инфинитива: сидеть, садиться, сесть, носить, нести, беречь, испечься (поскольку в школьной программе чаще имеет место другой подход к выделению показателей инфинитива, материалы ЕГЭ не содержат заданий, в которых надо как-либо квалифицировать эту морфему);

6) у служебных частей речи, которые вообще не разбираются по- составу: только (ты), лишь (вам), через (забор), в течение (дня), потому что, если.

Основа слова – это все его части, кроме окончания: открыти-ями, домашн-ий, прохож-у, друзь-ями, задани-е, вариативн-ого и др.

Основа слова может состоять только из корня: очень, здесь, дом∅, стол∅, может быть прерванной, если слово имеет постфикс -ся (-сь), после которого следует окончание:

открыва-ет-ся, открыл-а-сь, открывш-ий-ся.

При разборе слова по составу нельзя две разные приставки или два разных суффикса, которые следуют друг за другом, выделять как одну морфему. Не путайте, например, суффикс отыменных относительных прилагательных -ан- (кожа – кож-ан-ый) и соседствующие в причастиях и отглагольных прилагательных суффиксы –а- + -нн- (сорвать – сорв-а-нн-ый, раскачать – раскач-а-нн-ый) и др.

В процессе развития языка могут происходить изменения в морфемном составе слова, когда какие-то морфемы перестают выделяться.

При разборе слова надо опираться на современные связи языковых единиц и не учитывать этимологии (этимология изучает происхождение, исходное значение и образование слов). Так, не выделяется суффикс в слове окно, хотя можно догадаться, что когда-то оно образовалось от слова око; аналогично в словах палатка, вилка, пирог и др.

Не выделяются в современном русском языке приставки в словах забыть, неуклюжий, порядок, убогий и др., хотя исторически данные слова имели эту морфему.

Выделяя морфемы, доказывая их наличие в слове, мы сопоставляем разные формы слова (пригородн-ого, пригород-ные…), связанные с ним по смыслу слова (город, городок, городской…), а также ведём сопоставление со словами, содержащими однотипные морфемы (например, привокзальный, пришкольный …). Но при этом мы не выясняем, как данное слово образовалось.

На этот вопрос даёт ответ словообразовательный анализ.

Со словообразовательной точки зрения слова современного русского языка делятся на производные (то есть образованные от каких-то других слов: например, слово городской образовано от слова город, разглядеть – от глядеть и др.) и

непроизводные (мы не можем сказать, от какого слово образована такая единица; например, река, окно, страна).

В ходе словообразовательного анализа нужно определить:

1) производящую основу – основу, используемую для образования новой основы, то есть от которой образовано анализируемое слово;

2) словообразовательный элемент (например, это какая-то приставка, суффикс или сразу две морфемы), при помощи которого производящая основа преобразуется в основу производную (точнее было бы назвать её произведённой от другой основы), например:

город (непроизводная основа) является производящей для единиц город-ок, город-ишк-о, город-ск-ой, при-город и др. (это слова с производной основой);

в свою очередь пригород – производящая основа для пригород-н-ый.

Таким образом, одна основа может служить производящей для целого ряда производных, а между производящей и производной основами всегда есть смысловые отношения.

Так, пригородный производится основой пригород (а не город!), потому что это «относящийся к пригороду, расположенный в пригороде»;

пленительный производится основой глагола плени(ть) и образовано при помощи суффикса -тельн- (а не -тель- + -н-, нет слова пленитель), это «такой, который может пленить, покорить»;

распечатка производится основой распечата(ть), образовано при помощи суффикса -к, то есть «то, что распечатали» (но не от слова печать или печатка!).

Последовательность слов, отражающая появление новых единиц в словообразовательном ряду, называется словообразовательной цепочкой, в которой графически (обычно при помощи знака–стрелки) указывают связи между членами ряда:

город --> пригород --> пригородный;

глядедеть --> разглядеть --> разглядывать --> разглядывание;

группа --> группировать --> сгруппировать --> сгруппировывать…;

лист --> листва --> лиственный --> лиственница --> лиственничный;

свет --> светлый --> светло (нар.);

свет --> светить --> осветить --> освещение;

влага --> влажный --> увлажнить --> переувлажнить --> переувлажнённый --> преувлажнённость.

Обратите внимание, что в качестве членов словообразовательной цепочки выступают слова в начальной форме, поэтому, определяя способ словообразования, удобнее работать именно с начальной формой анализируемых единиц.

Слова образуются по определенным моделям, схемам, сходным для целых групп слов. Например, по одной модели образованы отглагольные существительные учитель, строитель, смотритель и др. (глагольная основа + суф. –тель); по другой – перевозчик, разносчик, переводчик и др. (глагольная основа + -чик); общая модель образования объединяет глаголы запеть, заговорить, засверкать и др. (глагольная основа + приставка за-).

На основании наблюдений над моделями образования были выделены способы словообразования.

В современном русском языке выделяют морфологические (при помощи морфем) и неморфологические способы словообразования.

Морфологические способы словообразования

— суффиксальный: дом-ик-∅ <-- дом-∅, закон-н-ый <-- закон-∅, вста-ва-ть <-- вста-ть

— приставочный: при-вста-ть <-- вста-ть, не-гром-к-ий <-- гром-к-ий, в-верх <-- верх.

— приставочно-суффиксальный: под-окон-ник <-- окно, по-хорош-ему <-- хорош-ий, раз-болеть-ся <–- болеть

— бессуффиксный: повторить --> повтор, выносить à вынос, тихий ---> тишь.

Обратите внимание! Бессуффиксным способом чаще всего образуются существительные со значением действия – от глаголов: пускать —> пуск и существительные со значением признака – от прилагательных: широкий —> ширь.

Сложение как способ словообразования:

— сложение целых слов: плащ-палатка <-- плащ∅ + палатка;

— сложение основ с соединительными гласными: новостройка <-- нов-ый + стройк-а; сине-зеленый <-- син-ий + зелен-ый

— сложение основ с суффиксацией: земледелец∅ <-- земля + делать + -ец-, первоклассник <-- перв-ый класс + ник.

— образование сложносокращенных слов (аббревиация): колхоз∅ <-- коллективное хозяйство, МГУ <-- Московский Государственный Университет, вуз <-- высшее учебное заведение.

Сложносокращённые слова (аббревиатуры) могут быть буквенными (МТС, МГУ), звуковыми (ТЮЗ, вуз) и слоговыми (колхоз, завуч), а также могут представлять собой объединение части слова с целым словом (завскладом, госиздательство, детясли и др.).

Не все сложные по составу слова образованы способом сложения; на базе уже образованных сложных единиц создаются новые слова в словообразовательной цепочке: паровозный (суф. способ) <-- от паровоз, железобетонный (суф. способ) <-- от железобетон, первоклассница (суф. способ, мена суф.)<-- от первоклассник, нечистоплотный (приставочн. способ)<-- от чистоплотный.

Обратите внимание! При определении способа словообразования необходимо учитывать не только наличие той или иной морфемы в слове, но и смысловые связи между производящим и производным. Сходные по морфемному составу слова далеко не всегда образованы одним и тем же способом! Например, перечисленные далее слова содержат суффикс (постфикс) -ся и приставку за-:

засидеться, заиграться, засмеяться, заулыбаться, заболтаться, заразиться, зацепиться, заискриться (на солнце).

Но образованы они по-разному, а именно:

1) засидеться («пробыть, просидеть где-нибудь слишком долго; излишне долго, например, сидеть в гостях»); заиграться («увлёкшись игрой, забыть о времени, слишком долго играть»); аналогично и заболтаться, то есть эти глаголы связаны по признаку длительности и особой интенсивности действия и образованы приставочно-суффиксальным способом от глагольных основ:

сидеть – засидеться, играть – заиграться, болтать – заболтаться;

2) глаголы засмеяться, заулыбаться, заискриться связаны по признаку начальности действия и образованы от глагольных основ только приставочным способом:

смеяться – засмеяться, улыбаться – заулыбаться, искриться – заискриться.

3) глаголы заразиться и зацепиться связаны общим значением «приобретения» того, на что указывает производная основа, и образованы суффиксальным (постфиксальным) способом при помощи возвратного суффикса (постфикса):

зацепить – зацепиться, заразить – заразиться.

Определяя способ словообразования, необходимо принимать во внимание определённые закономерности, типичные словообразовательные связи. Так, например, запомните, что образуются:

1) существительные, обозначающие «опредмеченное» действие, от глагольных основ:

петь – пение, чеканить – чеканка, разыграть – розыгрыш, вывозить - вывоз и др.;

2) многие наречия от основ прилагательных:

лёгкий – легко, красивый – красиво, тягучий – тягуче, добрый – по-доброму, летний – по-летнему, отеческий – отечески, новый – снова;

3) существительные, обозначающие лиц и животных женского пола, от существительных, обозначающих лиц и животных мужского пола: ученик – ученица, москвич – москвичка, писатель – писательница, бог – богиня, тигр – тигрица, слон – слониха;

4) глаголы со значением проявления признака – от основ прилагательных:

белый – белеть, светлый – светлеть, старый – стареть.

Словообразование и формообразование

В процессе словообразования при помощи той или иной морфемы образуется слово:

стол – столик, стол – столовые (приборы), стол – столоваться, стол – настольный и др. Словообразование надо отличать от формообразования, когда имеет место только образование форм одного и того же слова:

стол – стола – столу…; столовая – столовой – столовую..; столоваться – столовались – буду столоваться – давайте столоваться, столуюсь – столуешься…

Формообразование характерно для изменяемых частей речи: существительных, полных и кратких прилагательных, числительных, местоимений, спрягаемых форм глагола, полных и кратких причастий. Формообразующими морфемами чаще всего являются окончания, а также некоторые суффиксы, например:

1) суффикс прошедшего времени -л- : купить – купил, играть – играли – это только формообразование;

2) суффикс повелительного наклонения -и-: пишут – пиши, пишите, говорят – говори, говорите;

3) суффиксы форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных и образованных от них наречий:

новый – новее, новей, лёгкий – легче, легчайший, глубокий – глубже, глубочайший, тонкий – тоньше, тончайший и др.

Неморфологические способы словообразования

1. Переход одной части речи в другую:

столовое (прил.) серебро – обедать в столовой (сущ.);

второе (числит.) образование – буду только второе (о блюде, сущ.);

провожающие (причаст.) меня друзья – обратился к провожающим (сущ.);

Он пока (нареч.) не пришёл – Мы прибрали комнаты, пока (=когда, союз) ты ходил в магазин;

сидеть прямо (нареч.) – к вам прямо (частица) с вокзала;

Завтра один (числит.) урок – У вас семья? Нет, я один (= одинокий, прил.) – живём в одном (= в том же самом, местоим.) доме – одни вы (=только вы, частица) меня не понимаете;

Что (местоим.) произошло? Я не знаю, что (местоим.) произошло. – Я не знала, что (союз) у вас неприятности.

Благодаря (деепричаст.) друзей за поддержку – благодаря(= по причине, из-за; предлог) вашим усилиям

При переходе одной части речи в другую, как видно из примеров, не участвуют какие-либо морфемы, но слово начинает употребляться как другая часть речи, меняется его морфологическая принадлежность и синтаксическая роль в предложении.

При переходе одной части речи в другую, как видно из примеров, не участвуют какие-либо морфемы, но слово начинает употребляться как другая часть речи, меняется его морфологическая принадлежность и синтаксическая роль в предложении.

2. Слияние слов:

сумасшедший – от с ума сошедший;

сегодня – от сего дня (сей день);

тотчас (примчится) – от тот час (не забуду);

бысторежущий (станок) – от быстро режущий (большими ломтями хлеб);

вечнозелёное растение – от вечно зелёное (от бессонных ночей и усталости лицо).

При слиянии слова образуют новое слово в лексической системе.

3. Распад многозначного слова на омонимыв результате ослабления смысловых связей между словами. Этот происходит постепенно. Так, первоначально слово побег (у растения, всход) являлось одним из значений отглагольного существительного побег, связанного и словообразовательно, и по смыслу с глаголами движения (побежать, бежать откуда-то, то есть совершить побег, удалиться откуда-то, спасаясь бегством). И хотя побег, вырастая на ветке дерева или показываясь из-под земли, тоже находится в движении и даже по-своему «удаляется» от точки роста, в сознании носителей языка эти действия постепенно перестали связываться, соотносится. В итоге в современном языке побег (из тюрьмы) и побег как росток – это слова-омонимы.

Таково же, например, происхождение слова кулак («богатый крестьянин-собственник, пользующийся наёмным трудом»), появившегося на основе слова кулак как «сжатая кисть руки».

Упражнение 1.

Разграничьте формообразование и словообразование; определите способ словообразования для производных единиц, при необходимости поставив их в исходную форму:

рассказали

собеседник

собеседницами

попросите (повел.)

удивительна

смешинка

прочитавшего

разбежаться

испуганно (нареч.)

интересней (книга)

внимание

воспитательница

охранник

созвездие

Упражнение 2.

Разделите слова на пять групп в зависимости от способа словообразования.

Привокзальный, передать, птицеферма, издавна, горько, по-хорошему, филфак, снисхождение, позитив, подражательный, предатель, некрасивый, позор, воздухоплавание, подосиновик, переписываться, справа, одновременно, потихоньку.

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Сложение основ

Сложение сокращенных основ

Бессуффиксный

Упражнение 3.

Укажите производящее слово (слова) и способ словообразования, выделите словообразующую морфему (морфемы).

Образец: подоконник∅ – окно, прист.-суф. сп.

обнаружение

одноразовый

Минфин

расстроиться

двуязычный

футболист

удачно (нареч.)

разбор

будущий

бескорыстный

по-французски

во-первых

набережная

название

прошлое (сущ.)

Упражнение 4.

Найдите слова, образованные бессуффиксным способом.

Белизна, сушить, судить, вывоз, рыбий, соль, рисование, чистить, читать, далекий, кровь, чернеть, стрижка, даль, обгон, разрыв.

Упражнение 5.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Вокруг туман. (2) Стелется по земле, клубится. (3) Пока ещё густой, плотный. (4) Но вот он начинает редеть, вот вокруг слегка посветлело. (5) Свысока мне далеко видно!

(6) Какой вид! (7) Река вьётся верст на десять, тускло синея сквозь туман. (8) За рекой водянисто-зелёные луга, пшеничные и гречишные поля, пологие холмы. (9) В такие минуты вдруг многое видится по-новому. (10) Сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль…

1. Приведите примеры слов на разные способы образования.

а) прист.-суф. (см. пр. 4, 5, 9): ______________________________

б) приставочный (см. пр. 4):________________________________

в) суффиксальный (см. пр. 7, 8): ____________________________

г) бессуффиксный (см. пр. 8 – 10) ________________________

2. Какие ещё способы словообразования представлены в этом тексте?

3. (повторение) Определите типы следующих предложений (двусоставное или односоставное, тип для односоставных; полное или неполное):

Пр. 1 ____________________

Пр. 2 ____________________

Пр. 3 ____________________

Пр. 5 ____________________

Пр. 6 ____________________

Пр. 8 ____________________

Пр. 9 ____________________

4. Укажите номера простых осложнённых предложений: ____________. Объясните вид осложнения.

II. МОРФОЛОГИЯ

Морфология изучает строение, образование и изменение слов, при этом слово рассматривается как часть речи.

Части речи подразделяются на знаменательные (самостоятельные):

имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие;

и служебные (незнаменательные):

союзы, предлоги, частицы.

Промежуточное место занимают междометия.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Существительное – это часть речи, объединяющая слова, которые:

— обозначают предметы, а также живые существа, явления, свойства, «опредмеченные» действия и др. (человек, земля, работа);

— отвечают на вопросы: Что? Кто? и падежные варианты этих вопросов (Чего? Кого? Чему? Кому? и т.д.);

— по значению (разряду) могут быть нарицательными(город, девочка, природа) или собственными(Россия, Венера, Трезор, Никита);

— имеют постоянные морфологические признаки:

— род,

— одушевленность / неодушевленность;

— изменяются по:

— числам,

— падежам;

— в зависимости от системы окончаний принадлежат к 1, 2 или 3 склонению;

— в предложении чаще всего выполняют роль подлежащего или дополнения.

По значению все существительные делятся на:

— имена собственные, т. е. являющиеся наименованиями единичного (уникального) явления (Иван, Иванов, Юпитер, Африка, ВДНХ и т. д.)

— имена нарицательные, т. е. являющиеся наименованиями группы однородных предметов, явлений (пожарник, змея, шахматы, поселок, плавание и т. д.)

Род существительных – это грамматическая категория, определяющая деление имен существительных на три группы: мужской, женский и средний род (низкий дом, низкая стена, низкое кресло).

Если существительное имеет суффикс (уменьшительный, ласкательный и т. д.), как, например, братишка, скворушка, ведрышко, голосишко, домишко, домище и др., его род не меняется!

При затруднениях в определении рода таких слов надо отбросит суффикс: братишка = брат, хлебушко = хлеб, ведрышко = ведро, скворушка = скворец, домишко, домище= дом и др. (тёплый хлебушко, но прохудилось старенькое вёдрышко)

Некоторые имена существительные могут обозначать лиц как мужского, так и женского пола и в зависимости от того, каких лиц называют, изменять грамматический род: неряха, недотрога, зазнайка, невежа, соня, растяпа и др. (маленькая сирота / маленький сирота, такая плакса / такой плакса). Такие имена существительные называются именами общего рода.

Одушевленность / неодушевленность – это грамматическая категория, определяющая деление имен существительных на два класса.

Одушевленные имена существительные обозначают живые существа (людей и животных) и отвечают на вопрос Кто?

Неодушевленные имена существительные обозначают неживые объекты (предметы, явления, отвлеченные понятия) и отвечают на вопрос Что?

Число существительных – это грамматическая категория, выражающая посредством окончаний идею единичности или множественности: один или больше одного.

Обратите внимание! Основная часть слов образует формы числа с помощью окончаний (собака – собаки, гриб – грибы), но у некоторых слов при образовании форм числа могут иметь место следующие явления:

— добавление суффикса (друг – друзья (появился суффикс –й-), чудо – чудеса (-ес-)

— утрата суффикса (цветок – цветы)

— замена суффикса (медвежонок – медвежата, хозяин – хозяева)

— изменение основы (человек – люди, ребенок – дети).

Падеж существительных – это грамматическая категория, выражающая с помощью окончаний различные роли предметов и лиц в ситуации. В русском языке различается шесть падежей:

— Именительный (Кто? Что?)

— Родительный (Кого? Чего?)

— Дательный (Кому? Чему?)

— Винительный (Кого? Что?)

— Творительный (Кем? Чем?)

— Предложный (О ком? О чем?).

Склонение – это деление имен существительных по системам падежных окончаний. Выделяются три склонения – первое, второе и третье.Имеются также разносклоняемые существительные (путь и 10 существительных на –мя) и несклоняемые существительные.

Тип склонения Падежные окончания в имен. падеже ед. числа Род
I склонение -а (-я) Муж. род: юноша (только одуш.) Жен. род: девушка, земля
II склонение нулевое окончание   -о / -е (-ё) Муж. род: пожарник, конь, стол Ср. род: село, поле, житьё
III склонение нулевое окончание Жен. род: мышь, моль
Разносклоняемые: сочетают формы 3 и 2 склонений. Существительное путь, а также 10 существительных на –мя (бремя, знамя, пламя, семя, вымя, время, имя, племя, стремя, темя). Муж. род: путь Ср. род: все на -мя
Несклоняемые Неизменяемые существительные Муж. род: кенгуру, сирокко, кюре Жен. род: мадам, авеню, леди Ср. род: кашне, депо

Обратите внимание! Существительные, которые образованы путем перехода из прилагательных, имеют особый тип склонения. Слова булочная, суженый, существительное склоняются как прилагательные.

НЕКОТОРЫЕ СЛУЧАИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1.Суффиксальный:

а) от основ существительных (в том числе различные суффиксы субъективной оценки):

книга – книжка голос – голосок - голосочек

– книжица – голосина

– книжища – голосище

– книжонка и др. – голосишко

баня – банщик, камень – каменщик;

орех – орешник, берёза – березняк и др.

б) от глагольных основ:

вязать – вязание, голосовать – голосование, петь – пение;

владеть – владелец, читать – чтец, торговать – торговец;

находить - находка, строить – стройка, заколоть – заколка;

учить – учитель, воспитать – воспитатель, обозревать – обозреватель;

выключать – выключатель, проигрывать – проигрыватель;

вязать – вязальщик, застроить – застройщик и др.

в) от основ прилагательных:

жёлтый – желтизна, красный – краснота, мелкий – мелкота, ржавый - ржавчина; подлый – подлец, слепой – слепец, наглый – наглец;

музыкальный – музыкальность, скупой – скупость, тупой – тупость и др.

2. Приставочный:

погода – непогода, умение – неумение, фашист – антифашист, агент – контрагент и др.

3. Приставочно-суффиксальный:

беседа – собеседник, стакан – подстаканник, солнце – подсолнух, Москва – Подмосковье, деньги – безденежье, молва – безмолвие и др.

4. Бессуффиксный:

синий – синь, тихий – тишь;

привозить – привоз, загорать – загар, выносить – вынос, перелететь – перелёт и др.

5. Сложение слов: телефон-автомат, диван-кровать, платье-халат, плащ-палатка, кают-компания и др.

6. Сложение основ с соединительной гласной:

сам + летать – самолёт, пеший + ход – пешеход, птицы + ловить – птицелов, лес + степь – лесостепь;

и с суффиксацией:

Чёрное море – черноморец, первый + проходить – первопроходец, второй + класс – второклассник и др.

7. Неморфологический способ – переход слов других частей речи в существительные (субстантивация):

прошлый год – (наше) прошлое;

мороженые фрукты – (люблю) мороженое;

новенький портфель – (он в классе) новенький;

данное обещание – (проверить) данные.

Упражнение 1.

Укажите тип склонения и падеж для выделенных существительных текста.

Почему общество _______________ должно кормить ученых _______________, занимающихся фундаментальной, теоретической наукой _______________? Здание____________ науки _______________, включающее в себя прикладную и фундаментальную части _______________, цельно. Разрушить одну часть _______________, не затронув другую, просто невозможно. Поэтому имеет смысл _______________ либо оплачивать расходы _______________ по строительству всего здания _______________ в целом, либо отказаться от строительства _______________ вообще. Этот выбор _______________ был сделан задолго до нас, много тысяч лет _______________ назад первобытным человеком _______________, который не только вел изнурительную и очень тяжелую борьбу _______________ за жизнь _______________ с холодом _______________, голодом и болезнями _______________, но и пытался ответить на совершенно непрактичные и ненужные, казалось бы, вопросы _______________: «Что это?», «Как это?» и «Почему это?», наблюдая предметы _______________ и явления _______________, его окружавшие. (По статье И.Сокальского «Почему вы должны мне платить?»)

III. ОРФОГРАФИЯ

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Правописание падежных окончаний

Падежные окончания имён существительных могут быть ударными, например: по земле, из степи; но окончания могут быть и безударными, что вызывает орфографические затруднения.

В большинстве случаев для правильного написания безударного окончания надо подобрать в качестве проверочного существительное с ударным окончанием того же склонения с таким же типом основы. Написание окончаний существительных, не имеющих проверочных аналогов, необходимо запомнить.

Алгоритм. Чтобы правильно написать падежное окончание, надо

1. Определить тип склонения, к которому существительное относится.

2. Определить число и падеж существительного.

3. Применить общее правило, либо вспомнить написание слов с особым типов основ и исключения.

Падеж 1 склонение 2 склонение 3 склонение Сущ.
  ж. и м. р. на -а/-я м.р. с нулевым окончанием и ср.р. на -о/-е ж.р. с нулевым окончанием, а также сущ. путь на -мя
Род.  
  без воли, у аллеи, у Марьи (ср.: без земли, нет статьи) (нет) Марии, комедии (нет орфографич. трудности) без лошади, фальши (ср.: у степи, без любви) (нет) времени
Дат.  
  к воле, по аллее, к Марье (ср.: по земле, по статье)   Но: -И к Марии, по комедии (нет орфографич. трудности) к лошади, фальши (ср.: по степи, к любви) ко времени
Пр.
  о воле, в аллее, о Марье (ср.: в земле, в статье)   Но: -И о Марии, в комедии в городе, музее, об Алексее, в ущелье (ср.: в столе, в письме, о ружье)   Но: -И о гении, о Юрии, в стихотворении   на лошади, о фальши (ср.: в степи, о любви) о времени

Таким образом, во всех трудных случаях, когда у существительных нет проверочных вариантов того же типа основы с ударными окончаниями, пишется –и.

Обратите внимание!

1. Имена существительные на -ия и на -ья имеют разные окончания, в том числе и вариативные формы имён собственных, например:

к Марии – к Марье, о Марии – о Марье.

2. Имена существительные среднего рода на -ье и -ие имеют в предложном падеже разные падежные окончания (даже стилистические варианты однокоренных слов):

в здании, о бедствии, о счастии (устар.) - о ружье, в тряпье, о счастье.

Падежные окончания в именах собственных (склоняемые фамилии и наименования населённых пунктов)

1) В русских фамилиях на -ов, -ев, -ив, -ин, -ын в Тв.п. окончание -ЫМ:

с Ивановым, Пушкиным, за Тургеневым.

2) В иноязычных фамилиях в Тв.п. окончание -ОМ: Дарвином, Герценом.

3) В наименованиях населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ыво, -ево, -ино, -ыно в Тв.п. окончание -ОМ: под Саратовом, за Голицыном, над Киевом, под Бородином.

Окончания в именительном падеже существительных с оценочными суффиксами

-УШК-(-юшк-), -ЫШК-(-ишк-)
Сущ. жен.р. и муж.р. одушевл. Сущ. ср.р. и муж. р. неодушевл.:
имеют окончание -А: имеют окончание –О:
зимушка, страстишка, дедушка, солнышко, домишко,
соловушка, офицеришка, комаришка голосишко, пальтишко, умишко  
-ИЩ-
Сущ. жен.р. Сущ. муж. и ср.р.
имеют окончание –А имеют окончание -Е
бородища, жарища, грязища дождище, волчище, великанище

Множественное число: трудные случаи образования и написания слов

Затруднение могут вызывать формы родительного падежа, на которые и следует обратить внимание.

1) Формы Р.п. на -ня

пишутся на конце с Ь, если пишутся без Ь на конце, если

перед -ня стоит гласная буква перед -ня стоит согласная буква:

яблонь (яблоня), дынь (дыня), вишен (вишня), кофеен (кофейня),

разинь (разиня), богинь (богиня) пашен (пашня), конюшен (конюшня)

Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь

( хотя барышня, боярышня, деревня, кухня)

2) Формы Р.п. жен. и ср. рода на шипящую

пишутся без Ь на конце: (нет) туч_, рощ_, луж_, училищ_, пожарищ_, стрельбищ_.

3) Формы Р.п. сущ. жен.р. на -ия и -ья

оканчиваются на - ИЙ (c нулев.оконч.) оканчиваются на ударное -ЕЙ

в словах на -ИЯ и в словах на -ЬЯ,

в словах на -ЬЯ, если ударение если в начальной форме падает на:

основу: окончание:

линий, партий, станций, статей (статья),

гостий (от гостья), свиней (свинья),

операций, певуний, шалуний семей (семья), судей (судья)

4) Формы Р.п. сущ. ср.рода на -ие и -ье

оканчиваются на -ИЙ: приглашений, ожерелий, угодий, побережий, учений, предместий, состязаний;

Особые случаи: низовий и низовьев, верховий и верховьев (правильны обе формы).

Запомните формы-исключения: платье – платьев, устье – устьев;

ружьё – ружей.

(См. также далее материалы раздела «Морфологические нормы)

Обратите внимание на Тв. п. мн.ч. существительных дочь, дверь, лошадь: литературная форма – дочерьми, лошадьми, дверьми; разговорная форма – дочерями, лошадями, дверями.

Наши рекомендации