Когнитивные расстройства, отличие от интеллектуального снижения.
Когнитивные нарушения — это снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой). Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией и построение и осуществление программы действий. Когнитивные нарушения являются полиэтиологическими состояниями: причинами их могут быть большое количество различных по этиологии и патогенезу заболеваний (неврологических, психических и т. п. расстройств). Выделяют лёгкие, умеренные и тяжёлые когнитивные нарушения. Легкие («субъективные») когнитивные расстройства– это нарушения, которые не оказывают существенного влияния на повседневную жизнь человека, они почти незаметны для окружающих и не выявляются при проведении тестов, так как все формальные показатели остаются в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняются от нее очень незначительно. Легкие когнитивные расстройства заметны лишь для самого пациента, который констатирует, что стал, например, медленнее реагировать на происходящее. Другими словами, оставаясь в пределах общей нормы, человек замечает ухудшения по сравнению с привычными для себя показателями, со своей индивидуальной нормой.
Замедление скорости привычных действий при сохранении их качества – одно из типичных проявлений легких когнитивных расстройств. Больше времени начинает уходить на поиск в памяти необходимой информации, слегка заторможенно протекают мыслительные операции, необходимые для решения повседневных профессиональных и бытовых задач. Кроме того, некоторые пациенты отмечают трудности с концентрацией внимания: сложнее становится стабильно удерживать его на выполнении какой–либо операции или, наоборот, переключать с одного объекта на другой. Отмечаются и незначительные нарушения памяти, которые, впрочем, не сказываются на способности человека ориентироваться во времени и пространстве. Разумеется, подобные «нарушения» можно считать проявлением естественного старения организма. Однако сам факт того, что пациент обращает внимание на происходящие изменения, может сигнализировать о довольно высокой скорости их развития. (При естественном течении процесс старения протекает медленно, а изменения не привлекают к себе внимания.) Поэтому отмеченные изменения – достаточное основание для обращения к специалисту. Современные методы нейровизуализации позволяют обнаружить, связаны ли отклонения в нормальном функционировании с патофизиологическими процессами в головном мозге, или же все дело в функциональных сбоях, вызванных, например, стрессом. Умеренными когнитивными расстройствами называют нарушения в когнитивной сфере, которые выходят за пределы возрастной нормы, хотя не достигают при этом тяжелой степени – деменции. Такие расстройства отмечаются у 11–17% пожилых людей. Умеренные когнитивные расстройства занимают промежуточное положение между нормальным старением и выраженной деменцией. Они связаны с: — ухудшением памяти, внимания или способности к обучению, подтверждаемым при объективном исследовании (нарушения отмечает сам пациент или его близкие); — сохранением полной самостоятельности в повседневной жизни – перечисленные нарушения не приводят к каким–либо ограничениям (это главное отличие умеренных когнитивных расстройств от деменции); — появлением жалоб на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы; — снижением по сравнению со среднестатистической возрастной нормой результатов нейропсихологических тестов (краткая шкала оценки психического статуса – MMSE, тест рисования часов) ; — отсутствием делирия и деменции (результат краткой шкалы оценки психического статуса – не менее 24 баллов); — органическими изменениями (сопряжены с заболеваниями мозга, сердечно–сосудистой системы, других органов). У большинства больных с умеренными когнитивными расстройствами выявляется нарушение нескольких когнитивных функций (мышление, внимание, речь), но ведущим выступает ослабление памяти (у 85% пациентов). 4 основных типа синдрома умеренных когнитивных расстройств: 1.Монофункциональный амнестический тип — изолированное нарушение памяти при сохранении остальных функций (обычно рассматривается как начальное проявление деменции альцгеймеровского типа). 2.Полифункциональный тип с наличием нарушений памяти — нарушение нескольких когнитивных функций, включая память (высокая вероятность постепенной трансформации в болезнь Альцгеймера). 3.Полифункциональный тип без нарушений памяти — затрагивает несколько когнитивных функций без нарушений памяти (сопутствует сосудистым поражениям головного мозга, болезни диффузных телец Леви, болезни Паркинсона). 4.Монофункциональный неамнестический тип — нарушение одной когнитивной функции: мышления, речи, ориентировки или др. Нарушения речи могут быть связаны с начальным этапом первичной прогрессирующей афазии, нарушения праксиса — кортико–базальной дегенерации, зрительного гнозиса — задней корковой атрофии, зрительно–пространственных функций — деменции с тельцами Леви. Тяжелыми когнитивными нарушениями (ТКН) называют моно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые приводят к полной или частичной утрате независимости и самостоятельности пациента, т.е. вызывают профессиональную, социальную и(или) бытовую дезадаптацию. К ТКН относится, в частности, деменция дегенеративной или сосудистой природы. Согласно эпидемиологическим данным, деменцией страдают не менее 5% лиц старше 65—70 лет. Наличие деменции или других видов ТКН свидетельствует о значительном поражении головного мозга, которое обычно развивается в результате длительно текущего патологического процесса. Прогноз в большинстве случаев — неблагоприятный, так как ТКН чаще всего носят прогрессирующий, реже — стационарный характер.